Колесная сталь
Изобретение относится к черной металлургии, а именно к стали для изготовления железнодорожных колес. Сталь содержит углерод, кремний, марганец, ванадий, медь, хром, никель, кальций, азот, железо и примеси при следующем соотношении компонентов, мас.%: углерод 0,60-0,73, кремний 0,27-0,35, марганец 0,80-1,05, ванадий 0,07-0,12, хром 0,60-0,90, никель 0,03-0,30, медь 0,03-0,30, азот 0,012-0,020, кальций от более 0,005 до 0,008, в качестве примесей серу - не более 0,020, фосфор - не более 0,020, алюминий - не более 0,005, кислород - не более 0,0025, водород - не более 0,0002, железо остальное. Повышаются механические свойства и твердость стали, а также увеличивается эксплуатационная стойкость железнодорожных колес. 2 табл.
Реферат
Изобретение относится к черной металлургии, в частности к стали, используемой для изготовления железнодорожных колес. Известна колесная сталь [1], содержащая (в мас.%):
углерод | 0,25-0,40 |
кремний | 0,25-0,45 |
марганец | 1,5-2,0 |
хром | 2,2-3,0 |
ванадий | 0,1-0,25 |
сера | до 0,035 |
фосфор | до 0,035 |
железо | - остальное |
Существенными недостатками данной колесной стали являются неоднородность структуры по сечению обода колеса за счет образования игольчатых закалочных структур (бейнит и мартенсит), а также низкие эксплуатационная стойкость железнодорожных колес.
Известна выбранная в качестве прототипа колесная сталь [2], содержащая (в мас.%):
углерод | 0,4-0,77 |
кремний | 0,25-0,60 |
марганец | 0,4-1,2 |
ванадий | ≤0,1 |
хром | ≤0,35 |
никель | ≤0,35 |
медь | ≤0,35 |
азот | 0,0015-0,015 |
кальций | ≤0,005 |
сера | ≤0,030 |
фосфор | ≤0,030 |
алюминий | 0,003-0,06 |
кислород | 0,0005-0,003 |
водород | ≤0,00025 |
железо | - остальное |
Недостатком данной стали является то, что для достижения требуемого уровня механических характеристик требуется проведение термической обработки колес.
Желаемыми техническими результатами изобретения являются: повышение механических свойств и твердости стали за счет образования однородной структуры пластинчатого перлита без применения термической обработки, а также увеличение эксплуатационной стойкости железнодорожных колес.
Для достижения этого колесная сталь, содержащая углерод, кремний, марганец, ванадий, хром, никель, медь, азот, кальций, железо и примеси серы, фосфора, алюминия, кислорода и водорода, отличается тем, что она содержит компоненты при следующем соотношении (в мас.%)
углерод | 0,60-0,73 |
кремний | 0,27-0,35 |
марганец | 0,80-1,05 |
ванадий | 0,07-0,12 |
хром | 0,60-0,90 |
никель | 0,03-0,30 |
медь | 0,03-0,30 |
азот | 0,012-0,020 |
кальций | от более 0,005 до 0,008 |
сера | не более 0,020 |
фосфор | не более 0,020 |
алюминий | не более 0,005 |
кислород | не более 0,0025 |
водород | не более 0,0002 |
железо | - остальное |
Заявляемый химический состав стали подобран исходя из следующих предпосылок.
Содержание углерода выбрано исходя из обеспечения повышения твердости и контактной прочности стали. При концентрации его в стали менее 0,60% в структуре уменьшается количество высокодисперсной карбидной фазы пластинчатой формы и увеличивается доля зернограничного феррита, что приводит к снижению контактной прочности железнодорожных колес, а при увеличении концентрации углерода более 0,73% повышается склонность их к хрупким разрушениям и образованию термомеханических повреждений.
Соотношение марганца выбрано исходя из того, что при содержании марганца до 1,05% увеличивается прокаливаемость стали, что не требует закалочного водяного охлаждения для обеспечения требуемых механических свойств. Нижний предел выбран исходя из того, что марганец при содержании менее 0,80% слабо оказывает влияние на прокаливаемость стали и соответственно не обеспечивает повышение комплекса механических свойств железнодорожных колес.
Кремний в заявляемых пределах обеспечивает повышение ударной вязкости и хладостойкости стали. При концентрации кремния менее 0,27% не достигается повышения указанных характеристик. При содержании кремния более 0,35% значительно снижается пластичность и вязкость феррита, что увеличивает склонность стали к трещинообразованию.
При содержании хрома от 0,60 до 0,90% достигается повышение твердости, прочности, пластичности, ударной вязкости стали без закалочного водяного охлаждения за счет распада аустенита в области низких температур перлитного превращения. При содержании хрома менее 0,60% наблюдается уменьшение прокаливаемости стали, и как следствие снижение всего комплекса механических свойств.
Установленный предел концентрации никеля (0,03-0,30%) придает стали высокую пластичность и ударную вязкость. Содержание никеля более 0,30% нецелесообразно из экономических соображений.
Содержание меди в заявляемых пределах обеспечивает повышение предела временного сопротивления разрыву и относительного удлинения без снижения ударной вязкости, при увеличении концентрации меди более 0,30% резко уменьшаются значения ударной вязкости стали.
Содержание алюминия (менее 0,005%) выбрано исходя из исключения образования недопустимых строчечных включений глинозема, увеличивающих склонность железнодорожных колес к образованию контактно-усталостных трещин и выщерблин при эксплуатации.
Совместное введение в сталь карбонитридообразующих элементов - ванадия и азота - предусмотрено для стабилизации зерна аустенита при нагреве под нормализацию (или прерывистую закалку воздухом). Исходя из этого установлено оптимальное содержание ванадия 0,07-0,12% и азота 0,012-0,020%. При меньших концентрациях ванадия и азота не обеспечивается требуемое измельчение аустенитного зерна. Верхний предел концентрации ванадия выбран исходя из экономических соображений. При повышении азота более 0,020% возможны случаи возникновения пятнистой ликвации и образования пузырей в стали в результате «азотного кипения».
Содержание кальция выбрано исходя из обеспечения требуемой концентрации кислорода в стали, при концентрации до 0,005% не обеспечивается требуемая концентрация кислорода, а при увеличении более 0,008 возрастает загрязненность стали неметаллическими включениями.
Ограничение содержания серы, фосфора, кислорода и водорода выбрано исходя из обеспечения качества поверхности и эксплуатационной стойкости железнодорожных колес.
Серия опытных плавок с заявляемым химическим составом была выплавлена в 160-тонных кислородных конвертерах. Химический состав приведен в таблице 1. После разливки стали на МНЛЗ, осуществляли прокатку и термообработку железнодорожных колес. Термическая обработка включала нагрев колес в кольцевой печи до температуры 820-850°С, прерывистое охлаждение воздухом поверхности ободьев колес и последующий самоотпуск при температуре 450°С. Результаты испытаний приведены в таблице 2. Таким образом, заявляемый химический состав обеспечивает повышение механических свойств, твердости и износостойкости железнодорожных колес.
Список источников
1. А.с СССР №336336, С22С 39/00.
2. US 6663727 В2, С22С 38/40.
Таблица 1. | |||||||||||||||
Химический состав стали, мас.% | |||||||||||||||
Состав | С | Si | Mn | V | Cr | Ni | Cu | Са | N | AI | S | Р | O | Н | Fe |
1 | 0,60 | 0,27 | 0,80 | 0,07 | 0,60 | 0,03 | 0,03 | 0,0003 | 0,012 | 0,005 | 0,020 | 0,020 | 0,0025 | 0,0002 | ост |
2 | 0,63 | 0,29 | 0,82 | 0,12 | 0,76 | 0,18 | 0,09 | 0,005 | 0,018 | 0,005 | 0,009 | 0,018 | 0,0020 | 0,0001 | ост |
3 | 0,66 | 0,33 | 0,88 | 0,09 | 0,75 | 0,25 | 0,08 | 0,0013 | 0,019 | 0,003 | 0,008 | 0,010 | 0,0020 | 0,0002 | ост |
4 | 0,69 | 0,32 | 0,90 | 0,11 | 0,65 | 0,29 | 0,23 | 0,0021 | 0,018 | 0,004 | 0,012 | 0,012 | 0,0020 | 0,0001 | ост |
5 | 0,71 | 0,29 | 0,93 | 0,10 | 0,88 | 0,20 | 0,29 | 0,0006 | 0,016 | 0,003 | 0,012 | 0,012 | 0,0012 | 0,0002 | ост |
6 | 0,73 | 0,35 | 1,05 | 0,12 | 0,90 | 0,30 | 0,30 | 0,008 | 0,020 | 0,005 | 0,018 | 0,018 | 0,0015 | 0,0001 | |
прототип | 0,25-0,40 | 0,25-0,45 | 1,5-2,0 | 0,1-0,25 | 2,2-3,0 | 0,3-0,5 | - | <0,035 | <0,035 | ост |
Таблица 2 | ||||||||
Механические свойства стали | ||||||||
Состав | σв, кгс/мм2 | δ, % | ψ, % | KCU+20C | KCU-20C | KCU-60C | HB | Структура |
1 | 112 | 14 | 26 | 5 | 3 | 1 | 320 | перлит |
2 | 115 | 16 | 30 | 6 | 4 | 0,5 | 330 | перлит |
3 | 116 | 18 | 32 | 5 | 3 | 1 | 335 | перлит |
4 | 119 | 16 | 30 | 4 | 5 | 2 | 345 | перлит |
5 | 120 | 12 | 34 | 6 | 4 | 3 | 357 | перлит |
6 | 128 | 15 | 35 | 6 | 5 | 3 | 360 | перлит |
прототип | 130 | 15 | 30 | 7 | 4 | - | - | - |
Колесная сталь, содержащая углерод, кремний, марганец, ванадий, хром, никель, медь, азот, кальций, железо и примеси серы, фосфора, алюминия, кислорода и водорода, отличающаяся тем, что она содержит компоненты при следующем соотношении, мас.%:
углерод | 0,60-0,73 |
кремний | 0,27-0,35 |
марганец | 0,80-1,05 |
ванадий | 0,07-0,12 |
хром | 0,60-0,90 |
никель | 0,03-0,30 |
медь | 0,03-0,30 |
азот | 0,012-0,020 |
кальций | от более 0,005 до 0,008 |
сера | не более 0,020 |
фосфор | не более 0,020 |
алюминий | не более 0,005 |
кислород | не более 0,0025 |
водород | не более 0,0002 |
железо | остальное |