Двигатель с впрыском топлива двумя форсунками

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к топливовпрыскивающей аппаратуре двигателей. Изобретение позволяет создать двигатель с впрыском топлива двумя форсунками, в котором одновременно с возможностью компактной установки в двигателе форсунок двух типов достигается возможность легкого монтажа и техобслуживания форсунки впрыска во впускной канал с нагнетательной трубкой с высокой точностью. Двигатель с впрыском топлива двумя форсунками содержит блок цилиндров, выполненный с рядом цилиндровых отверстий; головку цилиндров, закрепленную на блоке цилиндров; впускной канал, выполненный в головке цилиндров, идущий от камеры сгорания с наклоном вверх относительно оси каждого цилиндра и служащий в качестве впускного прохода для каждого цилиндра; впускной коллектор, присоединенный к впускному каналу на его выходном конце и содержащий ответвление впускного прохода для каждого цилиндра; уравнительный резервуар, установленный перед впускным коллектором и совместно используемый несколькими цилиндрами; форсунку впрыска в цилиндр, предусмотренную для каждого цилиндра для непосредственного впрыска топлива в камеру сгорания; форсунку впрыска во впускной канал, предусмотренную для каждого цилиндра для впрыска топлива во впускной канал; первую нагнетательную трубку, присоединенную ко всем форсункам впрыска в цилиндр для подачи в них топлива; и вторую нагнетательную трубку, присоединенную ко всем форсункам впрыска во впускной канал для подачи в них топлива. На одной из сторон головки цилиндров выполнена выступающая вбок стенка впускного канала. Впускной канал входит в стенку впускного отверстия таким образом, что он установлен с наклоном вверх. Форсунка впрыска в цилиндр и первая нагнетательная трубка расположены под стенкой впускного канала, если смотреть в направлении по оси коленчатого вала, и прикреплены к головке цилиндров. На верхнем конце стенки впускного канала выполнена направленная вверх плоская поверхность. К плоской поверхности сверху присоединен выходной конец впускного коллектора. Форсунка впрыска во впускной канал и вторая нагнетательная трубка прикреплены к впускному коллектору таким образом, что они расположены рядом с впускным каналом на стороне, противоположной форсунке впрыска в цилиндр, поперек впускного канала, если смотреть в направлении по оси коленчатого вала, и на впускном коллекторе, рядом с сопрягающей поверхностью, где сходятся впускной коллектор и стенка впускного канала, выполнено крепежное седло, к которому прикреплена форсунка впрыска во впускной канал. 14 з.п. ф-лы, 11 ил.

Реферат

Область техники

Настоящее изобретение относится к двигателю с впрыском топлива двумя форсунками, в котором осуществляется впрыск из соответствующих форсунок в камеру сгорания и во впускной канал.

Уровень техники

В традиционных автомобильных двигателях, как правило, для каждого цилиндра предусмотрено по одной форсунке. В двигателях такого типа для повышения мощности и снижения затрат на топливо можно предусмотреть одну форсунку, которая будет впрыскивать топливо непосредственно в камеру сгорания, и вторую форсунку, которая будет впрыскивать топливо во впускной канал, как это описано, например, в опубликованном японском патенте №11-315733 (ниже именуется «документ 1») или 2002-48025 (ниже именуется «документ 2»).

В двигателе, описанном в документе 1, имеется форсунка впрыска в цилиндр, которая осуществляет впрыск топлива в камеру сгорания и крепится к тому нижнему концу головки цилиндров, который находится рядом с блоком цилиндров, а форсунка, осуществляющая впрыск топлива (маловязкого масла) во впускной канал, крепится к той стороне головки цилиндров, которая находится напротив форсунки в цилиндре по ширине впускного канала.

В документе 2 описан многоцилиндровый двигатель. Здесь форсунка впрыска в цилиндр помещена на нижнем конце головки цилиндров, а форсунка впрыска во впускной канал, осуществляющая впрыск топлива во впускной канал, - во впускном коллекторе, прикрепленном к головке цилиндров.

Впускной коллектор идет вверх от бокового участка головки цилиндров, а затем к другой стороне головки цилиндров по участку, находящемуся над этой головкой. Во впускном коллекторе, над головкой цилиндров, установлен уравнительный резервуар, а рядом со входной частью уравнительного резервуара помещена дроссельная заслонка. Ко входной части дроссельной заслонки через впускную трубу присоединен нагнетатель.

Рассмотренные в документе 2 форсунки обоих типов установлены таким образом, что на их концах, противоположных форсуночным отверстиям, установлены нагнетательные трубки, и от этих трубок поступает топливо. Одна из этих форсунок, а именно форсунка впрыска во впускной канал, крепится к наружной стороне того криволинейного участка впускного коллектора, который изогнут рядом с головкой цилиндров и вытянут в вертикальном направлении.

Раскрытие изобретения

Поставленная в изобретении задача

В двигателе, описанном в документах 1 иди 2, где каждый цилиндр снабжен двумя форсунками, используется больше форсунок, нежели в обычных двигателях. Соответственно, возрастает и число шагов сборки, что делает систему слишком громоздкой. Если говорить более конкретно, в сегодняшних условиях при изготовлении двигателей подобного типа операция прикрепления форсунки впрыска во впускной канал с нагнетательной трубкой к двигателю и операция прикрепления впускного коллектора к головке цилиндров выполняются практически одновременно в довольно малом пространстве. Следовательно, прежде чем приступать к выполнению последующей операции, приходится ждать окончания предыдущей. Прикрепление и отсоединение впускного коллектора должны осуществляться в процессе техобслуживания форсунки впрыска во впускной канал. В результате указанная проблема наложения двух операций возникает не только в процессе изготовления двигателя, но и во время его техобслуживания.

Как показано в документе 2, форсунка впрыска во впускной канал и ее нагнетательная трубка часто соединяются друг с другом путем установки этой форсунки в указанной нагнетательной трубке, после чего их герметизируют с помощью какого-либо уплотнительного элемента типа кольцевого уплотнения. Если не выполнено идеальное выравнивание форсунки впрыска во впускной канал и ее нагнетательной трубки в одну линию, то может произойти утечка топлива из уплотненного участка, в частности, по той причине, что топливо находится под избыточным давлением.

Таким образом, необходимо обеспечить беспрепятственную и правильную сборку двигателя, в котором каждый цилиндр снабжен двумя форсунками, без выполнения таких накладывающихся друг на друга операций, о которых говорилось выше.

В случае, когда в двигателях рассматриваемого типа требуется быстрый монтаж форсунки впрыска во впускной канал, эта форсунка не должна выходить за пределы впускного коллектора, что привело бы к чрезмерной громоздкости двигателя, как это имеет место в системе, рассмотренной в документе 2.

Настоящее изобретение как раз и направлено на устранение вышеупомянутых проблем и ставит своей целью создание двигателя с впрыском топлива двумя форсунками, в котором одновременно с возможностью компактной установки в двигателе форсунок двух типов достигалась бы также возможность легкого монтажа и техобслуживания форсунки впрыска во впускной канал с нагнетательной трубкой с высокой точностью.

Средства для решения поставленной задачи

Для достижения указанной цели в соответствии с изобретением предложен двигатель с впрыском топлива двумя форсунками, содержащий блок цилиндров, выполненный с рядом цилиндровых отверстий, головку цилиндров, закрепленную на блоке цилиндров, впускной канал, выполненный в головке цилиндров, который идет от камеры сгорания с наклоном вверх относительно оси каждого цилиндра и служит в качестве впускного прохода для каждого цилиндра, впускной коллектор, присоединенный ко впускному каналу на его выходном конце и включающий в себя ответвление впускного прохода для каждого цилиндра, уравнительный резервуар, установленный перед впускным коллектором и совместно используемый несколькими цилиндрами, форсунку впрыска в цилиндр, предусмотренную для каждого цилиндра с целью непосредственного впрыска топлива в камеру сгорания, форсунку впрыска во впускной канал, предусмотренную для каждого цилиндра с целью впрыска топлива во впускной канал, первую нагнетательную трубку, присоединенную ко всем форсункам впрыска в цилиндр для подачи в них топлива, и вторую нагнетательную трубку, присоединенную ко всем форсункам впрыска во впускной канал для подачи в них топлива, причем в указанном двигателе на одной из сторон головки цилиндров выполнена выступающая вбок стенка впускного канала, причем впускной канал входит в стенку впускного отверстия таким образом, что он установлен с наклоном вверх, форсунка впрыска в цилиндр и первая нагнетательная трубка расположены под стенкой впускного канала, если смотреть в направлении по оси коленчатого вала, и прикреплены к головке цилиндров, на верхнем конце стенки впускного канала выполнена направленная вверх плоская поверхность, к плоской поверхности сверху присоединен выходной конец впускного коллектора, форсунка впрыска во впускной канал и вторая нагнетательная трубка прикреплены ко впускному коллектору таким образом, что они расположены рядом с впускным каналом на стороне, противоположной форсунке впрыска в цилиндр, поперек впускного канала, если смотреть в направлении по оси коленчатого вала, и на впускном коллекторе, рядом с сопрягающей поверхностью, где сходятся впускной коллектор и стенка впускного канала, выполнено крепежное седло, к которому прикреплена форсунка впрыска во впускной канал.

Достигаемый технический эффект

Как было сказано выше, в соответствии с изобретением, форсунки впрыска во впускной канал соответствующих цилиндров и вторая нагнетательная трубка, подлежащая присоединению к форсункам впрыска во впускной канал, могут быть установлены во впускном коллекторе, образуя единый узел.

Таким образом, благодаря данному изобретению, поскольку операция монтажа форсунок впрыска во впускной канал и второй нагнетательной трубки могут быть выполнены перед установкой впускного коллектора на двигателе, удается облегчить процесс сборки. Согласно изобретению форсунки впрыска во впускной канал и вторая нагнетательная трубка могут быть сняты с двигателя посредством снятия с него впускного коллектора. Вследствие этого обеспечивается беспрепятственное техобслуживание форсунки впрыска во впускной канал.

Форсунки впрыска в цилиндр и форсунки впрыска во впускной канал предлагаемого двигателя с впрыском топлива двумя форсунками размещены таким образом, что они разделены на расположенные на выходной и входной сторонах впускных каналов и, кроме того, распределены по нижней и верхней сторонам впускного канала. В результате в данном двигателе исключается нежелательное взаимодействие друг с другом форсунок обоих типов или их нагнетательных трубок. Таким образом, форсунки обоих типов и их нагнетательные трубки могут быть помещены в довольно ограниченном пространстве, что обеспечивает высокую компактность всего двигателя.

Итак согласно предлагаемому изобретению одновременно с компактной установкой в двигателе форсунок обоих типов достигаются беспрепятственные монтаж и техобслуживание форсунок впрыска во впускной канал и нагнетательных трубок.

Кроме того, в предлагаемом двигателе с впрыском топлива двумя форсунками форсунка впрыска во впускной канал и вторые нагнетательные трубки поддерживаются впускным коллектором. Вследствие этого в таком двигателе контроль утечки топлива из форсунок во впускной трубе и вторых нагнетательных трубок можно осуществлять перед установкой впускного коллектора на двигателе. Говоря точнее, двигатель не препятствует указанному контролю, благодаря чему проведение последнего удается облегчить.

В двигателе согласно изобретению форсунки впрыска во впускной канал и вторые нагнетательные трубки поддерживаются, как описано выше, одним впускным коллектором. Соответственно имеется возможность точно устанавливать вторые нагнетательные трубки в один ряд с форсунками впрыска во впускной канал. Таким образом, в соответствии с изобретением возможна точная установка в один ряд соединяющихся частей форсунок впрыска во впускной канал и вторых нагнетательных трубок, благодаря чему удается надежно предотвратить утечку топлива из этих соединительных частей. Согласно изобретению форсунки впрыска во впускной канал могут быть прикреплены ко впускному коллектору таким образом, чтобы они располагались как можно ниже. Следовательно, в том случае, когда входной участок впускного коллектора надо расположить над форсунками впрыска во впускной канал, его можно будет поместить достаточно низко. Вследствие этого в автомобиле с предлагаемым двигателем удается оставить достаточно большой зазор между двигателем и его капотом.

В случае, когда входной участок впускного коллектора надо расположить над форсунками впрыска во впускной канал, сами эти форсунки можно поместить в пространстве, окруженном входным и выходным участками впускного коллектора, а головка цилиндров должна располагаться при этом на некотором отдалении от этих элементов. Благодаря такой конструкции при задании углов крепления форсунок впрыска во впускной канал увеличиваются проектные степени свободы. Как следствие этого, направления впрыска топлива для форсунок впрыска во впускной канал могут быть заданы в сторону корпусов (тарелок) впускных клапанов.

В соответствии с пунктом 2 формулы изобретения первая нагнетательная трубка установлена на верхнем конце указанной форсунки впрыска в цилиндр и помещена ниже, чем сопрягающая поверхность, где сходятся указанный впускной коллектор и стенка указанного впускного канала.

В соответствии с пунктом 3 формулы изобретения впускной коллектор разделен на выходной участок, к которому прикреплены указанная форсунка впрыска во впускной канал и указанная вторая нагнетательная трубка, и входной участок, содержащий указанный уравнительный резервуар. Таким образом, форсунки впрыска во впускной канал и вторые нагнетательные трубки крепятся к выходному участку впускного коллектора, который представляет собой сравнительно небольшую деталь. В результате обеспечивается возможность легкой работы с узлом, образованным этими элементами. Соответственно в предлагаемой конструкции удается еще более облегчить крепление, техобслуживание и контроль за утечками топлива из форсунок впрыска во впускной канал и вторых нагнетательных трубок.

В соответствии с пунктом 4 формулы изобретения указанная вторая нагнетательная трубка установлена на верхнем конце указанной форсунки впрыска во впускной канал и будучи установлена находится ниже, чем сопрягающая поверхность, где сходятся выходной и входной участки указанного впускного коллектора.

Таким образом, в случае, когда входной участок впускного коллектора надо расположить над форсунками впрыска во впускной канал, его можно поместить достаточно низко, предотвращая нежелательное взаимодействие между этим входным участком и вторыми нагнетательными трубками.

Вследствие этого в автомобиле с предлагаемым двигателем удается оставить достаточно большой зазор между двигателем и его капотом.

В соответствии с пунктом 5 формулы изобретения указанная вторая нагнетательная трубка прикреплена через посредство теплоизолирующего элемента к крепежному седлу, выполненному рядом с поверхностью сопряжения указанного впускного коллектора и указанной головки цилиндров.

Таким образом, можно применить длинный теплоизолирующий элемент, использовав для этого пространство между крепежными седлами и нагнетательными трубками низкого давления, которые отходят вверх от крепежных седел впускного коллектора на расстояние, соответствующее длине каждой форсунки впрыска во впускной канал. Вследствие этого удается улучшить теплоизоляцию тех участков, где вторые нагнетательные трубки крепятся к головке цилиндров.

В соответствии с пунктом 6 формулы изобретения участок впрыска топлива указанной форсунки впрыска во впускной канал выполнен выступающим ближе к указанной головке цилиндров, чем сопрягающая поверхность, где сходятся указанный впускной коллектор и указанная головка цилиндров.

В соответствии с пунктом 7 формулы изобретения расстояние между форсуночным отверстием указанной форсунки впрыска во впускной канал и центром поверхности впускного клапана составляет от 80 до 120 мм.

Таким образом, форсунки впрыска во впускной канал могут быть помещены относительно низко; кроме того, можно сделать небольшим расстояние между форсунками впрыска во впускной канал и корпусами (рабочими поверхностями) впускных клапанов. Таким образом, в предлагаемой конструкции впускные каналы форсунок впрыска во впускной канал могут быть выполнены так, чтобы они были направлены в сторону корпусов впускных клапанов. Вследствие этого удается увеличить площадь того участка поверхности стенки впускного канала, куда приходит топливо, впрыскиваемое из форсунок.

Кроме того, если сравнивать эту ситуацию со случаем, когда участки впрыска топлива форсунок впрыска во впускной канал находятся на той стороне, которая ближе к уравнительному резервуару, чем поверхность сопряжения впускного коллектора и головки цилиндров, крепежные седла, выполняемые во впускном коллекторе для форсунок впрыска во впускной канал, могут быть сделаны более тонкими.

В соответствии с пунктом 8 формулы изобретения двигатель представляет собой V-образный многоцилиндровый двигатель и выходной участок указанного впускного коллектора, предусмотренный для одного из рядов цилиндров, и выходной участок указанного впускного коллектора, предусмотренный для другого ряда цилиндров, выполнены как одно целое.

Таким образом, все форсунки впрыска во впускной канал и вторые нагнетательные трубки V-образного многоцилиндрового двигателя могут поддерживаться одним единственным элементом.

Таким образом, согласно изобретению монтаж в V-образном многоцилиндровом двигателе целого ряда форсунок впрыска во впускной канал и вторых нагнетательных трубок не представляет никакого труда. Кроме того, при необходимости техобслуживания имеется возможность снять сразу все форсунки впрыска во впускной канал.

В соответствии с пунктом 9 формулы изобретения указанный двигатель представляет собой V-образный многоцилиндровый двигатель и указанный впускной канал и указанное ответвление впускного прохода для указанного каждого цилиндра указанного впускного коллектора расположены внутри двух рядов цилиндров, которые выставлены по одной линии, образуя V-образную конструкцию, если смотреть в направлении по оси указанного коленчатого вала, причем указанная форсунка впрыска в цилиндр помещена во внутреннем пространстве, ограниченном впускными отверстиями указанных соответствующих рядов цилиндров, причем указанная форсунка впрыска во впускной канал расположена в пространстве, ограниченном указанным ответвлением впускного прохода, и верхним участком каждой головки цилиндров, и

входной участок указанного впускного коллектора выполнен таким образом, что он проходит поперек над указанной форсункой впрыска во впускной канал, по меньшей мере, одного ряда цилиндров.

Таким образом, форсунки обоих типов, а также первые и вторые нагнетательные трубки могут быть компактно помещены между двумя рядами цилиндров V-образного двигателя. Кроме того, согласно предлагаемому изобретению, учитывая, что выходной участок впускного коллектора может быть помещен близко к форсункам впрыска во впускной канал, удается получить V-образный двигатель относительно небольшой высоты.

В соответствии с пунктом 10 формулы изобретения указанная вторая нагнетательная трубка проходит практически плоско в направлении, перпендикулярном осевому направлению указанной форсунки впрыска во впускной канал, и изогнута таким образом, что участок, примыкающий к поверхности боковой стенки указанного впускного коллектора, и участок, отстоящий от указанной поверхности боковой стенки, чередуются, если смотреть в направлении по оси указанной форсунки впрыска во впускной канал, и верхние концы всех форсунок во впускной трубе пригнаны к нижней поверхности участка указанной второй нагнетательной трубки, расположенного рядом с указанной поверхностью боковой стенки.

Таким образом, форсунки впрыска во впускной канал могут быть помещены близко к впускному коллектору, так чтобы они шли вдоль впускного прохода. Следовательно, согласно изобретению эти форсунки смогут впрыскивать топливо в сторону корпусов (тарелок) впускных клапанов. Кроме того, удается уменьшить площадь того участка поверхности стенки впускного прохода, куда приходит топливо.

В соответствии с пунктом 11 формулы изобретения, соединительные штуцеры указанных форсунок впрыска во впускной канал помещены в углубления, выполненные на участках указанной второй нагнетательной трубки, которые примыкают к указанной поверхности боковой стенки указанного впускного коллектора, так что они располагаются на стороне, противоположной указанной поверхности боковой стенки, в результате чего они оказываются установленными практически на одной и той же высоте, и крепежный болт, обеспечивающий крепление указанной второй нагнетательной трубки к указанному впускному коллектору, и крепежный болт, обеспечивающий крепление указанного впускного коллектора к указанной головке цилиндров, помещены в углубление, которое выполнено на участке указанной второй нагнетательной трубки, отстоящем от указанной поверхности боковой стенки, и расположено напротив указанной поверхности боковой стенки.

Таким образом, соединительные штуцеры форсунок впрыска во впускной канал могут быть помещены рядом со вторыми нагнетательными трубками, с тем чтобы они не выдавались слишком далеко вверх. Благодаря этому выходной участок впускного коллектора можно поместить на довольно низком уровне над вторыми нагнетательными трубками.

В соответствии с изобретением соединительные болты, служащие для крепления вторых нагнетательных трубок ко впускному коллектору, и соединительные болты, служащие для крепления впускных элементов к головке цилиндров, могут быть помещены в мертвой зоне, образованной между вторыми нагнетательными трубками и поверхностью боковой стенки головки цилиндров. Вследствие этого в предлагаемой конструкции, если сравнить эту ситуацию со случаем, когда эти болты находятся снаружи от нагнетательных трубок, появляется возможность уменьшения габаритов двигателя по ширине.

Таким образом, согласно изобретению становится возможным компактное выполнение двигателя с впрыском топлива двумя форсунками, имеющего относительно небольшую высоту и малую ширину.

В соответствии с пунктом 12 формулы изобретения к нижнему участку указанной второй нагнетательной трубки снизу прикреплен амортизатор пульсаций, и верхний участок указанной второй нагнетательной трубки, который находится напротив указанного амортизатора пульсаций, выступает вверх.

Таким образом, амортизаторы пульсаций могут быть компактно прикреплены к нижним частям вторых нагнетательных трубок. В результате, согласно изобретению, в случае, когда входной участок впускного коллектора надо расположить над вторыми нагнетательными трубками, положение этого входного участка по его высоте не будет ограничено указанными амортизаторами пульсаций.

В соответствии с пунктом 13 формулы изобретения указанная форсунка впрыска во впускной канал установлена в крепежном отверстии, выполненном в указанном впускном коллекторе, и

соединительный участок, где указанная форсунка впрыска во впускной канал соединяется с указанным впускным коллектором, герметизирован кольцевым уплотнением.

Таким образом, крепежные седла, служащие для крепления форсунок впрыска во впускной канал во впускном коллекторе, могут быть сделаны компактными, так чтобы предотвратить сужение впускного прохода из-за наличия этих крепежных седел. Следовательно, в предлагаемой конструкции впускной коллектор может быть выполнен таким образом, чтобы в как можно большей степени снизить сопротивление, создающееся при циркуляции поступающего воздуха по впускному проходу впускного коллектора.

Согласно п.14 формулы изобретения указанная форсунка впрыска во впускной канал и указанная вторая нагнетательная трубка помещены непосредственно над указанной форсункой впрыска в цилиндр в направлении по оси указанного цилиндра.

Согласно п.15 формулы изобретения указанная форсунка впрыска в цилиндр и указанная первая нагнетательная трубка помещены в нижнем пространстве стенки указанного впускного отверстия, которое выступает вбок, если смотреть в направлении по оси коленчатого вала.

Краткое описание чертежей

Фиг.1 представляет собой вид спереди двигателя с впрыском топлива двумя форсунками согласно изобретению;

Фиг.2 - вид в разрезе основного узла в увеличенном масштабе;

Фиг.3 - вид сверху двигателя с впрыском топлива двумя форсунками согласно изобретению;

Фиг.4 - вид сверху двигателя с впрыском топлива двумя форсунками согласно изобретению;

Фиг.5 - вид сверху вспомогательного впускного коллектора;

Фиг.6 - вид сбоку вспомогательного впускного коллектора;

Фиг.7 - разрез по линии VII-VII на фиг.5;

Фиг.8 - разрез по линии VIII-VIII на фиг.5;

Фиг.9 - вид, иллюстрирующий другой вариант осуществления;

Фиг.10 - вид, иллюстрирующий следующий вариант осуществления;

Фиг.11 - вид, иллюстрирующий еще один вариант осуществления.

Предпочтительный способ реализации изобретения

Первый вариант осуществления

Ниже со ссылками на фиг.1-8 приводится описание двигателя с впрыском топлива двумя форсунками согласно одному из вариантов осуществления изобретения.

На фиг.1 и 2 показан основной узел предлагаемого двигателя. На фиг.3 показано состояние, когда установлен впускной коллектор, а на фиг.4 - состояние, когда он снят. Фиг.5-8 иллюстрируют вспомогательный впускной коллектор.

Итак, двигатель 1 с впрыском топлива двумя форсунками согласно данному варианту осуществления представляет собой V-образный 6-цилиндровый автомобильный двигатель, который содержит первый ряд цилиндров 2, находящийся на фиг.1 слева, и второй ряд цилиндров 3, находящийся на фиг.1 справа. Ряды цилиндров 2 и 3 имеют одинаковую конструкцию, поэтому детально здесь рассматривается только первый ряд цилиндров 2. Соответствующие элементы второго ряда цилиндров 3 обозначены теми же цифровыми позициями, что и для первого ряда цилиндров 2, но их описание здесь опущено.

Каждый из рядов цилиндров 2 и 3 имеет цилиндровую часть 5, головку 6 цилиндров, кулачковый корпус 6а, крышку 8 головки и т.д. Цилиндровая часть 5 выступает из блока 4 цилиндров, совместно используемого обоими рядами цилиндров 2, 3, и снабжена рядом цилиндровых отверстий 32. Головка 6 цилиндров прикреплена к цилиндровой части 5. Кулачковый корпус 6а прикреплен к головке 6 цилиндров. Этот кулачковый корпус является составной частью головки 6 цилиндров.

Головка 6 цилиндров имеет служащий в качестве впускного прохода впускной канал 11, который выполнен на одной из ее боковых сторон (ниже мы называем ее «сторона внутри ряда V»), рядом с другим рядом цилиндров, и служащий в качестве выпускного прохода выпускной канал 12, который выполнен на ее другой боковой стороне, и снабжена впускными клапанами 13, выпускными клапанами 14 и форсунками 15 впрыска в цилиндр. Все это будет детальнее описано ниже. Как видно на фиг.1, впускной канал 11 находится внутри двух рядов цилиндров 2 и 3, которые располагаются по одной линии, образуя, если смотреть по оси коленчатого вала 27, V-образную структуру. Впускной канал 11 отходит, образуя в головке 6 цилиндров структуру в виде буквы Y. Во впускном канале 11 каждый цилиндр снабжен двумя впускными клапанами 13.

В соответствии с рассматриваемым вариантом впускной канал 11 идет прямо от его выходного конца, находящегося в той части головки 6 цилиндров, которая образует верхнюю стенку камеры сгорания 16, в наклонном направлении вверх относительно оси CL (см. фиг.1) соответствующего цилиндра. Входной конец впускного канала 11 образует часть 17 соединения со впускной трубой, находящуюся на конце внутренней стороны V-образного ряда головки 6 цилиндров, выступающем в сторону другого ряда цилиндров. Нижняя поверхность части 17 соединения со впускной трубой направлена вбок и наклонно вверх, а верхняя поверхность соединительной части 17 со впускной трубой образует практически горизонтальный плоский участок (см. фиг.2), куда прикреплен впускной коллектор 21 (описывается ниже). Часть 17 соединения со впускной трубой включает в себя стенку впускного канала согласно изобретению.

Выпускной канал 12 так же, как и впускной канал 11, образует конструкцию в виде буквы Y. В выпускном канале 12 каждый цилиндр снабжен двумя выпускными клапанами 14.

Впускные клапаны 13 и выпускные клапаны 14 приводятся в действие с помощью клапанного привода 22, находящегося в верхней части головки 6 цилиндров. В этом клапанном приводе входной кулачковый вал 23 и выходной кулачковый вал 24 толкают впускные клапаны 13 и выпускные клапаны 14 через их соответствующие коромысла 25. Входной кулачковый вал 23 и выходной кулачковый вал 24 поддерживаются с возможностью поворота кулачковым корпусом 6а и кулачковой крышкой 26, закрепленной на кулачковом корпусе 6а, и поворачиваются тогда, когда на них передается усилие от коленчатого вала 27.

Как видно на фиг.1 и 2, форсунка 15 впрыска в цилиндр прикреплена к нижнему концу внутренней стороны V-образного ряда, который находится на нижнем конце головки 6 цилиндров. В рассматриваемом варианте форсунка 15 впрыска в цилиндр расположена под частью 17 соединения со впускной трубой (стенкой впускного канала), которая выступает вбок (см. фиг.1 и 2), если смотреть по оси коленчатого вала 27, и прикреплена к головке 6 цилиндров, проходя в наклонном направлении вверх и практически параллельно нижней поверхности части 17 соединения со впускной трубой. Иначе говоря, форсунка 15 впрыска в цилиндр располагается во внутреннем пространстве 81, которое ограничено впускным проходом первого ряда цилиндров 2 и впускным проходом второго ряда цилиндров 3. На фиг.1 и 2 позицией 32 обозначено цилиндровое отверстие, а позицией 34 - поршни.

Форсунка 15 впрыска в цилиндр обеспечивает подачу топлива, главным образом, в то время, когда двигатель 1 работает на высоких оборотах и в диапазоне больших нагрузок. Настройка времени впрыска для форсунки 15 впрыска в цилиндр осуществляется таким образом, чтобы впрыск происходил в процессе такта впуска.

Нагнетательная трубка 36 высокого давления, которая в данной конструкции является первой нагнетательной трубкой, прикреплена к верхнему концу форсунки 15 впрыска в цилиндр. Эта нагнетательная трубка предусмотрена для каждого ряда цилиндров, как видно на фиг.4, и идет параллельно оси коленчатого вала 27. Каждая нагнетательная трубка 36 высокого давления крепится без возможности снятия на верхнем конце форсунки 15 впрыска в цилиндр и поддерживается головкой 6 цилиндров.

Один из концов (на фиг.4 верхняя сторона) нагнетательной трубки 36 высокого давления на стороне первого ряда цилиндров 2 соединен с топливным насосом 38 высокого давления с помощью топливопровода 37 (см. фиг.4). Второй конец этой трубки на стороне первого ряда цилиндров 2 соединен с другим концом нагнетательной трубки 36 высокого давления на стороне второго ряда цилиндров 3 с помощью соединительной трубки 39. Один из концов трубки 41 возврата топлива соединен с одним из концов (на фиг.4 сверху) нагнетательной трубки 36 высокого давления на стороне второго ряда цилиндров 3 через предохранительный клапан 40. Второй конец трубки 41 возврата топлива соединен с топливным баком (не показан).

Топливный насос 38 высокого давления откачивает топливо из впускного топливопровода 42, повышает его давление до того уровня, при котором оно может подаваться в форсунку 15 впрыска в цилиндр и закачивает его в нагнетательные трубки 36 высокого давления. Топливо, перекачиваемое из питающего насоса (не показан) в топливный бак, поступает во впускной топливопровод 42. В соответствии с рассматриваемым вариантом топливный насос 38 высокого давления закреплен на крышке 8 первого ряда цилиндров 2 (см. фиг.4) и приводится в действие выходным кулачковым валом 24 этого ряда цилиндров.

Впускной коллектор 21, прикрепленный к части 17 соединения со впускной трубой головки 6 цилиндра, состоит, как показано на фиг.1 и 3, из вспомогательного впускного коллектора 51, помещенного и закрепленного на части 17 соединения со впускной трубой, и основного впускного коллектора 52, прикрепленного с возможностью снятия к верхнему концу вспомогательного впускного коллектора 51. Впускные проходы, отходящие от соответствующих цилиндров впускного коллектора 21, находятся внутри двух рядов цилиндров 2 и 3, которые выставлены по одной линии, образуя V-образную структуру, если смотреть по оси коленчатого вала 27 (см. фиг.1).

Вспомогательный впускной коллектор 51 сформован из алюминиевого сплава методом литья. Как показано на фиг.2, 5 и 6, этот коллектор имеет на одной из своих сторон ряд впускных проходов 53, которые должны присоединяться ко впускному каналу 11 первого ряда цилиндров 2, а на другой стороне - ряд впускных проходов 54, которые должны присоединяться ко впускному каналу 11 второго ряда цилиндров 3.

Впускные проходы 53 или 54 предусмотрены для соответствующих впускных каналов 11 и выполнены таким образом, что они идут в наклонном направлении вверх без сколько-нибудь существенного изменения углов наклона соответствующих впускных каналов 11. Внутренние диаметры впускных проходов 53 и 54 постепенно увеличиваются в направлении вверх (в сторону поступления воздуха). Обе стороны вспомогательного коллектора 51, имеющего впускные проходы 53 и 54, образуют выходной участок впускного коллектора по пункту 2 формулы изобретения, а основной впускной коллектор 52 образует входной участок впускного коллектора по пункту 2 формулы изобретения.

Нижний конец вспомогательного впускного коллектора 51 снабжен выполненным за одно целое с ним соединительным фланцем 55 (см. фиг.2, 5 и 6). Назначение этого фланца состоит в креплении вспомогательного впускного коллектора 51 к части 17 соединения со впускной трубой головки 6 цилиндра, а также в поддержке форсунки 56 впрыска во впускной канал и нагнетательной трубки 57 низкого давления (описана ниже).

Как видно на фиг.2, форсунка 56 впрыска во впускной канал имеет на нижнем конце участок 58 впрыска топлива, а на верхнем конце присоединена к нагнетательной трубке 57 низкого давления (описана ниже). Эта форсунка имеет в своей центральной в осевом направлении части участок в виде валика 56а, который входит в крепежное отверстие 59а, выполненное в крепежном седле 59 фланца 55, и фланцевый участок 56b, выступающий в радиальном направлении наружу над участком в виде валика 56а, как показано на фиг.8. Имеется также кольцевое уплотнение 56с, установленное в нижней части участка в виде валика 56а и служащее для заделки зазора между этим участком 56а и соединительным отверстием 59а. Кроме того, форсунка во впускной трубе 56 и нагнетательная трубка 57 низкого давления снабжены не показанным здесь выравнивающим устройством, которое обеспечивает ровную установку форсунки во впускной трубе 56 в направлении вращения (это описано ниже) при креплении этой форсунки к фланцу 55. Под направлением вращения понимается направление, в котором форсунка во впускной трубе 56 поворачивается вокруг осевой линии, проходящей по центру вдоль этой форсунки. Указанное выравнивающее устройство обеспечивает выравнивание форсунки во впускной трубе 56 в направлении вращения относительно нагнетательной трубки 57 низкого давления.

Форсунка 56 впрыска во впускной канал, устанавливаемая без нагнетательной трубки 57 низкого давления, крепится к фланцу 55. При креплении форсунки во впускной трубе 56 к фланцу 55 вначале вставляют ее участок 58 впрыска топлива сверху в крепежное отверстие 59а и в это же отверстие вводят участок в виде валика 56а. Фланцевый участок 56b форсунки впрыска во впускной канал упирается в верхнюю поверхность крепежного седла 59. В этом положении нагнетательная труба низкого давления монтируется на верхнем конце форсунки 56 впрыска во впускной канал. В этом положении форсунку 56 впрыска во впускной канал с помощью упомянутого выше выравнивающего устройства ровно устанавливают в направлении вращения. После того как нагнетательная трубка 57 низкого давления будет установлена, как описано выше, на форсунке 56 впрыска во впускной канал, эту трубку крепят к вспомогательному впускному коллектору 51. После того как нагнетательная трубка 57 низкого давления будет таким образом прикреплена к вспомогательному впускному коллектору 51, форсунку 56 впрыска во впускной канал закрепляют так, чтобы она прижалась сверху к крепежному седлу 59 фланца 55.

Выполненная в соответствии с рассматриваемым вариантом форсунка 56 впрыска во впускной канал обеспечивает подачу топлива, главным образом, в то время, когда двигатель работает в диапазоне малых или средних оборотов.

Как показано на фиг.2, крепежное седло 59 находится в положении рядом с поверхностью 60 сопряжения вспомогательного впускного коллектора 51 и головки 6 цилиндров, на той стороне, которая ближе к кулачковому корпусу 6а головки 6 цилиндров, чем впускные проходы 53 54. Когда форсунка 56 впрыска во впускной канал прикреплена к крепежному седлу 59, эта форсунка поддерживается над впускным каналом 11, если смотреть по оси коленчатого вала 27, с помощью вспомогательного впускного коллектора 51, что позволяет ей располагаться рядом с впускным каналом 11, как это видно на фиг.1. Другими словами, форсунка 56 впрыска во впускной канал находится в положении рядом с впускным каналом 11 головки 6 цилиндров, в пространстве S2, ограниченном вспомогательным впускным коллектором 51 (впускными проходами - ответвлениями впускного коллектора 21), кулачковым корпусом 6а и крышками 8 (на головке 6 цилиндров). Форсунка 56 впрыска во впускной канал находится также над форсункой 15 впрыска в цилиндр, в том месте, где она перекрывает эту форсунку, если смотреть сверху (не показано).

Участок 58 впрыска топлива форсунки 56 впрыска во впускной канал выполнен такой длины, чтобы он выступал вниз от поверхности 60 сопряжения вспомогательного впускного коллектора 51 и головки 6 цилиндров, и находится напротив внутреннего объема входного конца впускного канала 11, если смотреть свер