Способ тренировки игроков спортивных игр
Изобретение относится к области физической культуры и спорта. Обучение тактическому мышлению включает моделирование и последующий анализ игровых ситуаций с использованием карточек с нанесенными на них игровыми ситуациями. Используют по меньшей мере два комплекта карточек, каждый разного цвета, состоящих из пронумерованных карт. В одном из комплектов карточки характеризуют исходный вариант игровой ситуации, а в других наборах - ситуацию с разнесением по времени. Обучающийся, используя карточки из разных наборов, моделирует игровую ситуацию последовательно в динамике. Правильность последовательности сверяют по контрольным карточкам, на которых нанесены в виде цифр правильные номера, соответствующие номерам на обратной стороне карточек с игровыми ситуациями. Техническим результатом изобретения является повышение эффективности обучения тактическому мастерству.
Реферат
Изобретение относится к области физической культуры и спорта, касается проведения тренировок в спортивных играх, таких как футбол, хоккей, ручной мяч, баскетбол, а также может использоваться для проведения обучения игры в шахматы.
Известно, что в спортивных играх тактическая подготовка играет далеко не последнюю роль. Тактическая подготовка - это процесс формирования системы ведения игры как баскетбола, футбола, так и других командных игр. Известно, что в процессе формирования владения техникой спортсмен приобретает средства для ведения игры, в процессе тактической подготовки - умение владеть всеми техническими средствами в постоянно меняющихся игровых ситуациях [1]. Для овладения игровыми ситуациями тренер с игроками разбирают типичные ситуации и обыгрывают их.
Известно, что при тактической подготовке, которая заключается как в физической подготовке, так и в теоретической, используют графический материал [2], показывающий статическое положение игроков в той или иной ситуации, например в атаке или в защите. Недостатком такой тактической подготовки можно считать малую эффективность, так как спортсмен должен сконцентрироваться на учебном материале, представляющем статическое положение игроков, и не видит, что будет дальше. Эти рисунки не вырабатывают такое качество, как умение мыслить тактически и дальновидно.
Известен способ тренировки игроков спортивных игр, заключающийся в осуществлении физической подготовки и обучении тактическому мышлению, которое включает моделирование и последующий анализ игровых ситуаций с помощью карточек, на которые нанесены игровые ситуации [3]. По этим карточкам проходит обучение мастерству.
В этом способе игроки не рассматривают продолжение ситуаций по карточкам, а моделируют с помощью карточек заданную ситуацию игры в определенный момент времени, то есть моделируемая игровая ситуация статична. Обучение в данном случае не развивает умения мыслить дальновидно, так как игроки не видят продолжения игровой ситуации и не моделируют его.
Задачей изобретения является повышение эффективности обучения тактическому мастерству.
Для этого в способе тренировки игроков спортивных игр, заключающемся в осуществлении физической подготовки и обучении тактическому мышлению, которое включает моделирование и последующий анализ игровых ситуаций с использованием карточек с нанесенными на них игровыми ситуациями, используют по меньшей мере два комплекта карточек, каждый разного цвета, состоящих из пронумерованных карт, в одном из которых карточки характеризуют исходный вариант игровой ситуации, а в других наборах - ситуацию с разнесением во времени, при этом обучающийся, используя карточки из разных наборов, моделирует игровую ситуацию последовательно в динамике, а правильность последовательности сверяют по контрольным карточкам, на которых нанесены в виде цифр правильные номера, соответствующие номерам на обратной стороне карточек с игровыми ситуациями.
Техническим результатом является повышение эффективности обучения тактическому мастерству за счет улучшения процесса мышления путем активизации последнего, в том числе путем внесения элемента игры в теоретическое обучение, а также овладения умения мыслить дальновидно.
Для развития умения тактически мыслить любую игровую ситуацию надо мысленно представлять на несколько ходов вперед, проанализировать ее, а потом вернуться на шаг или несколько назад и мысленно изменить ситуацию в лучшую сторону. Этому помогут занятия с карточками. Обучающему показывают исходный вариант, затем последующие. Он должен выбрать либо продолжение на один ход дальше, либо в отдельных вариантах найти промежуточный ход. Очень часто игроки видят результат, но не знают, как к нему подойти. Надо развивать умение видеть всю картину в динамике и последовательно.
Карточки представляют собой модели игровых ситуаций, которых выбрано, исходя из анализа известных игр, n-е количество. Карточки собраны в комплекты. На каждую из n ситуаций дополнительно оформлено два и более продолжений (k продолжений), то есть каждая ситуация имеет продолжение, надо выбрать правильное, лучшее, оптимальное. Комплект (изначальный) окрашен в белый цвет. Следующие разнесенные во времени ситуации (k-ситуации) оформлены на комплектах другого цвета. Для контроля используются контрольные карточки с правильными номерами, теми, которые нанесены на обратной стороне карточек для спортсменов. Проверяющий сверяет правильность ответа и заносит его в журнал. Это и тренировка мышления, и игра. Продолжительность такой игры составляет 10-15 минут.
Обучаемым раздают несколько разноокрашенных комплектов карточек, каждая из которых имеет свой номер. Обучаемому надо подобрать 3 карты с продолжением заданной игровой ситуации. Последовательность карт записывается согласно их номерам и потом сверяется с контрольной картой, где указаны правильные варианты ответов.
Проверка способности мыслить в виде игры позволяет активизировать мышление, придать ему развлекательный момент, в целом применение карточек с вариантами-продолжениями развивает творческую компоненту мышления. Игрок уже видит не n заданных ситуаций, a n x k, видит ситуацию дальше и активнее использует комбинации в ходе игры.
Поскольку преподаватели часто используют такое дидактическое пособие, как карточки, способ может найти применение для обучения разным дисциплинам, например при изучении такой дисциплины как охрана труда. Если разложить карточки на плоскости, то они представляют как бы координатную сетку, где по горизонтальной оси карточки разного цвета, а по вертикальной оси - они имеют нумерацию от 1 до 10 и более. Информация с карточек может быть выведена на диапроектор, может также использоваться компьютерная техника.
Список литературы
1. В.Д.Ковалев и др. «Спортивные игры». Учебник для вузов. Москва, Просвещение, 1988 г. с.21.
2. Карл-Хайнц Хеддегорт. Новая футбольная школа. Москва, Физкультура и спорт, 1976 г. с.126-127.
3. US №2005/0046109 A1, кл. А63В 69/36, 2005.
Способ тренировки игроков спортивных игр, заключающийся в осуществлении физической подготовки и обучении тактическому мышлению, которое включает моделирование и последующий анализ игровых ситуаций с использованием карточек с нанесенными на них игровыми ситуациями, отличающийся тем, что используют по меньшей мере два комплекта карточек, каждый разного цвета, состоящих из пронумерованных карт, в одном из которых карточки характеризуют исходный вариант игровой ситуации, а в других наборах - ситуацию с разнесением по времени, при этом обучающийся, используя карточки из разных наборов, моделирует игровую ситуацию последовательно в динамике, а правильность последовательности сверяют по контрольным карточкам, на которых нанесены в виде цифр правильные номера, соответствующие номерам на обратной стороне карточек с игровыми ситуациями.