Топливный бак транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к области систем подачи топлива двигателей внутреннего сгорания, широко используемых в конструкциях автомобилей, тракторов, строительно-дорожных машин и т.д. Топливный бак состоит из емкости с расположенным в ней поплавком, связанный гибкой связью с подпружиненными фиксаторами стакана фильтрующей сетки и тела сливной пробки. Поплавок при полной заправке емкости топливом имеет отрицательную плавучесть и подвижно установлен в вертикально расположенных направляющих, жестко закрепленных на днище емкости. На нижней поверхности поплавка выполнено квадратной формы углубление, взаимодействующее с ответным по форме телом сливной пробки. На верхней поверхности поплавка закреплена пружина растяжения, другим своим концом присоединенная к поперечине направляющих, причем к последним шарнирно присоединена, по крайней мере, пара двуплечих рычагов с возможностью их контактирования как с верхней поверхностью поплавка, так и со стаканом с фильтрующей сеткой. Технический результат: упрощение конструкции и повышение надежности устройства, исключающего несанкционированный отбор топлива из топливного бака. 2 ил.

Реферат

Предлагаемое изобретение относится к области систем подачи топлива двигателей внутреннего сгорания, широко используемых в конструкциях автомобилей, тракторов, строительно-дорожных машин и т.д.

Известен топливный бак, входящий в систему подачи топлива дизельного двигателя, которая описана и показана в книге Г.В.Забегалова, Э.Г.Ронинсона. «Бульдозеры, скреперы, грейдеры». Издание второе, переработ. и доп. М.: Высшая школа, 1991, с.57-59, рис.24. Такой топливный бак предназначен для хранения запаса топлива и позволяет работать дизелю при полной нагрузке 10-16 часов. Топливный бак снабжен заливной горловиной с сетчатым фильтром, указателем уровня топлива и сливной пробкой. Существенным недостатком описанного топливного бака является то, что он не снабжен устройством, исключающим несанкционированный отбор топлива, который легко можно осуществить, открутив сливную пробку, или же, удалив сетчатый фильтр и опустив в бак шланг, осуществить откачку топлива. Последняя операция крайне нежелательна, так как вместе со шлангом в бак попадают различные частицы грязи, пыли и т.д., что впоследствии существенно сказывается на надежной работе топливной системы, да и всего дизеля в целом.

Известен также топливный бак безрельсового транспортного средства, описанный в А.С. СССР №1782780 А1. Конструкция такого бака решает вышеизложенную проблему за счет фиксации фильтрующей сетки и сливной пробки, однако за счет наличия упругих связей, направляющих блоков и т.д. она является сложной и недостаточно надежной.

Поэтому целью предлагаемого изобретения является упрощение конструкции и повышение надежности системы по предупреждению несанкционированного отбора топлива из топливного бака.

Поставленная цель достигается тем, что поплавок при полной заправке емкости топливом имеет отрицательную плавучесть и подвижно установлен в вертикально расположенных направляющих, жестко закрепленных на днище емкости, на нижней поверхности поплавка выполнено квадратной формы углубление, взаимодействующее с ответным по форме телом сливной пробки, а на верхней его поверхности закреплена пружина растяжения, другим своим концом присоединенная к поперечине упомянутых направляющих, причем к последним шарнирно присоединена по крайней мере пара двуплечих рычагов с возможностью их контактирования как с верхней поверхностью поплавка, так и стаканом с фильтрующей сеткой топливного бака.

На фиг.1 показан общий вид топливного бака в разрезе сбоку, а на фиг.2 - сечение по АА.

Топливный бак транспортного средства состоит из емкости 1, снабженной горловиной 2, в которой расположен стакан 3 с фильтрующей сеткой 4. Торцевая часть стакана 3 снабжена фланцем 5. Фланец 5 контактирует с двуплечими рычагами 6, подпружиненными относительно друг друга пружиной растяжения 7. Двуплечие рычаги 6 шарнирно присоединены к вертикально расположенным направляющим 8, снабженным пазами 9, в которых своими выступами 10 размещен поплавок 11. В нижней части поплавка 11 выполнено квадратной формы углубление 12, взаимосвязанное с ответным по форме телом сливной пробки 13. Поплавок 11 соединен с помощью пружины растяжения 15 с перемычкой 14, жестко присоединенной к вертикально расположенным направляющим 8. Емкость 1 заполнена топливом 16.

Работает топливный бак транспортного средства следующим образом. В том случае, когда емкость 1 полностью заправлена топливом 16, поплавок 11 находится в погруженном состоянии, как это показано на фиг.1, на глубину h1, так как действующая на него нормальная сила P1, равная ω·ρ·h1, по величине больше, чем нормальная сила Р2, приложенная к нижней поверхности поплавка 11 и равная ω·ρ·h2, где ω - площадь нижней и верхней поверхности поплавка 11, а ρ - плотность топлива. Так как поплавок 11 находится в состоянии, как это показано на фиг.2, он своим квадратной формы углублением 12 не позволяет выкрутить сливную пробку, так как она надежно зафиксирована своим телом 13 в указанном углублении 12 поплавка 11, а сам он не может получить угловой поворот из-за того, что он зафиксирован относительно вертикально расположенных направляющих 8 своими выступами 10. В то же время двуплечие рычаги 6 за счет наличия пружины растяжения 7 своими концами охватывают фланец 5 стакана 3, также надежно удерживая последний в горловине 2 емкости 1, исключая извлечение его по стрелке В и, следовательно, откачку топлива из емкости 1 в этом направлении. По мере расхода топлива 16 и когда его останется в емкости 1 незначительное количество, ограниченное, например, уровнем h2, действие силы P1 ослабевает по отношению к силе Р2 и тогда совместно с усилием, создаваемым пружиной растяжения, поплавок 11 начнет перемещаться вверх по стрелке В, освободит тело сливной пробки 13 и своей верхней поверхностью войдет в контакт с двуплечими рычагами 6, которые получат угловой поворот по стрелкам С на своих шарнирах и освободят фланец 5. В результате этого можно удалить по стрелке В стакан 3 и вывернуть сливную пробку, однако описанный прием уже не позволит осуществить несанкционированный отбор топлива 16, так как его практически в емкости 1 топливного бака нет. После заполнения топливом 16 емкости 1 поплавок 11 приобретает отрицательную плавучесть, растягивает пружину растяжения 15 и своим квадратной формы углублением 12 сопрягается с подобным телом сливной пробки 13. Двуплечие рычаги 6 под действием пружины растяжения 7 возвращаются в исходное положение, двигаясь в направлении, противоположном стрелкам С, что тем самым обеспечивает надежную фиксацию сливной пробки и стакана 2, исключая несанкционированный отбор топлива 16 из топливного бака. Далее описанные процессы могут повторяться неоднократно.

Технико-экономическое преимущество предложенного технического решения в сравнении с известным очевидно, так как оно проще по конструкции, а следовательно, и более надежно.

Топливный бак транспортного средства, состоящий из емкости с расположенным в ней поплавком, связанный гибкой связью с подпружиненными фиксаторами стакана фильтрующей сетки и тела сливной пробки, отличающийся тем, что поплавок при полной заправке емкости топливом имеет отрицательную плавучесть и подвижно установлен в вертикально расположенных направляющих, жестко закрепленных на днище емкости, на нижней поверхности поплавка выполнено квадратной формы углубление, взаимодействующее с ответным по форме телом сливной пробки, а на верхней его поверхности закреплена пружина растяжения, другим своим концом присоединенная к поперечине упомянутых направляющих, причем к последним шарнирно присоединена, по крайней мере, пара двуплечих рычагов с возможностью их контактирования как с верхней поверхностью поплавка, так и со стаканом с фильтрующей сеткой топливного бака.