Прицепное транспортное средство
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к области безрельсовых транспортных средств. Прицепное транспортное средство состоит из кузова, рамы и подкатной тележки, между которыми размещен поворотный круг с криволинейной формы пустотелой оболочкой с телом сферической формы. Оболочка жестко закреплена на верхнем кольце поворотного круга, выполнена из немагнитного материала и охвачена с зазором полувтулкой. Полувтулка изготовлена из постоянного магнита и присоединена жестко к нижнему кольцу поворотного круга. Внутри оболочки подвижно расположен круглого сечения криволинейной формы стержень, обладающий магнитными свойствами и снабженный продольными каналами с перепускными клапанами. Стержень независимо от величины угла поворота подкатной тележки относительно рамы прицепа постоянно находится в зоне действия магнитного поля, создаваемого упомянутой полувтулкой. Достигается повышение надежности и упрощение конструкции описанного устройства. 3 ил.
Реферат
Предлагаемое изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств и может быть использовано в конструкции автомобильных и тракторных прицепов.
Известно прицепное транспортное средство и, в частности, автомобильный прицеп модели ИАП3-754Е (см. книгу М.С. Высоцкий и др. Автомобильные и тракторные прицепы. Машгиз, М.: 1962 г.), который состоит (см. стр.39-48, 28 и 32) из рамы прицепа, взаимосвязанной с подкатной тележкой с дышлом через поворотный круг. Такой поворотный круг представляет собой два кольца (нижнее и верхнее), связанных между собой замковым кольцом (соединительная проволока, фиг.32) и перекатываемых друг относительно друга через шаровой погон (шарики, фиг.32). Существенным недостатком такого прицепа является то, что в процессе его движения в составе автопоезда последний подвержен значительным колебаниям виляния, которые снижают безопасность движения, повышают износ деталей прицепа, а следовательно, приводят к снижению его надежности (см., например, книгу М.М Щукин, «Сцепные устройства автомобилей и тягачей.» Машгиз, М.1961 г., стр.131-134).
Известно также прицепное транспортное средство (патент RU 225801 C1), как и предыдущее, содержащее раму и подкатную тележку, между которыми установлен поворотный круг, снабженный криволинейной формы пустотелой оболочкой круглого сечения, внутри которой подвижно размещено тело сферической формы, снабженное каналами с обратными клапанами и жестко установленное на криволинейном стержне. Несмотря на достаточно высокую эффективность такого устройства, направленную на снижение виляний прицепов при их движении, оно достаточно сложно по конструкции из-за наличия уплотнительных элементов, размещенных в торцевых частях криволинейной формы пустотелой оболочки и поэтому в практике недостаточно надежны.
Поэтому целью предлагаемого изобретения является повышение надежности и упрощение конструкции описанного устройства.
Поставленная цель достигается тем, что криволинейной формы пустотелая оболочка, жестко закрепленная на верхнем кольце поворотного круга, выполнена из немагнитного материала и охвачена с зазором полувтулкой, изготовленной из постоянного магнита, и присоединена жестко к нижнему кольцу поворотного круга, а внутри криволинейной формы пустотелой оболочки подвижно расположен круглого сечения криволинейной формы стержень, обладающий магнитными свойствами и снабженный продольными каналами с перепускными клапанами, причем последний независимо от величины угла поворота подкатной тележки относительно рамы прицепа постоянно находится в зоне действия магнитного поля, создаваемого упомянутой полувтулкой.
На фиг.1 показан общий вид прицепного транспортного средства сбоку, на фиг.2 - часть укрупненного узла его поворотного круга, вид сверху и на фиг.3 - разрез вертикальной плоскостью части поворотного круга.
Прицепное транспортное средство состоит из кузова 1, расположенного с помощью опорных кронштейнов 2 на раме 3, шарнирно соединенной с помощью поворотного круга 4 с подкатной тележкой 5. Поворотный круг включает в себя верхнее кольцо 6 жестко присоединенное к раме 3, и нижнее кольцо 7, также жестко связанное с подкатной тележкой 5. Верхнее кольцо 6 и нижнее кольцо 7 подвижно расположены один относительно другого с помощью шарового погона 8 и зафиксированы между собой замковым кольцом 9. К верхнему кольцу 6 жестко присоединена криволинейной формы пустотелая оболочка 10, внутри которой подвижно размещен круглого сечения криволинейной формы стержень 11, снабженный каналами 12 и 13 с перепускными клапанами 14 и 15. Криволинейной формы пустотелая оболочка 10 охвачена с зазором «δ» полувтулкой 16, жестко закрепленной на нижнем кольце 7 поворотного круга, и заполнена рабочей жидкостью 17.
Работает прицепное транспортное средство следующим образом. При движении автотракторного поезда, в составе которого находится прицеп, последний по ряду причин связан, например, с изменяющимся микро- и макропрофилем дорог, износом шин, неравномерностью распределения груза в кузове 1 и т.д., подвержен вилянию, т.е. угловым колебаниям в горизонтальной плоскости. В этом случае подкатная тележка 6 стремится, например, повернуться по стрелке А (см. фиг.2). Такой угловой поворот подкатной тележки 6 способствует движению полувтулки 16 в этом же направлении за счет того, что она жестко присоединена к нижнему кольцу 7 поворотного круга 4. Но так как полувтулка 16 выполнена из магнитного материала, то создаваемое ею магнитное поле увлекает за собой круглого сечения криволинейной формы стержень 11, который также начинает перемещаться в криволинейной формы пустотелой оболочке 10, выполненной из немагнитного материала по стрелке А. При этом круглого сечения криволинейной формы стержень 11 двигается с сопротивлением, которое оказывает рабочей жидкости 17 перепускной клапан 14, открывающийся по стрелке В. Одновременно рабочая жидкость поступает по стрелке С и в канал 13, но пройти через него она не может, так как перепускной клапан 15 будет закрыт, являясь обратным. В итоге круглого сечения криволинейной формы стержень 11, двигаясь по стрелке А с гидравлическим сопротивлением, создаст через магнитное поле на полувтулке 16 соответствующую силу сопротивления движения, действующую по стрелке F. Возникновение же силы сопротивления, действующей по стрелке F, будет способствовать появлению момента сопротивления угловому повороту в этом же направлении подкатной тележки 5, что и позволит снизить амплитуду виляния прицепа. При угловом повороте подкатной тележки 5 в направлении, противоположном стрелке А, откроется перепускной клапан 15, но будет закрыт перепускной клапан 14, что также создаст гидравлическое сопротивление току рабочей жидкости 17 по каналу 13, а следовательно, и возникновению момента сопротивления на подкатной тележке 5 в этом направлении. Далее описанные процессы могут повторяться неоднократно.
Технико-экономическое преимущество предложенного технического решения в сравнении с известными конструкциями очевидно, так как оно проще по устройству и позволяет эффективно демпфировать колебания виляния прицепных звеньев автотракторных поездов.
Прицепное транспортное средство, состоящее из кузова, рамы и подкатной тележки, между которыми размещен поворотный круг с криволинейной формы пустотелой оболочки с телом сферической формы, отличающееся тем, что криволинейной формы пустотелая оболочка, жестко закрепленная на верхнем кольце поворотного круга, выполнена из немагнитного материала и охвачена с зазором полувтулкой, изготовленной из постоянного магнита, присоединенной жестко к нижнему кольцу поворотного круга, а внутри криволинейной формы пустотелой оболочки подвижно расположен круглого сечения криволинейной формы стержень, обладающий магнитными свойствами и снабженный продольными каналами с перепускными клапанами, причем последний независимо от величины угла поворота подкатной тележки относительно рамы прицепа постоянно находится в зоне действия магнитного поля, создаваемого упомянутой полувтулкой.