Шумопонижающий узел транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к области машиностроения и представляет собой конструкцию шумопонижающего узла, преимущественно транспортного средства. Шумопонижающий узел содержит несущую звукопрозрачную основу (1) листового типа, закрепленную к силовым элементам каркаса или панелям кузова монтажным адгезионным липким клеевым покрытием (2) или механическими крепежными элементами, футерованную на части поверхности несущей основы (1) с одной из ее сторон обособленными звукопоглощающими элементами (4). Звукопоглощающие элементы (4) представляют собой произвольной геометрической формы и габаритных размеров фрагментные отходы переработки пакетов шумоизоляции транспортных средств с выработанным ресурсом, технологические отходы производства пористых звукопоглощающих материалов, которые определенным образом распределены и неподвижно закреплены на поверхности несущей основы (1) с образованием воздушных зазоров между ними. Площадь образуемого эквивалентного воздушного зазора между близлежащими торцевыми поверхностями звукопоглощающих элементов (4) не превышает величину где - площадь проекции на лицевую поверхность несущей основы (1) меньшей по площади из близлежащих обособленных звукопоглощающих элементов (4), закрепленных на ней. Со стороны размещения обособленных звукопоглощающих элементов (4) поверхность шумопонижающего узла футерована звукопрозрачной газовлагонепроницаемой пленкой (8). Технический результат заключается в улучшении звукопоглощающих свойств шумопонижающего узла транспортного средства и снижении загрязнения окружающей среды. 16 з.п. ф-лы, 27 ил.

Реферат

Изобретение относится к области машиностроения и представляет собой конструкцию шумопонижающего узла, преимущественно транспортного средства, в частности наземного колесного транспортного средства (легкового и грузового автомобиля, трактора, транспортно-технологических машин), воздушного и водного транспортного средства (в их двигательных и трансмиссионных отсеках, пассажирских отделениях), также может применяться в машинных отделениях стационарных энергетических установок, компрессорных станций, шумоактивном технологическом оборудовании и прочих областях техники.

Известно применение шумопонижающих узлов в виде монолитных или составных плосколистовых шумопоглощающих панелей (футеровок) в конструкциях автомобилей, монтируемых в моторном отсеке (капоте, щитке передка, экранных элементах типа нижнего брызговика моторного отсека, верхнего декоративного кожуха двигателя, кожуха привода газораспределительного механизма двигателя, различных корпусных элементах шумоактивных и нешумоактивных узлов и др.), в пассажирском салоне и багажном отделении (панели крыши, лицевых панелях боковых дверей, панелях заднего пола, пола багажного отделения, ниши запасного колеса и т.д., совмещенные в единый модуль с деталями интерьера, например обивкой крыши или обивками багажного отделения).

Данные шумопоглощающие панели могут изготавливаться из пористых волокнистых или вспененных открытоячеистых звукопоглощающих материалов. В частности, волокнистые звукопоглощающие материалы изготавливаются на основе натуральных (хлопковых, шелковых, джутовых, сизальных, льняных, конопляных и др., или белковых животного происхождения), синтетических (акриловых, полиэстеровых, полиоксадиазольных, полиимидных, углеродных, арамидных, полипропиленовых, нейлоновых, и т.д.), минеральных волокон (базальтовых, керамических, стеклянных и т.д.), металлических волокон (в виде специально подготовленных металлических структур типа пористого волокнистого материала - ПВМ, пористого сетчатого материала - ПСМ, металлорезины - MP). Вспененные открытоячеистые материалы изготавливаются преимущественно на основе уретанового, нитрильного, винилового, бутадиенстирольных и других полимерных составов. Как правило, представленные шумопоглощающие панели монтируются с помощью механических крепежных элементов, липким клеевым слоем и/или термоадгезивным соединением встречных сопрягаемых поверхностей (или комбинацией указанных выше сопряжений). При необходимости защиты пористой структуры звукопоглощающего материала, например при их размещении в моторном отсеке, лицевая поверхность (в отдельных случаях и торцевые поверхности) шумопоглощающих панелей облицовывается защитным звукопрозрачным слоем газовлагонепроницаемой пленки или ткани (пропитанной специальным влагоотталкивающим веществом). Применение подобных защитных слоев позволяет исключить попадание в пористую структуру звукопоглощающего материала эксплуатационных жидкостей, влаги из внешней среды, исключить ее засорение мелкими аморфными частицами, а также в отдельных случаях (например, при использовании таких шумопоглощающих панелей на брызговике двигателя) снизить аэродинамическое сопротивление движущегося транспортного средства.

Описанные выше типы шумопонижающих узлов, выполненных в виде плосколистовых шумопоглощающих панелей известны, к примеру, из следующих патентов:

- патент Германии №3242604, опубликован 24.04.1984;

- патент РФ №7391, опубликован 16.08.1998;

- патент РФ №5970, опубликован 16.02.1998;

- патент РФ №2209326, опубликован 27.07.2003;

- патент Германии №10245903, опубликован 01.04.2004;

- патент РФ №2282544, опубликован 27.08.2006;

- патент РФ №2282544, опубликован 27.08.2006;

- патент РФ №52809, опубликован 27.04.2006;

- заявка РФ на изобретение №2005132866, опубликована 27.04.2007.

Другим типом известных шумопонижающих узлов являются цельноформованные детали интерьера салона, моторного отсека и багажного отделения с первичной или дополнительной попутной функцией звукопоглощения. Известно применение цельноформованных деталей с основной функцией звукопоглощения, в качестве шумопоглощающих элементов монтируемых на поверхностях панелей щитка передка со стороны моторного отсека, на панелях капота, на внутренних поверхностях нижних аэроакустических экранов моторного отсека, в качестве составных элементов акустических капсул моторного отсека. В качестве типичных цельноформованных деталей с дополнительной попутной функцией звукопоглощения следует отметить обивку крыши, полку багажника, ковровые покрытия пола, обивки боковин, обивку крышки багажника, колесные локеры коврового типа и др. В отдельных случаях известно применение формованных обивок дверей и обивок стоек кузова, изготовленных из пористых звукопоглощающих структур.

Описанные выше типы шумопонижающих узлов, выполненных в виде цельноформованных деталей известны, к примеру, из следующих патентов (заявок) и публикаций:

- патент США №5171619, опубликован 15.12.1992;

- патент РФ №2081010, опубликован 10.06.1997;

- патент США №6820720, опубликован 22.02.2001;

- международный патент №02066312, опубликован 29.08.2002;

- патент Германии №10332172, опубликован 21.10.2004;

- заявка Германии №202004011483, опубликована 23.12.2004;

- европейский патент №1493623, опубликован 05.01.2005;

- патент Великобритании №2416737, опубликован 08.02.2006;

- патент РФ №52109, опубликован 10.03.2006;

- заявка США №2006099380, опубликована 11.03.2006;

- заявка США №2007122594, опубликована 31.03.2007;

- европейский патент №1878568, опубликован 16.01.2008;

- Goroncy J. Nützlich und schön // Automobil Industrie. 1999. №10. - S.98-101.

- Weibel O. The Acoustical demands on integrated, multifunctional parts // Unikeller Conference Proceeding - 1989. E9. - P.1-7.

- Wentzel R.E. VanBuskirk J.A Dissipative Approach to Vehicle Sound Abatement // SAE Technical Paper. - 1999. №1999-01-1668. - P.1-8.

- Braunstein J. The Hard-Working Headliner: An Expanding Role // Auto Interiors. 2000. Vol.7. №6. - P.18-22.

- Ernster S., Tudor J., Kathawate G. Acoustical Advantages of a New Polypropylene Absorption Material // SAE Technical Paper. - 1999. №1999-01-1669. - P.1-5.

Недостатками представленных известных технических решений является:

- не высокая шумопонижающая эффективность;

- низкие показатели экологической безопасности (как при технологических процессах производства шумопонижающих узлов, так и в процессе эксплуатации транспортных средств);

- высокая себестоимость изготовления.

Низкая шумопонижающая эффективность известных технических решений обусловлена задаваемыми конструктивными компоновочными ограничениями использования малых площадей звукопоглощающих поверхностей шумопонижающих узлов (невозможностью компоновки крупногабаритных шумопонижающих элементов в стесненных пространствах транспортных средств (моторном отсеке, пассажирском салоне, багажном отделении), проблемами компромиссного попутного наделения их высокими эксплуатационными показателями.

Низкие показатели экологической безопасности типичных шумопонижающих узлов обусловлены негативным воздействием на окружающую среду как при добыче исходного сырья, так и при производстве из него шумопонижающих узлов с последующей их эксплуатацией и конечной утилизацией в конце жизненного цикла (рисайклинга). Необходимость добычи сырья, в особенности, невосполнимых ресурсов, ведет к их истощению при параллельных процессах загрязнения окружающей среды в процессах добычи и переработки. Значительной проблемой является невозможность экологически безопасной повторной переработки (пригодность получаемого изделия к технологиям вторичной переработки, возможности демонтажа и разборки изделия), повторного использования годных шумопонижающих узлов или переработанных материалов данного изделия. Традиционные методы переработки связаны с химическими и технологическими процессами расщепления, что приводит к большим финансовым затратам и вызывает негативное воздействие. Переработка продуктов фрагментации (к примеру, фрагментов звукопоглощающих материалов, пакетов волокнистых полуфабрикатов, отдельных слоев и т.д.) шумопонижающих узлов, например, с целью извлечения электрической, тепловой и газовой энергии, скрытой в органических материалах, шлаках, содержащихся в продуктах фрагментации, требует применения сложных технологий. Кроме того, продукты фрагментации шумопонижающих узлов не являются однородными по своему структурному составу и требуют использования дополнительных технологических операций. В случае утилизации отходов путем их захоронения также повышаются затраты из-за нехватки мест для их захоронения.

Известны конструкции шумопонижающих узлов, выполненных в виде обособленных звукопоглощающих элементов, сгруппированных в единый модуль с использованием несущих оснований.

В частности, в международной заявке на изобретение №2006105933, опубликованной 12.10.2006, описана конструкция многослойного шумопонижающего узла, содержащего монолитную несущую основу и обособленные звукопоглощающие элементы, содержащие, как минимум, газонепроницаемый слой, удельным весом 20…100 г/м2, газопроницаемый слой, обладающий удельным сопротивлением продуванию, равным до 250…2500 Нс/м3, удельным весом 15…250 кг/м2, толщиной 0,1…1,5 мм, открытоячеистый вспененный или волокнистый звукопоглощающий слой толщиной 2…30 мм и удельным весом 50…1000 г/м2. При этом звукопоглощающие элементы запечатаны в индивидуальные герметичные «пакеты» путем образования соответствующих соединений как в периметрических зонах слоев звукопоглощающего элемента, так и с несущей основой.

В заявке США на изобретение №20050148259, опубликованной 7.07.2005, описана конструкция шумопонижающего узла, содержащего монолитную несущую основу, множество обособленных звукопоглощающих элементов из полимерного волокнистого материала, соединенных с несущей основой и между собой посредством технологической операции термопрессования, помимо этого внешняя поверхность звукопоглощающих элементов может содержать защитный слой.

В международном патенте на изобретение №03057466, опубликованном 17.07.2003, описана конструкция шумопонижающего узла, представляющего собой цельноформованную деталь, содержащую слой пористого звукопоглощающего материала, облицованного с двух сторон несущими слоями пленки или ткани. При этом в процессе формования детали выборочно образуются обособленные области, ограничивающие слой пористого звукопоглощающего материала в зоны с низкой плотностью и зоны высокой плотности.

В качестве прототипа выбрана конструкция шумопонижающего узла, описанного в заявке Германии на изобретение №2004050649, опубликованной 19.05.2005, содержащего несущую основу, на которой смонтированы обособленные звукопоглощающие элементы из пористого открытоячеистого или волокнистого материала, облицованные, по крайней мере, с одной стороны защитным микроперфорированным металлическим слоем толщиной 0,02…01 мм, при этом несущая основа имеет отверстия перфорации в зоне расположения обособленных звукопоглощающих элементов.

Использование представленных выше технических решений, а также технического решения, принятого за прототип, позволяет в некоторой степени увеличивать шумопонижающую эффективность конструкций, за счет реализации повышенного звукопоглощения, обусловленного процессами дополнительного дифракционного звукопоглощения периферическими контурными краями и дополнительного звукопоглощения торцевыми пористыми поверхностями обособленных звукопоглощающих элементов. Больший шумопонижающий эффект достигается в прототипе (относительно описанных выше технических решений) за счет обеспечения двухстороннего поглощения звуковой энергии путем использования перфорированной структуры несущей основы в зоне расположения автономных звукопоглощающих элементов. Однако получаемый эффект увеличения шумопонижающих эффективности как в описанных выше технических решениях, так и в прототипе является недостаточно высоким и/или достигается лишь в узком диапазоне частот. Данный факт обусловлен причиной не рационального подбора взаимного расположения автономных звукопоглощающих элементов, а также недостаточная степень звукопрозрачности несущей основы и составных неакустических слоев, образующих замкнутые пакетированные элементы пористой структуры звукопоглощающих элементов. Также использование представленных технических решений не позволяет в существенной степени решать проблему снижения себестоимости и улучшения экологических показателей, описанных выше.

Технический результат, достигаемый заявляемым изобретением, заключается в заданном улучшении звукопоглощающих свойств шумопонижающего узла транспортного средства (далее - шумопонижающего узла) при уменьшении расхода материала, снижении загрязнения окружающей среды отходами производства и утилизации акустических материалов, а также при существенном снижении себестоимости шумопонижающего узла.

Технический результат достигается за счет рационального подбора геометрических размеров и взаимного расположения обособленных звукопоглощающих элементов (далее - звукопоглощающих элементов) на поверхности несущей основы и использования продуктов фрагментации деталей пакета шумоизоляции транспортных средств с выработанным ресурсом, деталей технологического брака и технологических отходов, получаемых при производстве деталей шумоизоляции транспортных средств, для изготовления этих элементов.

Для достижения заявляемого технического результата в известном шумопонижающем узле транспортного средства, содержащем несущую металлическую или полимерную звукопрозрачную основу (далее - несущую основу) листового перфорированного или проволочного сетчатого типа, закрепленную к силовым элементам каркаса или панелям кузова монтажным адгезионным липким клеевым или термоактивным покрытием, или механическими крепежными элементами, футерованную, по крайней мере, на части поверхности несущей основы с одной из ее сторон, звукопоглощающими элементами, звукопоглощающие элементы представляют собой произвольной геометрической формы и габаритных размеров фрагментные отходы переработки пакетов шумоизоляции транспортных средств с выработанным ресурсом, технологические отходы производства пористых звукопоглощающих материалов и/или пористых структур звукопоглощающих деталей (например, шумопоглощающих обивок интерьера кабины и/или моторного отсека транспортного средства). При этом звукопоглощающие элементы определенным образом распределяются и неподвижно закрепляются на поверхности несущей основы, преимущественно, с образованием воздушных зазоров между ними, при этом величина образуемого эквивалентного воздушного зазора между близлежащими торцевыми поверхностями звукопоглощающих элементов не превышает

где Sэл - площадь проекции на лицевую поверхность несущей основы, меньшей по площади из близлежащих звукопоглощающих элементов, закрепленной на ней, при этом, по крайней мере, со стороны размещения звукопоглощающих элементов поверхность шумопонижающего узла футерована звукопрозрачной газовлагонепроницаемой пленкой или слоем звукопрозрачного нетканого материала.

Несущая основа шумопонижающего узла представляет собой некое подобие «матрицы» (см. например источник - Политехнический словарь, под ред. А.Ю.Ишлинский, издание 3-е. М.: Советская энциклопедия, 1989 г.), т.е. элемент, на котором определенным образом, с заданными эквивалентными воздушными зазорами, распределяются и неподвижно закрепляются звукопоглощающие элементы.

«Произвольная геометрическая форма» звукопоглощающих элементов подразумевает как различную, так и идентичную их геометрическую форму, которая при этом удовлетворяет компоновочно-монтажным возможностям и стесненным ограничениям установки шумопонижающего узла в пространствах моторного отсека, багажного отделения или пассажирского салона. Распределение звукопоглощающих элементов «определенным образом» подразумевает как хоатичное, так и упорядоченное (конкретными заданными зазорами между торцами и ориентацией друг относительно друга) их распределение по поверхности несущей основы.

В качестве величины эквивалентного воздушного зазора, образуемого между близлежащими торцевыми поверхностями звукопоглощающих элементов, следует понимать максимальное значение расстояния между двумя параллельными плоскостями, проведенными по касательным к двум крайним точкам проекций контуров соседних противолежащих элементов на плоскость несущего элемента шумопонижающего узла. Проекции контуров звукопоглощающих элементов преимущественно имеют следующие геометрические формы: треугольника, прямоугольника, трапеции, выпуклых многоугольников, круга (сегмента круга), эллипса (сегмента эллипса). Проекции контуров звукопоглощающих элементов, выполненных в виде выпуклых многоугольников, могут представлять собой выпуклый четырехугольник (сумма углов которого равна 360°), выпуклого многоугольника с числом сторон n, сумма внутренних углов которого равна 180°(n-2).

Звукопрозрачная газовлагонепроницаемая пленка может быть выполнена полиэстеровой алюминизированной, уретановой, поливинилхлоридной и т.п. Звукопрозрачный слой нетканого материала может быть выполнен из материала типа «малифлиз», «филтс», стеклоткани, и т.п.

Коэффициент перфорации несущей основы определяется из соотношения:

где Sпер - суммарная площадь проекции отверстий перфорации на плоскость поверхности несущей основы, Sкар - площадь лицевой поверхности несущей основы.

Площадь проекции лицевой поверхности одного звукопоглощающего элемента лежит в диапазоне 0,0004…0,09 м2.

Использование заявляемого технического решения позволяет получить следующие положительные эффекты:

- увеличение звукопоглощения за счет наиболее полного использования в процессах поглощения звука многочисленных периметрических зон звукопоглощающих элементов (дифракционного поглощения, площади торцевых зон многочисленных автономных звукопоглощающих элементов) и за счет использования несущих основ с заданной степенью звукопрозрачности;

- исключается загрязнение производственными и технологическими отходами, отходами транспортных средств с выработанным ресурсом (пакетов шумоизоляции, полимерными деталями интерьера ячеистой структуры);

- исключаются затраты и негативное воздействие на окружающую среду, связанные с добычей исходного сырья, производством высококачественных материалов и деталей из них, а также утилизацию;

- обеспечивается возможность повторного использования заявляемых шумопонижающих узлов без дополнительных технологических операций переработки, после выработки ресурса транспортного средства.

Проекции на поверхность шумопонижающего узла звукопоглощающих элементов могут быть как в виде «правильных» геометрических фигур, которые получают в процессах вырубки из крупногабаритных «стандартных» заготовок типа прямоугольных листов или протяженных полос, так и в виде произвольных геометрических форм, образованных технологических отходов в процессах вырубки деталей шумоизоляции транспортных средств и/или преднамеренных процессов дробления крупногабаритных рисайклинговых деталей шумоизоляции транспортных средств, или деталей интерьера (кабины, пассажирского салона, моторного отсека, багажного отделения) пористой (открытоячеистой, закрытоячеистой) структуры типа сидений, кокпита и т.п.

Коэффициент перфорации несущей основы kпер≥0,2, выбирается с целью обеспечения высокой степени звукопрозрачности несущей основы.

Диапазон площадей проекции лицевой поверхности одного звукопоглощающего элемента выбирается равным 0,0004…0,09 м2, что обусловлено следующими факторами. Использование звукопоглощающих элементов площадью проекции ≤0,0004 м2 (например, квадратной формы, размерами меньше 20×20 мм) вынуждает использовать большое количество крепежных элементов (механических, или адгезионного вещества типа липкого клеевого), большая трудоемкость изготовления очень большого числа звукопоглощающих элементов. Использование звукопоглощающих элементов площадью проекции ≥0,09 м2 (например, квадратной формы, размерами больше 300×300 мм) приводит к падению шумопонижающей эффективности, а также обуславливается ограниченностью их наличия ввиду малого количества технологических отходов, имеющих подобную (или большую) площадь.

Отверстия перфорации несущей основы листового типа могут быть расположены как равномерно, так и не равномерно. При неравномерном расположении наибольшее количество отверстий располагается в зонах, где необходимо обеспечить повышенное звукопоглощение с двух сторон элемента, а также повышенное односторонне поглощение от отдельного агрегата. Межцентровой шаг t отверстий перфорации определяется из соотношения t≤1,2Sотв, где Sотв - площадь проекции одного отверстия перфорации, равная 1×10-6…25×10-4 м2.

Отверстия перфорации в структуре несущей основы перфорированного типа могут быть сквозными круглыми, либо могут быть выполнены в виде сквозных открытых просечек с отгибами, либо иметь иную геометрическую форму.

Несущая основа шумопонижающего узла сетчатого типа, может быть выполнена из проволочной металлической сетки с заданным размером ячеек, или может быть скомпонован («связан») из проволочных элементов, например, прямоугольного, круглого, либо любой другой геометрической формы поперечного сечения.

Несущая основа шумопонижающего узла может быть выполнена из листового прессованного пористого волокнистого, вспененного или комбинированной слоистой структуры вспенено-волокнистых слоев звукопоглощающих материалов.

С целью обеспечения компоновочных требований несущая основа шумопонижающего узла может быть выполнена в виде цельноформованной структуры, например, по своей геометрической форме повторяющая пространственные контуры сопрягаемых поверхностей или огибающая отдельные узлы автомобиля.

В случае футерования (звукопрозрачной газовлагонепроницаемой пенкой или слоем звукопрозрачного нетканого материала) шумопонижающего узла с двух сторон два образуемых футерующих слоя могут взаимно сопрягаться в промежутках между звукопоглощающими элементами посредством технологической операции оплавления или склеивания, также два футерующих слоя могут не сопрягаться друг с другом, образуя, тем самым, закрытые воздушные полости между звукопоглощающими элементами.

Газовлагонепроницаемая звукопрозрачная пленка или слой нетканого звукопрозрачного материала может футеровать исключительно лицевую поверхность звукопоглощающих элементов, при этом их торцевые зоны остаются нефутерованными или же футеровать как лицевую поверхность звукопоглощающих элементов, так и их торцевые зоны.

По крайней мере, локальная часть (площадью не более 0,3Sкap) лицевой поверхности шумопонижающего узла поверх газовлагонепроницаемой звукопрозрачной пленки или слоя нетканого звукопрозрачного материала, при необходимости, может быть футерована незвукопрозрачным фрагментом тонкой (толщиной не более 0,3 мм) термозащитной металлической фольги, защищающей пористую структуру звукопоглощающих элементов от локального воздействия высоких температур (например, со стороны расположенного рядом корпуса катколлектора системы выпуска отработавших газов), обеспечивая, тем самым, требуемые долговечностные характеристики узла.

Звукопоглощающие элементы могут быть выполнены из различных типов и марок волокнистой и/или вспененной пористых структур материалов с отличающимися физическими характеристиками, химическим составом, толщиной, пористостью, количеством и сочетанием типов пористых слоев в составе многослойных пористых структур. В частности тип материала звукопоглощающих элементов может зависеть от эксплуатационных условий, к примеру, в высокотемпературных зонах могут использоваться звукопоглощающие элементы из высокотемпературных волокон (например, базальтовых), в зонах попадания влаги, масла, топлива - могут использоваться закрытоячеистые структуры пористых материалов.

Звукопоглощающие элементы могут быть смонтированы на несущих шпилеобразных элементах несущей основы.

Звукопоглощающие элементы, могут быть расположены по обе стороны структуры несущей основы и при этом скреплены между собой тыльными сопрягаемыми поверхностями в зонах сквозных открытых промежутков отверстий перфорации или ячеек сетчатой структуры несущей основы посредством содержащихся на них или преднамеренно дополнительно нанесенных адгезионных липких клеевых или термоактивных покрытий.

Звукопоглощающие элементы могут быть смонтированы на поверхности несущей основы с помощью нанесенного тонкими линиями в виде образующих множества правильных или неправильных геометрических фигур слоя адгезионного липкого клеевого покрытия.

Звукопоглощающие элементы могут быть смонтированы на поверхности несущей основы с помощью нанесенного тонкими прерывистыми линиями в виде образующих множества правильных или неправильных геометрических фигур слоя адгезионного липкого клеевого покрытия.

Звукопоглощающие элементы смонтированы на поверхности несущей основы с помощью перфорированного сквозными отверстиями слоя адгезионного липкого клеевого покрытия.

Звукопоглощающие элементы смонтированы на поверхности несущей основы с помощью сплошного липкого клеевого покрытия удельного поверхностного веса ρ≤100 г/м2 или с помощью слоя адгезионного термоактивного покрытия удельного поверхностного веса ρ≤50 г/м2.

Сравнение научно-технической и патентной документации на дату приоритета в основной и смежной рубриках МКИ показывает, что совокупность существенных признаков заявленного решения ранее не была известна, следовательно, оно соответствует условию патентоспособности «новизна».

Анализ известных технических решений в данной области техники показал, что заявляемое устройство шумопонижающего узла имеет признаки, которые отсутствуют в известных технических решениях, а использование их в заявленной совокупности признаков дает возможность получить новый технический результат, следовательно, предложенное техническое решение имеет изобретательский уровень по сравнению с существующим уровнем техники.

Предложенное техническое решение промышленно применимо, т.к. может быть изготовлено промышленным способом, работоспособно, осуществимо и воспроизводимо, следовательно, соответствует условию патентоспособности «промышленная применимость».

Другие особенности и преимущества заявляемого изобретения станут понятны из чертежей и следующего детального описания, где:

- на фиг.1 представлен вид на лицевую сторону (со стороны расположения звукопоглощающих элементов) и сечение шумопонижающего узла в сборе, на котором смонтированы произвольной геометрической формы фрагментные технологические отходы производства пористых звукопоглощающих материалов (звукопоглощающие элементы), хаотично распределенные и неподвижно закрепленные с помощью адгезионного липкого клеевого или термоактивного покрытия на поверхности несущей основы, с образованием воздушных зазоров между ними, поверхность шумопонижающего узла со стороны размещения звукопоглощающих элементов футерована газовлагонепроницаемой звукопрозрачной пленкой или слоем нетканого звукопрозрачного материала;

- на фиг.2 представлен вид на лицевую сторону (со стороны расположения звукопоглощающих элементов) и сечение шумопонижающего узла в сборе, на котором смонтированы произвольной геометрической формы фрагментные технологические отходы производства пористых звукопоглощающих материалов, хаотично распределенные и неподвижно закрепленные с помощью механических крепежных элементов на поверхности несущей основы, с образованием воздушных зазоров между ними, поверхность шумопонижающего узла со стороны размещения звукопоглощающих элементов футерована газовлагонепроницаемой звукопрозрачной пленкой или слоем нетканого звукопрозрачного материала;

- на фиг.3 представлен вид на лицевую сторону (со стороны расположения звукопоглощающих элементов) и сечение шумопонижающего узла в сборе, на котором смонтированы произвольной геометрической формы фрагментные технологические отходы производства пористых звукопоглощающих материалов из различных типов и марок материалов, с отличающимися физическими характеристиками, химическим составом, толщиной, пористостью, количеством и сочетанием типов пористых слоев (звукопоглощающие элементы), хаотично распределенные и неподвижно закрепленные с помощью адгезионного липкого клеевого или термоактивного покрытия на поверхности несущей основы, с образованием воздушных зазоров между ними, поверхность шумопонижающего узла со стороны размещения звукопоглощающих элементов футерована газовлагонепроницаемой звукопрозрачной пленкой или слоем нетканого звукопрозрачного материала;

- на фиг.4 представлен вид на лицевую сторону (со стороны расположения звукопоглощающих элементов) и сечение шумопонижающего узла в сборе, на котором смонтированы произвольной геометрической формы фрагментные технологические отходы производства пористых звукопоглощающих материалов, распределенные и неподвижно закрепленные с помощью шпилеобразных элементов несущей основы, с образованием воздушных зазоров между ними, поверхность шумопонижающего узла со стороны размещения звукопоглощающих элементов футерована газовлагонепроницаемой звукопрозрачной пленкой или слоем нетканого звукопрозрачного материала;

- на фиг.5 представлен вид на лицевую сторону (со стороны расположения звукопоглощающих элементов) и сечение шумопонижающего узла в сборе, на котором с двух сторон смонтированы произвольной геометрической формы фрагментные технологические отходы производства пористых звукопоглощающих материалов (звукопоглощающие элементы), хаотично распределенные и неподвижно закрепленные с помощью адгезионного липкого клеевого или термоактивного покрытия на поверхности несущей основы, с образованием воздушных зазоров между ними, поверхность шумопонижающего узла со стороны размещения звукопоглощающих элементов футерована газовлагонепроницаемой звукопрозрачной пленкой или слоем нетканого звукопрозрачного материала;

- на фиг.6 представлен вид на лицевую сторону (со стороны расположения звукопоглощающих элементов) и сечение шумопонижающего узла в сборе, на котором смонтированы произвольной геометрической формы фрагментные технологические отходы производства пористых звукопоглощающих материалов (звукопоглощающие элементы) лицевая и торцевые поверхности которых футерованы слоем газовлагонепроницаемой звукопрозрачной пленки или слоем нетканого звукопрозрачного материала, хаотично распределенные и неподвижно закрепленные с помощью адгезионного липкого клеевого или термоактивного покрытия на поверхности несущей основы, с образованием воздушных зазоров между ними;

- на фиг.7 представлен вид на лицевую сторону (со стороны расположения звукопоглощающих элементов) и сечение шумопонижающего узла в сборе, на котором смонтированы произвольной геометрической формы фрагментные технологические отходы производства пористых звукопоглощающих материалов (звукопоглощающие элементы), хаотично распределенные и неподвижно закрепленные с помощью липкого клеевого или термоактивного покрытия на поверхности несущей основы, с образованием воздушных зазоров между ними, при этом лицевая поверхность шумопонижающего узла в локальной части, футерована поверх газовлагонепроницаемой звукопрозрачной пленки или слоя нетканого звукопрозрачного материала, фрагментом тонкой термозащитной металлической фольги;

- на фиг.8 представлена схема определения величины эквивалентного воздушного зазора между близлежащими звукопоглощающими элементами шумопонижающего узла;

- на фиг.9 представлен вид на лицевую сторону (со стороны расположения звукопоглощающих элементов) и сечение шумопонижающего узла в сборе, на котором смонтированы произвольной геометрической формы фрагментные технологические отходы производства пористых звукопоглощающих материалов (звукопоглощающие элементы), хаотично распределенные и неподвижно закрепленные с помощью адгезионного липкого клеевого или термоактивного покрытия на поверхности несущей цельноформованной перфорированной основы, с образованием воздушных зазоров между ними;

- на фиг.10 представлены примеры монтажа шумопонижающего узла на панелях кузова или элементах ходовой части (а - с помощью адгезионного клеевого или термоактивного слоя, б, в, г - механических крепежных элементов);

- на фиг.11 представлен вид на лицевую сторону (со стороны расположения звукопоглощающих элементов) и сечение шумопонижающего узла в сборе, содержащего произвольной геометрической формы фрагментные технологические отходы производства звукопоглощающих материалов, хаотично распределенные и неподвижно закрепленные между двумя слоями звукопрозрачной газовлагонепроницаемой пленки или звукопрозрачного нетканого материала с помощью адгезионного липкого клеевого или термоактивного покрытия, покрывающем как лицевые, так и торцевые поверхности звукопоглощающих элементов;

- на фиг.12 представлен вид на лицевую сторону и сечение шумопонижающего узла в сборе, содержащего произвольной геометрической формы фрагментные технологические отходы производства звукопоглощающих материалов, хаотично распределенные и неподвижно закрепленные между двумя слоями звукопрозрачной газовлагонепроницаемой пленки или звукопрозрачного нетканого материала с помощью липкого клеевого или термоактивного покрытия, покрывающем лицевые поверхности звукопоглощающих элементов;

- на фиг.13 представлена схема сопрягаемой монтажной поверхности звукопоглощающей панели шумопонижающего узла, смонтированной с помощью адгезионного липкого клеевого покрытия, выполненного в виде составленного тонкими сплошными линиями узора из множества прямоугольников;

- на фиг.14 представлена схема сопрягаемой монтажной поверхности звукопоглощающей панели шумопонижающего узла, смонтированной с помощью адгезионного липкого клеевого покрытия, выполненного в виде составленного прерывистыми строчками узора из множества прямоугольников;

- на фиг.15 представлена схема сопрягаемой монтажной поверхности звукопоглощающей панели шумопонижающего узла, смонтированной с помощью адгезионного липкого клеевого покрытия, выполненного в виде перфорированной структуры;

- на фиг.16 представлена схема сопрягаемой монтажной поверхности звукопоглощающей панели шумопонижающего узла, смонтированной с помощью монтажного термоактивного покрытия;

- на фиг.17 представлена схема возможного размещения шумопонижающего узла в конструкции легкового автомобиля;

- на фиг.18 представлена конструкция двери легкового автомобиля, содержащая шумопонижающий узел двух вариантов: (а) - два футерующих слоя шумопонижающего узла взаимно сопрягаются в промежутках между звукопоглощающими элементами; (б) - два футерующих слоя шумопонижающего узла не сопрягаются друг с другом, образуя, тем самым закрытые воздушные полости между звукопоглощающими элементами;

- на фиг.19 представлена конструкция капота легкового автомобиля со смонтированными четырьмя шумопонижающими узлами, локальная часть лицевой поверхности одного из которых футерована фрагментом тонкой термозащитной металлической фольги;

- на фиг.20 представлена конструкция капота легкового автомобиля со смонтированными четырьмя шумопонижающими узлами, локальная часть лицевой поверхности одного из которых футерована фрагментом тонкой термозащитной металлической фольги, а в зоне наибольшей виброшумоактивности расположены звукопоглощающие панели с увеличенной толщиной пористого слоя (выделены штриховкой);

- на фиг.21 представлена конструкция щитка передка кузова легкового автомобиля с тремя смонтированными шумопонижающими узлами, локальная часть лицевой поверхности одного из которых футерована