Гаситель колебаний тележки железнодорожного транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к железнодорожному транспорту. Гаситель колебаний тележки железнодорожного транспортного средства содержит пружины рессорного подвешивания, поддерживающие надрессорную балку, фрикционные планки, а также установленные между пружинами рессорного подвешивания симметрично относительно вертикальной оси гасителя колебаний упругие элементы, представляющие собой изогнутые пластины, фрикционно взаимодействующие с надрессорной балкой и боковой рамой тележки и содержащие последовательно расположенные опорные части и загнутые концы с отверстиями для установки фрикционных планок. Свободные концы опорных частей изогнутых пластин зафиксированы в упорах, расположенных на основании боковой рамы, а на загнутых концах пластин выполнены просечки по всей их длине, включая радиус загиба, с образованием веерообразного расхождения краев загнутых концов. Достигается упрощение конструкции, улучшение плавности гашения боковых нагрузок. 5 ил.

Реферат

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается конструкции центрального рессорного подвешивания тележки грузового вагона, а именно гасителя колебаний.

Известен гаситель колебаний тележки железнодорожного транспортного средства (п. №2299824, опубл. 27.05.2007 г., б. №15), содержащий пружины рессорного подвешивания, поддерживающие надрессорную балку, фрикционные планки, упругий элемент, установленный между пружинами рессорного подвешивания и представляющий собой изогнутую пластину, фрикционно взаимодействующую с надрессорной балкой и боковой рамой тележки, причем изогнутая пластина состоит из -образного основания, продолжением которого являются симметричные относительно вертикальной оси и расположенные последовательно опорные части и загнутые концы с отверстиями для установки фрикционных планок. Это устройство наиболее близко к предлагаемому и выбрано в качестве прототипа.

К недостаткам известного устройства относятся:

- значительный вес упругой пластины из-за монолитности ее конструкции и громоздкости -образного основания, что делает сборку более трудоемкой;

- недостаточная плавность гашения боковых нагрузок.

От этих недостатков свободен предлагаемый гаситель колебаний тележки железнодорожного транспортного средства. Предлагаемым изобретением решается задача: упрощения конструкции, облегчения ее сборки, улучшения плавности гашения боковых нагрузок. При этом достигается следующий технический результат: создание простого упругого элемента и его надежное крепление в устройстве.

Для достижения указанного технического результата в гасителе колебаний тележки железнодорожного транспортного средства, содержащем пружины рессорного подвешивания, поддерживающие надрессорную балку, фрикционные планки, а также установленные между пружинами рессорного подвешивания симметрично относительно вертикальной оси гасителя колебаний упругие элементы, представляющие собой изогнутые пластины, фрикционно взаимодействующие с надрессорной балкой и боковой рамой тележки и содержащие последовательно расположенные опорные части и загнутые концы с отверстиями для установки фрикционных планок, свободные концы опорных частей обеих изогнутых пластин зафиксированы в упорах, расположенных на основании проема боковой рамы, а на загнутых концах по всей их длине, включая радиус загиба, выполнены просечки с образованием веерообразного расхождения краев загнутых концов пластин.

Признаки, отличающие предлагаемое изобретение от прототипа: свободные концы опорных частей обеих изогнутых пластин зафиксированы в упорах, расположенных на основании проема боковой рамы, а на загнутых концах по всей их длине, включая радиус загиба, выполнены просечки с образованием веерообразного расхождения краев загнутых концов пластин.

Эти признаки обусловили упрощение конструкции и снижение ее веса, т.к. по сравнению с прототипом изогнутая упругая пластина стала короче и проще в изготовлении, снизилась трудоемкость сборки. Конструкция гасителя колебаний стала более надежна в эксплуатации, т.к. свободные концы опорных частей пластин надежно зафиксированы в упорах, установленных на основании проема боковой рамы, а благодаря слабому веерообразному расхождению краев загнутых концов влево вправо, в результате просечек, загнутые концы пластины с краев становятся шире и выступают за боковые стороны опорных частей пластины и надежно прижимаются к месту их установки. Такое крепление исключает смещение изогнутых пластин. Кроме надежности в работе эта конструкция обеспечивает и более плавное гашение боковых нагрузок, т.к. они распределяются и угасают постепенно (плавная амортизация). Благодаря упругости пластин и просечкам, выполненным на загнутых концах с охватом радиуса загиба, обеспечивается плавность хода.

Совокупность существенных признаков предлагаемого изобретения неизвестна из уровня техники - значит изобретение соответствует критерию - «новизна», а также явным образом не следует из уровня техники для специалиста, значит обеспечено соответствие критерию патентоспособности - «изобретательский уровень».

Предлагаемое устройство представлено на чертежах, где на фиг.1 изображен гаситель колебаний в сборе, общий вид в разрезе по продольной оси боковой рамы, на фиг.2 - то же, но с другим вариантом изгиба упругой пластины, на фиг.3 - упругая изогнутая пластина (основной вид и вид сбоку в сечении), на фиг.4 - то же, но другой вариант изгиба пластины, на фиг.5 - основание проема боковой рамы с «вырывом» надрессорной балки по торцам по наклонным площадкам.

Гаситель колебаний тележки железнодорожного транспортного средства содержит две пары витых пружин 1 рессорного подвешивания, поддерживающие надрессорную балку 2, фрикционные планки 3, два упругих элемента - пластины 4, установленных симметрично друг другу относительно вертикальной оси и фрикционно взаимодействующих с надрессорной балкой 2 и боковой рамой 5 тележки. Упругие элементы пластины 4 содержат опорные части 6 и загнутые концы 7 с отверстиями 8 для установки фрикционных планок 3. Свободные концы 9 опорных частей 6 зафиксированы в упорах 10, расположенных на основании проема 13 боковой рамы 5. На загнутых концах 7 пластин 4 по всей их длине, включая радиус загиба 11, выполнены продольные просечки 12, в результате чего получилось веерообразное расхождение краев загнутых концов 7 (фиг.3, 4, 5) с выступанием их за боковые стороны опорных частей 6 (т.е. относительно размера А, фиг.3 и 4) пластины 4. Просечек 12 может быть, по меньшей мере, одна, а может быть и больше (на фиг.3, 4, 5 выполнено по 2 просечки на каждой пластине).

Изгибы упругих элементов универсальны, они могут иметь разные варианты (указаны 2 варианта - фиг.1, 2, 3, 4). В зависимости от требуемой плавности хода транспортного средства угол изгиба α может быть либо тупым (фиг.1, 3), либо острым (фиг.2, 4), в связи с чем загнутые концы 7 пластины 4 выгнуты соответственно вовнутрь или наружу.

При работе расширенные (из-за веерообразного расхождения) загнутые концы 7 упругой пластины 4 упираются в место установки (в надрессорную балку 2 или боковую раму 5). А при возникновении боковых нагрузок (указаны стрелкой ↑ на фиг.5) надрессорная балка 2 давит на загнутые концы 7 упругих пластин 4, веерообразные края которых расширяются. При снятии нагрузок расходящиеся концы 7 плавно возвращаются в исходное положение. Создается плавное гашение боковых нагрузок. Кроме того, улучшились амортизационные возможности и качество амортизации, улучшилась динамика системы вагон-путь и сама конструкция гасителя, снижен вес, увеличился срок эксплуатации подвижного железнодорожного состава и пути, что экономически выгодно.

Предлагаемое изобретение собрано в железнодорожном цехе завода и испытано, показав хорошие технико-эксплуатационные качества и промышленную применимость.

Гаситель колебаний тележки железнодорожного транспортного средства, содержащий пружины рессорного подвешивания, поддерживающие надрессорную балку, фрикционные планки, а также установленные между пружинами рессорного подвешивания симметрично относительно вертикальной оси гасителя колебаний упругие элементы, представляющие собой изогнутые пластины, фрикционно взаимодействующие с надрессорной балкой и боковой рамой тележки, содержащие последовательно расположенные опорные части и загнутые концы с отверстиями для установки фрикционных планок, отличающийся тем, что свободные концы опорных частей обеих изогнутых пластин зафиксированы в упорах, расположенных на основании проема боковой рамы, а на загнутых концах по всей их длине, включая радиус загиба, выполнены просечки с образованием веерообразного расхождения краев загнутых концов пластин.