Способ лечения метастазов почечно-клеточного рака

Изобретение относится к медицине, а именно к онкологии, и может быть использовано при лечении больных с генерализованными (диссеминированными) формами почечно-клеточного рака. Способ осуществляют следующим образом. Больным вводят внутримышечно реаферон начиная с 1 млн ЕД под контролем динамики температуры тела и содержания лимфоцитов в лейкоцитарной формуле крови. Дозу реаферона повышают на 1 млн ЕД при каждом последующем через 1-2 дня введении до тех пор, пока температура тела не поднимется до 37,5-38,0 градусов по Цельсию и будет удерживаться в течение 2-3 часов после введения реаферона, а содержание лимфоцитов в лейкоцитарной формуле крови через сутки после введения будет в пределах 21-33%. Использование изобретения позволяет уменьшить размеры метастазов при монотерапии реафероном за счет подбора оптимальной дозы реаферона в зависимости от ответной адаптационной реакции организма, уменьшить количество побочных реакций и осложнений.

Реферат

Изобретение относится к медицине, а именно к онкологии, и может быть использовано при лечении больных генерализованными формами почечно-клеточного рака иммуномодулирующими препаратами.

Известен способ лечения диссеминированных (генерализованных) форм почечно-клеточного рака путем внутримышечного введения интерферона по 18 млн ЕД три раза в неделю, суммарная доза 25-45 млн ЕД (Д.Х.Д.Микич). Рациональный отбор контрольной группы для рандомизированных исследований при диссеминированном почечно-клеточном раке. (Онкоурология. №1. 2005. С.15-24). Однако высокие дозы интерферона вызывают побочные явления (высокая температура, расстройства кишечника, лейкопения), что вынуждает снижать дозу до 3-9 млн ЕД интерферона, а это, в свою очередь, ухудшает результаты лечения. Несмотря на внушительный объем исследований, проведенных по данной проблеме, автор делает заключение, что оптимальная доза интерферона (разовая и курсовая) и режим введения, которые приемлемы всем больным с диссеминированными формами почечно-клеточного рака, пока не определены.

Известен способ лечения генерализованных форм рака почки (О.В.Кравец, С.М.Костенко с соавт. Лечение больных генерализованными формами рака почки. Сб. научных трудов «Прикладные информационные аспекты медицины. ВГМА им. Н.Е.Бурденко. 1999. Т.2. №4. С.27-23), выбранный нами в качестве прототипа. Способ включает внутримышечное введение реаферона начиная с 3 млн ЕД с повышением одноразовой дозы введения на 1 млн ЕД при каждом последующем курсе лечения. Курс лечения - 10 инъекций. Общая курсовая доза от 30 до 100 млн ЕД реаферона. Отмечен положительный эффект лечения, но оптимальная разовая доза реаферона, которая была бы эффективна для любого больного, не определена. Анализ многочисленных публикаций, посвященных применению реаферона для лечения диссеминированных форм почечно-клеточного рака, показал вариабельность количества одноразовых и курсовых доз препарата и неоднозначность оценки результатов лечения больных. Это можно объяснить тем, что эффективность лечения зависит не только от дозы вводимого препарата, но и от уровня реактивности организма больного в ответ на дозу вводимого препарата. В конечном итоге реаферонотерапия направлена на повышение резистентности (неспецифической и противоопухолевой) организма конкретного больного. Поэтому подбор иммуномодулирующей дозы препарата, в частности реаферона, и режим его введения должны быть индивидуальны и изменяться с учетом изменения некоторых общих признаков реактивности организма больного. С нашей точки зрения этими общими признаками уровня реактивности организма могут быть адаптационные реакции тренировки и активации (Л.Х.Гаркави, Е.Б.Квакина, Т.С.Кузьменко. Антистрессорные реакции и активационная терапия. М.: Имедис, 1998) и температура тела в ответ на каждую вводимую дозу реаферона. Тип адаптационной реакции определяется, прежде всего, по процентному содержанию лимфоцитов в лейкоцитарной формуле крови. Остальные форменные элементы белой крови и общее число лейкоцитов являются дополнительными признаками реакций, свидетельствуют о степени полноценности реакций, степени их напряженности и отношению к общепринятым границам нормы. Реакция тренировки - процент лимфоцитов 21-27%. Реакция спокойной активации - процент лимфоцитов 28-33%. Реакция повышенной активации - процент лимфоцитов 34-40-45%. Острый и хронический стресс - процент лимфоцитов менее 20%. Оптимальными для больного являются реакции тренировки и спокойной активации.

Известно, что повышение температуры тела ведет к синтезу интерферонов, активации макрофагов, дифференциации лимфоцитов, усилению иммунитета. Повышение температуры тела является защитной реакцией организма. Оптимальным условием для естественной выработки интерферонов является температура тела 38 градусов по Цельсию (О.В.Зайцева. Лихорадка детей с аллергическими реакциями и заболеваниями. «Лечащий врач». 2003. №3). С учетов вышеизложенного можно предположить, что доза реаферона, вводимого больному для профилактики и лечения метастазов почечно-клеточного рака, должна одновременно способствовать выработке организмом естественных интерферонов и адаптационных реакций тренировки или спокойной активации.

Целью изобретения является улучшение эффективности лечения и снижение его побочных реакций и осложнений у больных с генерализованными формами почечно-клеточного рака.

Поставленная цель достигается тем, что у больных с генерализованными формами почечно-клеточного рака внутримышечно вводят реаферон начиная с 1 млн ЕД под контролем динамики температуры тела и количества лимфоцитов в лейкоцитарной формуле крови. Дозу реаферона повышают на 1 млн ЕД при каждом последующем (через 1-2 дня) введении до тех пор, пока температура тела не поднимется до 37,5-38,0 градусов по Цельсию и будет удерживаться в течение 2-3 часов после введения реаферона, а содержание лимфоцитов в лейкоцитарной формуле крови через сутки после введения будет в пределах 21-33%. В процессе курса лечения (10 введений реаферона) контролируют температурную реакцию тела и уровень лимфоцитов в формуле крови. Дозу вводимого внутримышечно реаферона удерживают в том количестве млн ЕД, которая позволяет сохранять повышение температуры тела до 37,5-38,0 градусов по Цельсию в течение 2-3 часов после введения реаферона, а уровень содержания лимфоцитов в лейкоцитарной формуле крови до 21-33%.

Изобретение «Способ лечения метастазов почечно-клеточного рака» является новым, так как оно неизвестно в области медицины, а именно в онкологии, при лечении диссеминированных форм почечно-клеточного рака внутримышечным введением реаферона.

Новизна изобретения «Способ лечения метастазов почечно-клеточного рака» заключается в том, что больным с генерализованными формами почечно-клеточного рака вводят реаферон внутримышечно начиная с 1 млн ЕД под контролем динамики температуры тела и содержанию лимфоцитов в лейкоцитарной формуле крови. Дозу реаферона повышают на 1 млн ЕД при каждом последующем (через 1-2 дня) введении до тех пор, пока температура тела не поднимется до 37,5-38,0 градусов по Цельсию и будет удерживаться в течение 2-3 часов после введения реаферона, а содержание лимфоцитов в лейкоцитарной формуле крови через сутки после введения будет в пределах 21-33%. В процессе курса лечения (10 введений реаферона) контролируют температурную реакцию тела и уровень лимфоцитов в формуле крови. Дозу реаферона сохраняют в том количестве млн ЕД, которая повышает температуру тела до 37,5-38,0 градусов по Цельсию в течение 2-3 часов после введения реаферона, а уровень содержания лимфоцитов в лейкоцитарной формуле крови составляет 21-33%.

Изобретение «Способ лечения метастазов почечно-клеточного рака» является промышленно применимым, так как может быть многократно воспроизведен в здравоохранении, в лечебных учреждениях специализированного профиля для лечения онкологических больных с данной локализацией злокачественной опухоли.

«Способ лечения метастазов почечно-клеточного рака» выполняют следующим образом: 1. За день до начала лечения делают общий анализ крови, определяют количество лимфоцитов в лейкоцитарной формуле крови. 2. Внутримышечно больному вводят 1 млн ЕД реаферона. 3. Измеряют температуру тела через каждый час после введения реаферона в течение 6-10 часов. 3. Фиксируют максимальные показатели температуры тела и длительность времени стабильного удержания этих цифр температуры (оптимальные цифры температуры тела должны быть на уровне 37,5-38 градусов в течение 2-3 и более часов). 4. Через сутки после введения реаферона делают общий анализ крови и определяют число лимфоцитов в лейкоцитарной формуле. Число лимфоцитов в лейкоцитарной формуле крови через сутки после введения реаферона должно быть не менее 21-33%. 5. Если после введения реаферона температура тела не поднимается выше 37,5 градуса, а число лимфоцитов в лейкоцитарной формуле крови через сутки после введения реаферона будет менее 21%, то дозу реаферона увеличивают на 1 млн ЕД и вновь контролируют динамику температуры тела и число лимфоцитов. 6. Оптимальной дозой реаферона считается такая доза, после введения которой температура тела удерживается на уровне 37,5-38 градусов в течение 2-3 и более часов, а число лимфоцитов в лейкоцитарной формуле крови через сутки после введения реаферона будет от 21% до 33%.

Пример клинического применения «Способа лечения метастазов почечно-клеточного рака».

Больной И... 1932 года, история болезни №1062/х, поступил в урологическое отделение Ростовского научно-исследовательского онкологического института с жалобами на гематурии. В результате обследования установлен диагноз: рак правой почки с метастазами в легкие. 09.02.2006 года - операция: нефрэктомия справа. Гистологическое заключение №848586 - светлоклеточный рак почки с инвазией капсулы почки, низкодифференцированный. После операции с 01.03.2006 г. по 01.03.2007 г. получил 7 курсов иммунотерапии реафероном. Методика лечения: 1. За день до начала лечения сделан общий анализ крови. В лейкоцитарной формуле обнаружено 12% лимфоцитов. Внутримышечно больному был введен 1 млн ЕД реаферона. Через 2 часа после введения реаферона температура тела 37,2 градусов по Цельсию, которая удерживалась в течение 2 часов. Число лимфоцитов в лейкоцитарной формуле крови через сутки после введения реаферона равно 16%. В этот же день больному внутримышечно введено 2 млн ЕД реаферона. Через 2 часа после введения реаферона температура тела 37,5 градусов по Цельсию, которая удерживалась в течение 2 часов. Число лимфоцитов в лейкоцитарной формуле крови через сутки после введения реаферона равно 20%. В этот же день больному внутримышечно введено 3 млн ЕД реаферона. Через 2,5 часа после введения реаферона температура тела 37,9 градусов по Цельсию, которая удерживалась в течение 3,5 часов и снизилась самостоятельно до 37,1 градуса. Число лимфоцитов в лейкоцитарной формуле крови через сутки после введения 3 млн ЕД реаферона равно 26%. Продолжено лечение реафероном в дозе 3 млн ЕД, внутримышечно, через 1-2 дня, под контролем динамики температуры тела. После 6-й инъекции 3 млн ЕД реаферона температура тела не превышала 37,2 градуса. Число лимфоцитов в формуле крови снизилось до 22. Продолжено лечение реафероном в дозе 4 млн ЕД. Через 1,5 часа после введения реаферона температура тела 38,1 градуса по Цельсию, которая удерживалась в течение 2,5 часов и снизилась самостоятельно до 37,0 градуса. Число лимфоцитов в лейкоцитарной формуле крови через сутки после введения 4 млн ЕД реаферона равно 29%. После 8,9, и 10 инъекции 4 млн ЕД реаферона температура тела удерживалась на уровне 37,5-37, 9 градуса, а число лимфоцитов в формуле крови было 25-3%. Последующие 6 курсов реаферонотерапии проводились по аналогичной методике. Вариации разовой дозы реаферона были равны 3-5 млн ЕД. В результате лечения размеры метастатических узлов в легкий уменьшились от 25% до 50%. Размеры метастазов стабильно удерживались в течение 1,5 лет. Каких-либо осложнений после введения реаферона, требующих медикаментозного лечения, не было. Субъективное самочувствие больного было удовлетворительным. Пример этого клинического случая показывает: 1. Лечение реафероном больного с метастазами почечно-клеточного рака в легкие проходило без осложнений. 2. Разовая доза не превышала 3-5 млн ЕД и уровень дозы реаферона варьировался в зависимости от ответной адаптационной реакции организма на вводимую дозу. 3. Поддерживающие курсы иммунотерапии можно проводить многократно, с интервалом между курсами 2-3 недели. 4. Предложенную методику иммунотерапии почечно-клеточного рака можно проводить без ущерба для общего состояния пациента, вплоть до обнаружения факта прогрессирования метастатической болезни, несмотря на проводимое лечение. По предлагаемой методике пролечено 24 больных почечно-клеточным раком.

Технико-экономическая эффективность «Способа лечения метастазов почечно-клеточного рака» заключается в том, что подбор оптимальной дозы реаферона является строго индивидуальным, с учетом изменения некоторых общих признаков реактивности организма: показателей содержания лимфоцитов в лейкоцитарной формуле крови (адаптационные реакции тренировки и спокойной активации) и повышения температуры тела (условие для естественной выработки организмом интерферонов). Это позволяет улучшить эффективность лечения и снизить побочные реакции и осложнения.

Способ лечения метастазов почечно-клеточного рака, включающий внутримышечное введение иммуномодулирующего препарата реаферон, отличающийся тем, что при генерализованных формах почечно-клеточного рака реаферон вводят, начиная с дозы 1 млн ЕД, под контролем динамики температуры тела и содержанию лимфоцитов в лейкоцитарной формуле крови, дозу реаферона повышают на 1 млн ЕД при каждом последующем введении, через 1-2 дня, до тех пор, пока температура тела не поднимется до 37,5-38,0°С и будет удерживаться в течение 2-3 ч после последнего введения реаферона, а содержание лимфоцитов в лейкоцитарной формуле крови через сутки после последнего введения реаферона будет в пределах 21-33%.