Способ обучения плаванию
Изобретение относится к области обучения плаванию и может быть применено для обучения плаванию как детей, начиная с 4-х лет, так и студентов, не умеющих плавать, в основном, в бассейнах. Задачей изобретения является быстрейшая адаптация к воде за короткое время. Это достигается тем, что в способе обучения плаванию, заключающемся в том, что проводят адаптацию обучающегося к воде, обучают правильному дыханию и правильному движению рук и ног, корректируют одновременное движение рук и ног и дыхание, добиваясь автоматизма, отличающийся тем, что адаптацию обучающегося к воде, обучение правильному дыханию и правильному движению рук и ног, корректировку одновременного движения рук и ног и дыхание проводят в потоке воды, истекающей из сопла, установленного в стенке бассейна на расстоянии 1-2 головы человека от поверхности воды, давление струи составляет 1,5-1,6 атм, при этом последовательно отрабатывают сначала дыхание в воду, затем отработку движений рук, затем движение ног, держась за скобу, установленную в стенке бассейна выше сопла, из которого подается направленная струя воды. Технический результат заключается в повышение эффективности обучения плаванию. 1 ил.
Реферат
Изобретение относится к области обучения плаванию и может быть применено для обучения плаванию как детей, начиная с 4-х лет, так и студентов, не умеющих плавать, в основном, в бассейнах.
Известен способ обучения плаванию [1], заключающийся в том, что обучают детей самостоятельному перемещению в воде без использования поддерживающих средств, добиваются при этом правильного положения тела в воде, скоординированных движений рук и ног с одновременным правильным дыханием, совершенствуют эти действия, добиваясь автоматизма всех движений.
Известен также способ обучения плаванию [2], заключающийся в том, что включает в себя следующие действия. Адаптация к водной среде, которая состоит из вхождения в воду, хождения по воде, брызгания, приседания, прыжков, а также прыжков и приседаний с погружением в воду. Во время адаптации используют маску, особенно при брызгании, прыжках и приседаниях с погружением в воду. Ознакомление детей с выталкивающей силой воды, плавучестью и обучение детей занимать правильное положение тела при плавании на груди с опущенным в воду лицом и на спине. При освоении этого действия используют маску и дыхательную трубку. Обучение движениям рук и ног как раздельно, так и скоординированно. При разучивании и отработке упражнений этого действия используют маску, трубку и ласты. Отработка правильного дыхания. Обучение выдоху в воду без перемещения. Обучение дыханию в движении как при раздельных, так и при скоординированных движениях рук и ног. При освоении дыхании используют маску, трубку, ласты. Отработка автоматизации всех движений с одновременным дыханием на фоне увеличения нагрузок с целью наиболее эффективного перемещения ребенка по воде в заданном направлении.
Однако встречаются люди, которые не могут довериться воде, ощущают психологический барьер при отпускании предмета, держащего его тело на поверхности, например надувной матрас или доску. Таким людям приходится долго объяснять, что вода их держит на поверхности, пока они это не поймут и не прочувствуют, что вода их держит.
Задачей изобретения является быстрейшая адаптация к воде и выработка у обучаемых уверенности, что вода их держит, за короткое время, а также повышение эффективности обучения плаванию.
Это достигается тем, что в способе обучения плаванию, заключающемся в том, что проводят адаптацию обучающихся к водной среде, обучают их занимать правильное положение тела в воде, отрабатывают скоординированные движения рук и ног, обеспечивающие перемещение в воде в требуемом направлении, и одновременно отрабатывают дыхание, корректируют правильность выполнения всех движений и дыхания, добиваются их автоматизма, отличающийся тем, что в процессе обучения в период адаптации используют для привития навыка держания на воде установленного горизонтально тела направленное движение струи воды, выпускаемой из сопла, установленного в стенке бассейна на расстоянии 1-2 головы человека от поверхности воды, при этом давление струи воды составляет 1,5-1,6 атм, обеспечивающее ощущение скольжения вдоль поверхности воды, затем обучают правильному дыханию, держась руками за скобу, установленную в стенке бассейна выше сопла, выполняют базовые движения ногами, держась руками за скобу, установленную в стенке бассейна выше сопла, под направленным движением струи.
Давление воды на тело в потоке отличается от давления воды на тело в покое. При движении тела в потоке на той поверхности, куда направлен поток, давление больше, позади тела давление падает. Величина перепада давлений между лобовой и тыльной поверхностями обусловливает сопротивление воды R, которое определяется по формуле R=CSpV2, где R - сила сопротивления воды, С - безразмерный коэффициент сопротивления (определяется опытным путем), S - площадь поверхности, м, р - плотность воды, кг/ м3, V - скорость потока относительно тела, м/с. Сила сопротивления воды характеризуется не только своим значением, но и направлением в пространстве и точкой приложения. В тех случаях, когда вектор силы R направлен под углом к движению, его условно можно представить в виде двух составляющих: одной Rx, направленной вдоль потока, и другой Ry, направленной перпендикулярно потоку. Первая составляющая носит название лобового сопротивления, вторая - подъемной силы. Направление движущейся струи воды из сопел на тело подбирается экспериментально.
Пример. На чертеже показано положение тела обучаемого в бассейне.
В стенке 1 бассейна расположена скоба 2, за которую держится обучаемый 3. Ниже скобы 2 расположены сопла 4, из которых подаются под напором струя воды. 5 - выход воды из бассейна.
На первом занятии, держась за скобу, человек ловит ощущения от поддерживающей силы воды, затем пробует отцепиться. Затем обучаемый, также держась за скобу, пробует дышать, набирая воздух над водой и выпуская его (делая выдох) под водой. На втором занятии обучаемый учится правильно дышать, вдох над водой, выдох под водой, держась при этом руками за скобу 2 и чувствуя поддержку направляющей струи воды из сопла 3. На последующих занятиях обучаемый, также держась за скобу, выполняет под руководством тренера движения ногами, характерные при плавании стилем брасс или кроль.
Давление струи воды ниже 1,5 атм недостаточное для поддержания тела в воде, а выше 1,6 атм излишнее, создает обучаемому дискомфорт.
Техническим эффектом применения изобретения является более быстрое и эффективное обучение плаванию. Обучаемый получает навыки плавания, не испытывая страха перед водой, испытывая только положительные эмоции.
Источники информации
1. Каунсилмен Д. Наука о плавании / Пер. с англ. - М.: Физкультура и спорт, 1972, с.155-182.
2. Патент РФ №2061521, A63B 69/12, опубл. 10.06.1996.
Способ обучения плаванию, заключающийся в том, что проводят адаптацию обучающегося к воде, обучают правильному дыханию и правильному движению рук и ног, корректируют одновременное движение рук и ног и дыхание, добиваясь автоматизма, отличающийся тем, что адаптацию обучающегося к воде, обучение правильному дыханию и правильному движению рук и ног, корректировку одновременного движения рук и ног и дыхания проводят в потоке воды, истекающей из сопла, установленного в стенке бассейна на расстоянии 1-2 головы человека от поверхности воды, давление струи составляет 1,5-1,6 атм, при этом последовательно отрабатывают сначала дыхание в воду, затем отработку движений рук, затем движение ног, держась за скобу, установленную в стенке бассейна выше сопла, из которого подается направленная струя воды.