Способ видеопредставления, предназначенный для побуждения к изменению высоты звука воспроизведения вокальной партии
Изобретение относится к области педагогики, рекламы, медицины. На экране видеовоспроизводящей аппаратуры в некоторое текущее время в течение заданного интервала, превышающего 1 с, мгновенно или постепенно формируют изображения от 3 до 100 графических объектов. Графические объекты представляют собой соответствующие фрагментам песни буквы или их совокупности, которые располагают последовательно по горизонтали. Смещают геометрические центры тяжести таковых одного от предыдущего по высоте. Обеспечивают корреляцию указанного смещения с изменением предпочтительной высоты звука как минимум части соответствующих упомянутым времени и интервалу и следующих последовательно один за другим фрагментов партии. Каждому фрагменту партии в соответствие поставлен свой объект из упомянутых. Минимальное смещение друг от друга объектов, соответствующих различной высоте звука, обеспечивают превосходящим 1/240 высоты экрана, а максимальное - меньшим 1/1,01. Техническим результатом изобретения является обеспечение возможности уменьшения контрастности и яркости изображений побуждающей и фоновой информации, расширение допустимого диапазона внешней освещенности, увеличение допустимого угла обзора экрана.
Реферат
Область техники
Изобретение может быть использовано в рекламе, при обеспечении общественной безопасности, в том числе безопасности дорожного движения, в педагогике (при обучении пению), в медицине (логопедии, психотерапии, фониатрии, пульмонологии, при проведении массажа и гипноза), в сфере организации досуга.
Уровень техники
Известны различные авторские методики обучения пению (см. например:
- http://vocal-profi.ru;
- http://www.guitar-club.ru/1school/vocal/Ermak_4.htm),
основной упор в которых делается на проблеме постановки дыхания и артикуляции.
Известен способ обучения резонансному пению (RU 2202831) который заключается в том, что формируют резонансное фокусирование звукоизвлечения путем поэтапной отработки отдельных вокальных элементов и механизмов при помощи двух артикуляционных аппаратов, одним из которых является голос, а другим - руки, кисти которых моделируют резонансные движения мышц полости рта.
Также известен способ развития музыкального слуха (RU 95108064), заключающейся в том.» что релятивные ступени музыкальной звуковысотной системы представляют в виде графических знаков разного цвета, при этом цвета знаков выбирают в соответствии с цветами радужного спектра, искусственно разделенного на двенадцать частей, в том порядке, в котором эти цвета находятся в радуге.
Известен способ видеопредставления, предназначенный для побуждения исполнителя к изменению высоты звука воспроизведения вокальной партии, заключающийся в том, что используют видеовоспроизводящую аппаратуру, посредством которой обеспечивают формирование изображений последовательных фрагментов соответствующего партии текста, например песни, и соответствующих последним расположенных в непосредственной близости от них фрагментов нотной записи партии (http://www.vocaljam.narod.ru/). К недостаткам такого решения следует отнести:
1) необходимость создания на экране двух информационных полей
- для текста и нотной записи;
2) необходимость контрастного изображения нотной записи, ее заметного цветового отличия от фона;
3) необходимости согласования яркости экрана с внешней освещенностью;
4) неработоспособностью при нахождении экрана в периферии поля зрения исполнителя (вне зоны четкого видения);
5) включение при чтении нотной записи второй сигнальной системы (по Павлову).
Здесь же следует отметить и то, что указанный способ ориентирован исключительно на подготовленного исполнителя, владеющего нотной грамотой. Он не может побудить несведущего.
Указанный способ выбран в качестве прототипа. Его существенным в аспекте заявляемого изобретения признаком является использование видеовоспроизводящей аппаратуры, включающей носитель информации, считывающее устройство, блок формирования видеосигнала и как минимум один экран или монитор.
Заявляемый технический результат
Основная задача изобретения - латентное побуждение к качественному исполнению вокальных партий рекламных роликов при невозможности обеспечения их музыкального сопровождения - музыкальной подсказки.
Сопутствующие задачи изобретения:
- повышение общественной безопасности, в том числе безопасности дорожного движения;
- повышение скорости обучения исполнению вокальных партий и качества такового лицами, не имеющими музыкального образования, с дефектами зрения, а также в условиях дефицита времени или внимания;
- латентное побуждение к качественному исполнению вокальных партий в караоке-клубах и барах при использовании аудио- и видеовоспроизводящей аппаратуры.
Реализация изобретения позволяет получить технический результат, заключающийся в:
- обеспечении возможности восприятия и анализа побуждающей информации периферийным зрением, а также в условиях нерезкого восприятия (при наличии атмосферных осадков, тумана, задымления);
- уменьшении нагрузки на левое полушарие при дополнительной активации работы правого, снижении у начинающих исполнителей вероятности возникновения неврозов;
- развитии билатерального взаимодействия полушарий мозга в процессе и после исполнения;
- снижении утомляемости, в том числе органов зрения;
- обеспечении возможности формирования вокальных способностей у неодаренных исполнителей;
- развитии релятивного музыкального мышления, ускорении процесса становления музыкально-логического мышления;
- обеспечении возможности обучения исполнителя синхронизации динамики и манеры своего исполнения с вокальной партией фонограммы;
- обеспечении возможности уменьшения контрастности и яркости изображений побуждающей и фоновой информации, их цветового различия;
- расширении допустимого диапазона внешней освещенности;
- увеличении допустимого угла обзора экрана;
- координировании аудиоинформации с видеоинормацией;
- расширении функциональных возможностей оборудования караоке-клубов, создании оригинальных мультимедийных содержаний;
- представлении побуждающей информации в инвариантном к вокальным данным, в том числе к тональности исполнителя, виде.
Эффект от реализации изобретения состоит в:
- уменьшении плотности экранов (числа экранов на м2 площади заведений) и как следствие - в снижении информационной и световой нагрузки, тепловой нагрузки и плотности излучения;
- обеспечении мобильности исполнителя (возможности исполнения при перемещении относительно экрана со значительной скоростью, при переводе зрительного внимания с одного объекта вне экрана на другой);
- повышении музыкальной культуры.
- формировании навыков целостного восприятия музыкального произведения;
- многосенсорном восприятии изучаемой информации, относящейся к вокальной партии, которая подается в увлекательной форме;
- адаптации к обучению вокалу, мягком вхождении в учебный процесс с одновременным снятием травмирующих факторов;
- обеспечении возможности созерцания (восприятия без анализа, без акта мышления, без проникновения умом, мыслью) во время исполнении малознакомой вокальной партии (как для исполнителя, так и для слушателя);
- повышении эффекта при обучении и подготовке лиц с нарушениями психоречевого, моторного развития, с эмоциональными отклонениями, умственной отсталостью, а также с пониженным слухом и зрением;
- оптимизации во время исполнения состояния механизмов восприятия и памяти;
- нормализации во время стресса при исполнении ритма сердечной деятельности;
- повышении эффекта при лечении дизартрии, заикания и логоневрозов;
- гармонизации пространства.
Сущность изобретения
Сущность изобретения заключается в том, что в известный способ видеопредставления, предназначенный для побуждения к изменению высоты звука воспроизведения вокальной партии, заключающийся в том, что используют видеовоспроизводящую аппаратуру (видеомагнитофон с экраном, караоке-плейер с экраном, компьютер с монитором, домашнюю киносистему с экраном, микропроцессорное устройство с блоком формирования видеосигнала и экраном, а также проч.), введены следующие главные отличительные признаки.
Необходимость использования видеовоспроизводящей аппаратуры продиктована потребностью в отображении подвижных объектов, в периодическом обновлении информационного содержания экрана, а также в самосвечении устройства, на котором формируют изображение (экрана).
На экране упомянутой аппаратуры в некоторое текущее время в течение заданного интервала, превышающего 1 с, мгновенно (одномоментно с точки зрения человеческого восприятия) или постепенно формируют изображения от 3 до 100 графических объектов (предпочтительно вытянутых по горизонтали - имеющих больший размер по горизонтали - геометрическими фигур, букв, цифр, штрихов, фрагментов замкнутых или разомкнутых ломанных либо кривых линий и др.), которые располагают последовательно по горизонтали, при этом смещают геометрические центры тяжести таковых одного от (относительно) предыдущего по высоте, причем обеспечивают корреляцию указанного смещения с изменением предпочтительной высоты звука как минимум части соответствующих упомянутым времени и интервалу и следующих последовательно один за другим фрагментов партии, каждому из которых в соответствие поставлен свой объект из упомянутых, тогда как минимальное смещение друг от друга объектов, соответствующих различной высоте звука, обеспечивают превосходящим 1/240 высоты экрана, а максимальное - меньшим 1/1,01.
Описание чертежей
Изобретение иллюстрируется одним чертежом, на котором изображен вариант внешнего вида экрана видеовоспроизводящей аппаратуры при реализации заявленного видеопредставления.
На чертеже черной прямоугольной рамкой изображен контур экрана видеовоспроизводящей аппаратуры.
Расположенные на различной высоте графические объекты, такие, как например: «не-»; «под-»; «куп-» соответствуют различным фрагментам песни А.Пахмутовой и Н.Добронравова «Как молоды мы были».
Смещение по высоте объекта «под-» относительно объекта «не-», а объекта «куп-» относительно объекта «под-» коррелирует с изменением предпочтительной (предусмотренной авторами) высоты звука (преобладающей частоты звуковых колебаний, порождаемых исполнителем, - чем больше частота, тем выше звук) при переходе от пропевания фрагмента «не» к пропеванию фрагмента «под» и от пропевания фрагмента «под» к пропеванию фрагмента «куп» вокальной партии упомянутой песни.
Сведения, подтверждающие реализуемость изобретения
Заявленный способ реализуют следующим образом. Используют видеовоспроизводящую аппаратуру, включающую самосветящийся экран.
На экране в некоторое текущее время в течение заданного (как правило, программно установленного либо заданного при настройке аппаратуры перед или во время воспроизведения, например, определенного при записи информации на ее материальный носитель: флеш-накопитель, карту памяти, компакт диск и проч.) интервала, превышающего 1 с, мгновенно или постепенно формируют изображения от 3 до 100 графических объектов.
Объекты располагают последовательно по горизонтали, при этом смещают геометрические центры тяжести таковых одного от предыдущего по высоте, обеспечивая корреляцию их взаимного расположения по высоте с изменением предпочтительной высоты звука как минимум части соответствующих упомянутым времени и интервалу и следующих последовательно один за другим фрагментов вокальной партии, каждому из которых в соответствие поставлен свой объект из упомянутых.
Минимальное смещение друг от друга объектов, соответствующих различной высоте звука, обеспечивают превосходящим 1/240 высоты экрана, а максимальное - меньшим 1/1,01.
Обсуждаемый способ разработан в ходе проведении НИР «Разработка способа неполитического противостояния ксенофобии посредством телемостов между караоке-клубами различных городов и/или стран, и/или континентов», шифр: «ТЕЛЕМОСТ», регистрационный №01200953307 ФГУП «Всероссийский научно-технический информационный центр», инвентарный № научно-технического отчета 02.2.00 952931 ФГНУ «Центр информационных технологий и систем органов исполнительной власти», дата утверждения: 30.06.2009. Апробация способа прошла в ООО «Школа Дуэтов-М».
Примеры реализации изобретения
1) В рекламе
Практически любой рекламный ролик включает короткую вокальную партию, способствующую запоминанию товарного знака рекламодателя, наименования фирмы, вида товара и проч. Ее проигрывание при представлении ролика, например, на экранах, расположенных вдоль автомобильных дорог, не представляется возможным, тогда как его звучание значимо для рекламодателя.
Расположение на экране, например, текстовых фрагментов такой партии в соответствии с предполагаемой высотой звука их пропевания позволит побудить потребителя рекламной информации воспроизвести эту партию в своем сознании правильно с точки зрения разработанного или выбранного рекламодателем звучания.
Глаз человека воспринимает мерцание самосветящихся объектов (в данном случае речь идет об экранах) с частотой, существенно превосходящей осознаваемое временное разрешение. Информация о таком мерцании, будучи переданная в соответствующие отделы мозга, хотя и не отражается в сознании, но привязывает к такому объекту зрительное внимание (заставляет держать такой объект хотя бы в периферийном зрении) и индуцирует возбуждение, положительно сказывающееся на настрой к исполнению вокальной партии.
С этой точки зрения важна и высокая монохроматичность свечения пикселов современных, например, LED-экранов.
2) При обеспечении общественной безопасности
При реализации заявленного способа обеспечивается легкоузнаваемая замена звуковой информации легкосчитываемой периферийным зрением зрительной информацией.
Это может быть использовано, например, для информирования участников движения в условиях напряженной дорожной обстановки. Так, на расположенных вдоль автомобильных дорог экранах могут отображать объекты, взаимное расположение которых по высоте соответствует изменению высоты звука сирены приближающегося спецтранспорта.
Аналогично в условиях стихийных бедствий, техногенных катастроф и проч. может быть представлена любая служебная либо важная информация, ассоциируемая с изеняющимся звуком, который в силу обстоятельств различной природы (например, высокого уровня шума) не может быть воспринят.
3) В педагогике
Заявленный способ может быть успешно применен при обучении пению детей и взрослых, не желающих знакомиться с нотной грамотой или не способных ее освоить.
Нотная запись любой вокальной партии для полупрофессионального исполнения может быть заменена графическими объектами (предпочтительно вытянутыми по горизонтали геометрическими фигурами, буквами, цифрами, штрихами, фрагментами замкнутых или разомкнутых ломанных либо кривых линий и др.), разбросанными по высоте экрана в соответствии с высотой звука ее различных фрагментов.
Следует отметить, что характер, темп, ритм и проч. характеристики вокальной партии легко кодируются посредством изменения параметров движения упомянутых объектов, каждый из которых к тому же может представлять собой и группу различных фигур.
4) В медицине
Для повышения эффективности воздействия предъявление психотерапевтических метафор может осуществляться в музыкальной форме, посредством их пропевания.
Последующее их закрепление в сознании пациента может проводиться с использование заявленного способа без присутствия врача. Здесь важно то, что заявленный способ при латентном навязывании правильного исполнения позволяет исключить отвлекающее музыкальное сопровождение.
5) В сфере организации досуга
Заявленный способ может быть использован в караоке-клубах.
Как правило, люди, поющие караоке, не являются профессиональными исполнителями и им бывает трудно вспомнить или уловить мелодию вокальной партии песни, глядя на меняющийся цвет ее текста. Сегодня для устранения такого недостатка используют музыкальную подсказку. Последняя сильно искажает музыкальное сопровождение песни, портит его.
Заявленный способ позволяет исключить из практики караоке-клубов музыкальную подсказку.
Для его реализации и анализа был разработан новый формат файла с расширением типа «kar», позволяющий более наглядно отображать предполагающий пропевание текст. Такой формат сделал более доступным для людей, не имеющих музыкального образования, исполнение вокальных партий с использованием караоке, благодаря:
- наглядности отображения текста с точки зрения высоты звука пропеваемых слогов и слов песни, что обеспечено практически мгновенным распознаванием их взаимного расположения по вертикали;
- содержанию вспомогательной информации о длительности пропевания звуков, слогов или слов 1 виде модуляции в зависимости от нее их протяженности на экране по горизонтали.
При использовании новых файлов заявленный способ был реализован следующим образом.
Длительность представления текстовых фрагментов на экране превышала длительности их пропевания. Каждый текстовый фрагмент «проплывал» по экрану в течение 2-10 с при том, что при представлении текста на экране одновременно формировали от 6 до 30 объектов. При этом для каждого куплета и припева обеспечивалось плавное перемещение таких фрагментов справа налево. Во встречном направлении примерно с той же постоянной скоростью обеспечивалось перемещение штриховой линии, указывающей (посредством пересечения) на тот фрагмент, который следовало пропеть в текущий момент. Дополнительно использовалось традиционное для караоке перекрашивание тех текстовых фрагментов, которые должны были быть уже пропеты и должны были бы пропеваться в настоящий момент.
Представление текстовых фрагментов сопровождалось воспроизведением с использованием звуковоспроизводящей аппаратуры музыкального сопровождения песни или дополнительно и воспроизведением музыкальной или голосовой подсказки вокальной партии.
При реализации способа была использована видеовоспроизводящая аппаратура с диагональю экрана более 21 дюйма и частотой смены кадров 100 Гц. Пользователь располагался на расстоянии более 2 м от экрана. Минимальное смещение друг от друга объектов, соответствующих различной высоте звука, обеспечивали превосходящим 1/60 высоты экрана, а максимальное - меньшим 1/1,1.
Заявленный способ оказался работоспособным при невозможности различения на экране текста в условиях засветки экрана прямым солнечным светом, при предъявлении побуждающей информации в виде пестрых объектов на пестром фоне той же текстуры, а также при минимально устанавливаемой яркости и контрастности экрана.
Уверенное восприятие различия расположения объектов по высоте имело место при нахождении экрана в пределах ±20° от центра поля зрения пользователя (чтение нотной записи возможно при ее нахождение в пределах ±1-2° от центра поля зрения).
Соответствующий упомянутым файлам вариант реализации заявленного способа был апробирован во время проведения телемостов между караоке-клубами гг.Москва и Якутск.
Всеми участниками было высказано положительное мнение о большей наглядности и простоте восприятия разработанного способа по сравнению с традиционными способами подсказки караокерам. Апробация подтвердила снижение при реализации заявленного способа стрессовой и информационной нагрузок на исполнителей.
Связь отличительных признаков с заявляемым техническим результатом
Отображение графических объектов на самосветящемся экране при кодировании информации в их взаимном расположении по высоте даже в условиях динамично меняющейся внешней световой обстановки обеспечивает возможность восприятия и анализа побуждающей информации периферийным зрением, а также в условиях нерезкого восприятия (при наличии атмосферных осадков, тумана, задымления).
Механизмы зрительного восприятия нотной записи и отличия во взаимном положении графических объектов существенно различаются. Для оценки взаимного расположения объектов по высоте не требуется проговаривать: «этот объект выше, чем тот» и т.д., тогда как при чтении нотной записи начинающие исполнители проговаривают про себя названия нот. В этой связи при реализации заявленного способа имеет место уменьшение нагрузки на левое полушарие при дополнительной активации работы правого, снижение вероятности возникновения неврозов у начинающих исполнителей, снижение утомляемости органов зрения.
При реализации заявляемого способа исполнитель связывает в своем сознании музыку и графику, преимущественно воспринимаемую периферийным зрением, в результате имеет место развитие билатерального взаимодействия полушарий мозга как в процессе, так и после воспроизведения вокальной партии, развитие релятивного музыкального мышления, ускорение процесса становления музыкально-логического мышления.
Простота освоения заявленного способа способствует формированию вокальных способностей у неодаренных исполнителей, обеспечению возможности обучения начинающего исполнителя синхронизации динамики и манеры своего исполнения с вокальной партией.
Представляемый способ открывает новые возможности координирования аудиоинформации с видеоинормацией, позволяющей мгновенно оценить требования по изменения высоты звука сразу большого фрагмента вокальной партии. Это существенно повышает скорость и качество изучения и исполнения вокальных партий.
Представление при реализации заявленного способа побуждающей информации в инвариантном к вокальным данным, в том числе к тональности исполнителя, виде позволяет использовать один вид видеопредставления для различных исполнителей.
Ориентация в заявленном способе на кодирование побуждающей информации посредством взаимного расположения объектов, распознавание которых для реализации способа не является необходимым, позволяет уменьшить до едва различимых яркость таких объектов, их контрастность в сравнении с фоном и/или цветовое отличие от последнего, расширить допустимый диапазон (увеличить) освещенности экрана внешним светом, что существенно расширяет функциональные возможности оборудования караоке-клубов, позволяет создавать оригинальные мультимедийные содержания.
Высокая степень различимости взаимного расположения объектов по высоте позволяет увеличить допустимый угол обзора экрана (угол под которым на экран смотрят) - с примерно 50° при отображении нотной записи до почти 90° при реализации заявленного способа.
Способ видеопредставления, предназначенный для побуждения к изменению высоты звука воспроизведения вокальной партии, заключающийся в том, что используют видеовоспроизводящую аппаратуру с экраном, отличающийся тем, что на экране упомянутой аппаратуры в некоторое текущее время в течение заданного интервала, превышающего 1 с, мгновенно или постепенно формируют изображения от 3 до 100 графических объектов, представляющих собой соответствующие фрагментам песни буквы или их совокупности, которые располагают последовательно по горизонтали, при этом смещают геометрические центры тяжести таковых одного от предыдущего по высоте, причем обеспечивают корреляцию указанного смещения с изменением предпочтительной высоты звука как минимум части соответствующих упомянутым времени и интервалу и следующих последовательно один за другим фрагментов партии, каждому из которых в соответствие поставлен свой объект из упомянутых, тогда как минимальное смещение друг от друга объектов, соответствующих различной высоте звука, обеспечивают превосходящим 1/240 высоты экрана, а максимальное - меньшим 1/1,01.