Устройство для соединения крыла с фюзеляжем летательного аппарата
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к области самолетостроения и касается соединения крыла с фюзеляжем в схеме «высокоплан». Устройство для соединения крыла (5) с фюзеляжем (10) летательного аппарата содержит соединенные подкосами кронштейны, установленные на крыле (5) и фюзеляже (10). Устройство снабжено двумя горизонтальными раскосами (13, 14), расположенными в плоскости заднего (4) и переднего (3) лонжерона крыла. Горизонтальный раскос (13), расположенный в плоскости переднего шпангоута (8), соединен с одной стороны с кронштейном (15) фюзеляжа и с другой - с кронштейном (17) крыла, прикрепленным к переднему лонжерону (3). Горизонтальный раскос (14), расположенный в плоскости заднего шпангоута (9), соединен с кронштейном (16) фюзеляжа и с кронштейном (18) крыла, прикрепленным к заднему лонжерону (4). Задний кронштейн (7) фюзеляжа соединен наклонной тягой (12) с передним кронштейном (1) крыла, причем в переднем (6) и заднем (7) кронштейнах фюзеляжа установлены эксцентриковые болты (19) с фиксирующими шайбами (20). На осях эксцентриковых болтов (19) установлены регулировочные шайбы (21). Достигается увеличение ресурса соединения при одновременном снижении трудоемкости операции стыковки крыла с фюзеляжем. 5 ил.
Реферат
Предлагаемое изобретение относится к области самолетостроения и может быть использовано для соединения крыла с фюзеляжем в схеме «высокоплан».
Известно устройство для соединения крыла с фюзеляжем, например самолета А400 (Airbus), содержащее кронштейны на крыле и фюзеляже, соединенные болтами по принципу «ухо-вилка». Однако такое устройство соединения крыла с фюзеляжем требует повышенной точности изготовления агрегатов, так как при малейшей неточности необходимо переклепывать узлы стыковки или делать совместную разделку соединения «ухо-вилка» (см. журнал «Флайт» 9-15 ноября 2004 года).
Известно также устройство для соединения крыла с фюзеляжем летательного аппарата ATR-72 (см. журнал «Флайт» 3 сентября 1988 год), содержащее кронштейны на фюзеляже и кронштейны на крыле, соединенные подкосами. Имеется также элемент в виде штыря, который контактирует с кронштейном фюзеляжа и задним лонжероном.
Это устройство не обладает достаточной живучестью, так как при разрушении одного из элементов теряется работоспособность всего устройства.
Технической задачей, решаемой предлагаемым изобретением, является увеличение «живучести» и ресурса соединения при одновременном снижении трудоемкости операции стыковки крыла с фюзеляжем.
Данная задача решается тем, что устройство для соединения крыла с фюзеляжем летательного аппарата, содержащее соединенные подкосами кронштейны, установленные на крыле и фюзеляже, снабжено двумя горизонтальными раскосами, расположенными в плоскости заднего и переднего лонжерона крыла, один, расположенный в плоскости переднего шпангоута, соединен с одной стороны с кронштейном фюзеляжа и с другой - с кронштейном крыла, прикрепленным к переднему лонжерону, а другой горизонтальный раскос, расположенный в плоскости заднего шпангоута, соединен с кронштейном фюзеляжа и с кронштейном крыла, прикрепленным к заднему лонжерону, при этом задний кронштейн фюзеляжа соединен наклонной тягой с передним кронштейном крыла, причем в переднем и заднем кронштейнах фюзеляжа установлены эксцентриковые болты с фиксирующими шайбами, а регулировочные шайбы размещены на осях эксцентриковых болтов.
Установка регулировочных элементов способствует устранению технологических погрешностей, которые могут появиться при изготовлении крыла и фюзеляжа.
Установка двух горизонтальных раскосов обеспечивает передачу нагрузки вдоль крыла, не стесняя его деформацию от действия аэродинамических сил, что увеличивает ресурс соединения.
Установка подкосов передает вертикальную нагрузку с крыла на фюзеляж.
Наклонные тяги передают нагрузку двигателя вдоль к фюзеляжу.
Сущность изобретения поясняется чертежами, где
на фиг.1 показан вид сбоку на фюзеляж и крыло;
на фиг.2 - разрез по А-А фиг.1 по заднему лонжерону;
на фиг.3 - разрез по Б-Б фиг.1 по переднему лонжерону;
на фиг.4 - сечение В-В фиг.1;
на фиг.5 - вид Г фиг.4.
Устройство для соединения крыла с фюзеляжем летательного аппарата (см. фиг.1-5) содержит передний и задний кронштейны 1, 2, соединенные с передним 3 и задним 4 лонжеронами крыла 5, и передний и задний кронштейны 6, 7, скрепленные с передним 8 и задним 9 силовыми шпангоутами фюзеляжа 10. Вертикальные подкосы 11 прикреплены к кронштейну 6 и 7 фюзеляжа с одной стороны и к кронштейнам 1, 2 крыла с другой стороны. Задний кронштейн 7 фюзеляжа соединен наклонной тягой 12 с передним 1 кронштейном крыла 5.
Два горизонтальных раскоса 13, 14 расположены в плоскости заднего и переднего лонжеронов крыла соответственно, и соединяют кронштейны 15, 16 фюзеляжа с кронштейнами 17, 18, размещенными на крыле.
Один горизонтальный раскос 13, расположенный в плоскости переднего шпангоута 8, соединяет кронштейн 15 фюзеляжа с кронштейном 17 крыла, прикрепленным к переднему лонжерону. Другой горизонтальный раскос 14, расположенный в плоскости заднего шпангоута 9, соединяет кронштейн 16 фюзеляжа с кронштейном 18 крыла, прикрепленным к заднему лонжерону.
В кронштейнах 6, 7 фюзеляжа установлены 6 эксцентриковых болтов 19 с фиксирующими шайбами 20 и регулировочные шайбы 21, установленные на осях эксцентриковых болтов. Аналогичные шайбы установлены на обычных болтах в кронштейнах 1, 2 крыла.
Соединение в кронштейнах 1, 2, 17, 18 крыла и фюзеляжа с раскосами 13, 14 подкосами 11 и тягами 12 выполнено по схеме «ухо-вилка». В кронштейнах 6, 7, 15, 16 фюзеляжа они соединены эксцентриковыми болтами 19 с установкой регулировочных шайб 21, а в кронштейнах 1, 2, 17, 18 крыла установлены обычные болты, также с использованием регулировочных шайб 21.
Работа.
На сборку поступает отдельно собранное крыло 5 с установленными кронштейнами 1, 2, 17, 18 и отдельно собранный фюзеляж 10 с кронштейнами 6, 7, 15, 16. Соединение крыла с фюзеляжем осуществляется путем установки подкосов 11, наклонных тяг 12 и раскосов 13, 14.
Регулировка относительно положения и необходимая подгонка происходит путем изменения длин соединительных элементов, подкосов 11, раскосов 13, 14 и тяг 12 вращением эксцентриковых болтов 19, расположенных на кронштейнах 6, 7, 15, 16 фюзеляжа.
Относительное перемещение крыла с фюзеляжем вдоль фюзеляжа компенсируется регулировочными шайбами 21, установленными на осях болтов крыла и фюзеляжа.
Относительное перемещение крыла с фюзеляжем вдоль крыла осуществляется регулировочными шайбами 21, установленными на кронштейнах 1, 2 крыла 5 и фюзеляжа 10, болтах 19, соединяющих наклонные тяги 12.
Устройство для соединения крыла с фюзеляжем летательного аппарата, содержащее соединенные подкосами кронштейны, установленные на крыле и фюзеляже, отличающееся тем, что снабжено двумя горизонтальными раскосами, расположенными в плоскости заднего и переднего лонжерона крыла, один расположенный в плоскости переднего шпангоута соединен с одной стороны с кронштейном фюзеляжа и с другой с кронштейном крыла, прикрепленным к переднему лонжерону, а другой горизонтальный раскос, расположенный в плоскости заднего шпангоута, соединен с кронштейном фюзеляжа и с кронштейном крыла, прикрепленным к заднему лонжерону, при этом задний кронштейн фюзеляжа соединен наклонной тягой с передним кронштейном крыла, причем в переднем и заднем кронштейнах фюзеляжа установлены эксцентриковые болты с фиксирующими шайбами, а регулировочные шайбы размещены на осях эксцентриковых болтов.