Устройство для буксировки самолетов

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к устройствам транспортировки воздушных судов. Устройство для буксировки самолета содержит буксировочную тележку (5) со сцепным устройством (4), источник энергии, преобразователь энергии, муфту сцепления, редуктор, маховик инерционный (6), соединенный через съемную тягу (8) и пальцы шаровые (7) с накладным устройством (9), устанавливаемым на переднее колесо (10) самолета. Сцепное устройство выполнено в виде тяги, одним концом жестко соединенной с тележкой (5), а вторым фиксируется через захват (3) за переднюю стойку (2) самолета. Изобретение позволяет перемещать воздушное судно без применения тягача и увеличивает безопасность при обслуживании воздушного судна. 4 ил.

Реферат

Изобретение относится к области наземного обслуживания воздушных судов, в частности к устройствам их транспортировки.

Известно устройство для транспортировки и маневрирования самолета, на раме которого установлены регулируемые по длине опорные стойки, телескопическая стойка с захватным узлом, взаимодействующим с крылом; опорные стойки имеют соединительную поперечную штангу, проходящую через фюзеляж [RU 1805619, МКИ 6 B64F 1/22, 09.07.95 г. Бюл. №19].

Рассмотренное выше устройство имеет довольно сложную конструкцию, буксировка осуществляется в основном малогабаритных самолетов, применение гидроаппаратуры в устройстве влечет за собой усложнение конструкции, повышение материальных затрат на его изготовление и эксплуатацию.

Известно также транспортировочное устройство для зажима колес шасси самолета [Международная заявка №90/02080, PCT(WO), МКИ 4 B64F 1/22, B60P 3/11, Р.Ж. «Изобретения стран мира», №9. - М.: 1990 г.], используемое для буксировки самолетов. Оно состоит из рамы, имеющей опорные колеса, и двух пар роликов, которые сжимаются специальными механизмами. Устройство позволяет осуществлять вращение колес при помощи роликов.

Однако это устройство недостаточно эффективно при транспортировке самолета, так как не обеспечивает жесткую фиксацию транспортировочного устройства относительно передней стойки самолета.

Наиболее близким к заявляемому устройству является малогабаритное устройство для буксировки воздушных судов [RU 2365524 С1, МПК, B64F 1/22, 27.08.2009 г. Бюл. №24]. Данное устройство состоит из буксировочной тележки, двигателя с редуктором, ведущего ролика, привода и механизма догрузки ведущих колес, механизма фиксации тележки к стойке шасси воздушного судна.

Рассмотренное выше устройство имеет ряд недостатков, основными из которых являются: сложность конструкции за счет наличия механизма догрузки управляемых ведущих колес буксировочной тележки, повышенная трудоемкость при фиксации тележки и воздушного судна.

Техническим результатом, на достижение которого направлено изобретение, является: перемещение воздушного судна без применения тягача, универсальность к различным воздушным судам, повышение безопасности и снижение затрат при обслуживании воздушного судна.

Указанный технический результат достигается тем, что в известное устройство для буксировки самолетов, содержащее буксировочную тележку, двигатель, редуктор, дополнительно введены: накладное устройство, устанавливаемое на переднее колесо самолета, сцепное устройство, выполненное в виде тяги, жестко соединенной одним концом с тележкой и имеющей на втором конце захват для фиксации за переднюю стойку самолета, инерционный маховик, взаимодействующий с редуктором и соединенный через съемную тягу и шаровые пальцы с накладным устройством.

Сущность изобретения заключается в том, что воздушное судно перемещается за счет вращения колеса передней стойки самолета, крутящий момент на которое передается от инерционного маховика через съемные тяги и накладное устройство. При этом сама буксировочная тележка соединена со стойкой самолета через сцепное устройство с захватом.

Сущность предлагаемого изобретения поясняется фигурами 1, 2, 3, 4, где:

на фиг.1 представлен вид сбоку буксировочной тележки во взаимосвязи с воздушным судном;

на фиг.2 показан вид сверху буксировочной тележки и основные элементы, установленные в ней.

На фиг.1 и 2 обозначены: воздушное судно 1 с передней стойкой 2 и колесом самолета 10, буксировочная тележка 5, имеющая сцепное устройство 4 с захватом 3 на переднюю стойку самолета 2, маховик инерционный 6, предназначенный для создания запаса энергии и обеспечения плавности хода в движении, может быть выполнен из чугуна. Он соединен с накладным устройством 9, которое устанавливается на колесо самолета 10 для передачи крутящего момента через тягу съемную 8 и пальцы шаровые 7, редуктор с реверсом 11, муфта сцепления 12, преобразователь энергии 13 и источник энергии 14.

На фиг.3 показан возможный вариант сцепного устройства, где обозначены: труба толстостенная 15, одним концом жестко соединена с буксировочной тележкой, а вторым - с захватом, имеющим сегменты 16, замок 17, болт стяжной 19 и гайку стяжную 18.

На фиг.4 представлен возможный вариант накладного устройства, устанавливаемого на колесо передней стойки самолета без внесения конструктивных изменений в воздушное судно (по принципу автомобильных цепей противоскольжения). Накладное устройство имеет диск накладной 20 (выполнен из стали) с пальцем шаровым 7, эластичные элементы 21, одним концом закрепленные по периметру диска 20, а вторым - к стяжному тросу 23, винт стяжной 22.

Устройство работает следующим образом. Вначале оператор на колесо 10 передней стойки 2 воздушного судна 1 (фиг.1) устанавливает диск накладной 9 и крепит его при помощи эластичных элементов 21 (или цепей - в зимний период), которые фиксируются тросом 23 и винтом стяжным 22 (фиг.4). Тележка буксировочная 5 (фиг.1) подкатывается к передней стойке 2 самолета 1 по ходу его движения и фиксируется на ней через сцепное устройство 4 при помощи захвата 3. Маховик инерционный 6 соединяется с диском накладным 9 через тягу съемную 8 и пальцы шаровые 7 таким образом, чтобы углы их установки на колесе и маховике были равны.

Для перемещения воздушного судна оператор включает источник энергии, и крутящий момент передается от маховика инерционного 6 (фиг.2) на колесо 10 самолета 1 через съемные тяги 8, пальцы шаровые 7 и накладное устройство 9. Маховик 6 получает вращение через редуктор 11, муфту сцепления 12, преобразователь энергии 13 от источника энергии 14. Направление движения и плавность хода регулируются реверсом редуктора и сцеплением.

Предлагаемое техническое решение является новым, поскольку в патентах, статьях, научно-исследовательских отчетах, докладах и других источниках информации отсутствует аналогичное решение буксировки воздушных судов.

Предлагаемое техническое решение имеет изобретательский уровень, поскольку данное устройство для буксировки самолетов наряду с известными признаками содержит признаки творческого подхода применения инерционного маховика, накладного устройства на колесо самолета и наличия съемных тяг для передачи крутящего момента.

Предлагаемое техническое решение промышленно применимо, так как для его реализации могут быть использованы стандартное оборудование и приспособления, применяемые в машиностроении. В качестве источника энергии можно использовать аккумуляторную батарею, баллоны со сжатым воздухом или другие энергоаккумуляторы.

Устройство для буксировки самолетов, содержащее буксировочную тележку со сцепным устройством, источник энергии, преобразователь энергии, муфту сцепления, редуктор, отличающееся тем, что сцепное устройство выполнено в виде тяги, жестко соединенной одним концом с тележкой и имеющей на втором конце захват для фиксации за переднюю стойку самолета, инерционный маховик, взаимодействующий с редуктором и соединенный через съемную тягу и шаровые пальцы с накладным механизмом, устанавливаемым на переднее колесо самолета.