Автотранспортное средство

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к автотранспортным средствам (АТС) и представляет собой устройство, предназначенное для снижения аэрогазодинамического шума, генерируемого и распространяющегося в системе впуска двигателя внутреннего сгорания (ДВС). В замкнутой полости несущей корпусной камеры глушителя шума впуска располагается, по крайней мере, один высокочастотный пористый звукопоглощающий модуль, образованный обособленными дроблеными фрагментированными звукопоглощающими элементами, изготовленными из идентичных или различных типов и марок звукопоглощающих материалов, с идентичными или отличающимися физическими характеристиками, химическим составом, пористостью, количеством и сочетанием типов структур пористых слоев в составе одно- и/или многослойных комбинаций, идентичной или отличающейся геометрической формы и габаритных размеров, находящихся преимущественно в размерном диапазоне 5…100 мм, обеспечивающий подавление высокочастотного шумового излучения. Достигается улучшение шумозаглушающих свойств глушителя шума впуска ДВС, интегрированного с бампером кузова АТС по подавлению им аэрогазодинамического шума в широком частотном диапазоне, генерируемого и распространяющегося в системе впуска ДВС. 13 з.п. ф-лы, 10 ил.

Реферат

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности автотранспортным средствам (АТС), преимущественно к легковым автомобилям, и представляет собой устройство, предназначенное для снижения аэрогазодинамического шума, генерируемого и распространяющегося в корпусных коробчатых узлах и распределительных трубчатых и/или щелевых воздуховодных каналах (воздуховодах) отдельных элементов систем впуска двигателя внутреннего сгорания (ДВС) АТС, в которых актуальны проблемы уменьшения производимых ими шумовых излучений.

В современных АТС уровень шума системы впуска ДВС находится на соизмеримом уровне остальных источников шумового излучения и требует применения глушителей газодинамического шума. В это же время необходимость минимизации гидравлического сопротивления впускного тракта в целом для повышения наполнения цилиндров и улучшения мощностных и экономических показателей ДВС вынуждает выполнять размеры проходных сечений воздуховодов по-возможности большими, что при неизменных ограниченных габаритных размерах корпуса глушителя шума впуска ДВС (лимитируемой технической возможностью его компоновки в стесненном пространстве моторного отсека и избежание его загроможденности) ведет к соответствующему ухудшению его шумозаглушающих характеристик. В связи с этим актуальной задачей является компенсация потерь шумозаглушения системы впуска ДВС, вызванных использованием крупногабаритных воздуховодов. Наиболее эффективно обеспечить дополнительное шумозаглушение возможно при соответствующем пропорциональном увеличении габаритов глушителя шума впуска ДВС. Для этого крупногабаритный корпус глушителя шума впуска ДВС должен быть рационально размещен в свободных ограниченных пространствах в пределах АТС (если такие имеются в наличии), разгружая стесненное пространство моторного отсека. Актуальность решения поставленной технической проблемы усугубляется необходимостью первоочередного эффективного подавления низко- и среднечастотного шумового излучения, которое в спектре шума впуска ДВС носит доминирующий характер, а, как известно, для эффективного подавления низкочастотного шума необходимо использовать крупногабаритные шумозаглушающие устройства, что затрудняет ее реализацию.

В представленном ниже описании заявляемого технического решения его реализация относится преимущественно к подавлению (снижению уровня) той части звуковой (акустической) энергии, которая квалифицируется как шумовая, вызывающая вредное воздействие на здоровье и самочувствие человека, включая как безопасность эксплуатации им технических объектов (АТС), так и находящегося на селитебных территориях в жилых, общественных и производственных зданиях и открытых пространствах в непосредственной близости от зашумленных автомобильных дорог (улиц, автострад).

Высокая эффективность заглушения шума, производимого системой впуска ДВС, достигается при соблюдении определенного конструктивного исполнения ее составных элементов и, в частности, зависит от конструкции глушителей шума впуска ДВС (их месторасположения в составе воздуховодной трассы системы впуска ДВС, от их геометрической формы, габаритных размеров расширительных и/или резонаторных камер глушителей шума). При этом оптимизация указанных конструктивных параметров глушителей шума впуска ДВС ограничивается возможностью их компоновки в стесненном, загроможденном агрегатами и системами пространстве моторного отсека АТС. В условиях массового производства АТС (в частности, легковых автомобилей различных моделей и модификаций), содержащих разнообразные модификации ДВС и отличающиеся свободные пространства моторных отсеков различных типов кузовов одних и тех же семейств АТС, становится весьма сложным использование унифицированной конструкции глушителей шума впуска ДВС, обладающей приемлемыми высокоэффективными акустическими параметрами для всего семейства модификаций указанной модели АТС. Необходимо учитывать, что типичные конструкции систем впуска ДВС обладают достаточно высокой чувствительностью к акустической настройке и гидравлическому сопротивлению, что требует индивидуальной адаптации к конкретному объекту (конкретной модели и ее модификации АТС). Цель изобретения - расширение области применения, унификация и упрощение компоновки глушителя шума впуска ДВС в ограниченных стесненных пространствах в пределах АТС, в частности в его моторном отсеке, использование форм панелей АТС, определяющих его экстерьер и комбинирование (интегрирование) с ними, при повышении шумозаглушающих свойств глушителя шума впуска ДВС, с обеспечением как эффективного заглушения низко- и среднечастотного шумового излучения, так и расширения частотной полосы заглушения шумовой энергии в область высокочастотного шумового излучения, с включением пористых структур звукопоглощающих материалов (ЗПМ) в качестве составных элементов модульных конструктивных узлов глушителей шума впуска ДВС.

Снижение аэродинамических шумовых излучений, генерируемых и распространяющихся в корпусных коробчатых узлах и распределительных трубчатых и/или щелевых воздуховодных каналах (воздуховодах) систем впуска ДВС АТС, в существенной степени обеспечивают крупногоабаритные корпуса (полости камер) штатных воздухоочистителей, которые совмещают функции очистки засасываемого в ДВС воздуха и глушителя шума впуска, известные, к примеру, из следующих патентных источников:

- патент США №5479907, опубликован 02.01.1996;

- патент РФ №2053405, опубликован 27.01.1996;

- патент РФ №2098652, опубликован 10.12.1997;

- патент РФ №2150018, опубликован 27.05.2000;

- патент РФ №2209336, опубликован 27.07.2003;

- патент РФ №2004011011, опубликован 22.01.2004;

- патент Японии №2006125373, опубликован 01.11.2004;

- патент Германии №102005044169, опубликован 06.04.2006;

- патент США №20070000467, опубликован 04.01.2007;

- патент США №7383810, опубликован 10.06.2008;

- патент США №20090236172, опубликован 24.09.2009;

- патент США №20090241887, опубликован 01.10.2009;

- патент США №20090241888, опубликован 01.10.2009;

- патент США №2009242323, опубликован 01.10.2009;

- патент США № US 20110139110, опубликован 16.06.2011.

Функции заглушения шума системы впуска ДВС осуществляют также входящие в ее состав штатные конструкции газосборных ресиверов, наделенных сопутствующими функциями глушителя шума впуска, известные, к примеру, из следующих патентных источников:

- патент РФ №65979, опубликован 27.08.2007;

- патент РФ №2075612, опубликован 20.03.1997;

- патент РФ №2078220, опубликован 20.03.1997;

- патент РФ №2069773, опубликован 27.11.1996;

- патент РФ №2090765, опубликован 20.09.1997;

- патент РФ №2095612, опубликован 10.11.1997;

- патент РФ №2064071, опубликован 20.07.1996;

- патент РФ №2090775, опубликован 20.09.1997;

- патент РФ №2095612, опубликован 10.11.1997;

- патент РФ №2107182, опубликован 22.08.1992;

- патент РФ №2151902, опубликован 27.06.2000;

- патент РФ №2163688, опубликован 27.02.2001.

Указанные многофункциональные технические устройства ДВС, обеспечивая эффективное снижение уровней шума впуска ДВС, воздухоочистки (для воздухоочистителей) и компенсатора (демпфера) пульсаций давления засасываемого в ДВС воздуха представлены в виде крупногабаритных конструкций воздухоочистителей и газосборных ресиверов, что усложняет их размещение (компоновку) в моторном отсеке АТС.

Также известны АТС, оборудованные системами впуска ДВС, содержащими дополнительно интегрированные в их состав шумозаглушающие устройства в виде различных акустических резонаторов, к примеру, из следующих патентных источников:

- авторское свидетельство СССР №1081364, опубликовано 23.03.1984;

- патент США №5116231, опубликован 26.05.1992;

- патент США №5333576, опубликован 02.08.1994;

- патент Японии №9014066, опубликован 1995;

- патент США №5493080, опубликован 20.02.1996;

- международный патент №9849440, опубликован 05.11.1998;

- патент Германии №19956165, опубликован 31.05.2001;

- патент США №7255197, опубликован 20.01.2005;

- патент США №20080017440, опубликован 24.01.2008;

- патент США №20080041657, опубликован 21.02.2008;

- патент США №20080156579, опубликован 03.07.2008;

- патент США №20080236534, опубликован 02.10.2008;

- патент Японии №2006090184, опубликован 22.09.2009;

- патент Германии №102009032553, опубликован 20.01.2011;

- патент США №20110139541, опубликован 16.06.2011;

- патент США №20110180347, опубликован 27.07.2011.

Указанная группа приведенных технических решений обладает аналогичными недостатками, что и предыдущая. Акустические резонаторы в виде шумозаглушающих устройств представляют собой, в частности, корпусные элементы, содержащие пустотелые полости или тупиковые ответвления воздуховодов, которые настроены на подавление уровней шума (как правило, резонансных звуковых излучений) в ограниченном (настроенном) частотном диапазоне звукового спектра. В связи с тем что системы впуска ДВС АТС являются, как правило, широкополосными шумовыми излучателями, эксплуатируются в широком диапазоне скоростных и нагрузочных режимов работы АТС, то, соответственно, для широкополосного заглушения шумового излучения требуется набор различных по частотной настройке акустических резонаторов, что приводит к усложнению конструкции системы впуска ДВС, а при необходимости эффективного подавления низко- и среднечастотного излучения - неизбежному увеличению их габаритных размеров.

В большинстве случаев, для размещения крупногабаритных шумозаглушающих элементов в составе системы впуска ДВС требуется соответствующее увеличение пространства моторного отсека, включая подъем плоскости капота (для АТС капотной компоновки, в частности легковых автомобилей), что приводит к ухудшению аэродинамических показателей АТС (увеличению коэффициента аэродинамического сопротивления Сх), что автоматически ведет к увеличению расхода топлива и росту вредных выбросов ДВС в окружающую среду (CO, CO2, CH, NOx).

Известны также АТС, оборудованные системами впуска ДВС, содержащими акустические резонаторы, образованные уже имеющимися в их составе штатными агрегатами, содержащими ограниченные пустотелые полости, которые могут быть использованы в качестве резонаторных полостей, к примеру, из следующих патентных источников:

- авторское свидетельство СССР №392264, опубликовано 27.07.1973;

- авторское свидетельство СССР №1539350, опубликовано 30.01.1990;

- патент Германии №4438682, опубликован 22.06.1995.

- патент РФ №2038509, опубликован 27.06.1995.

Представленные известные технические решения в отдельных ограниченных примерах решают актуальность проблемы их компоновки в качестве дополнительных шумозаглушаюших элементов системы впуска ДВС за счет совмещения нескольких функциональных свойств с агрегатами АТС (сообщение большего числа полезных функций данному объекту), но могут в значительной степени усложнять и удорожать как конструкцию составных элементов системы впуска ДВС, так и присоединенных в конструкцию системы впуска ДВС других агрегатов и систем АТС. Кроме этого, шумозаглушающие резонаторные полости, образуемые различными штатными агрегатами АТС, являются, как правило, малогабаритными и, как следствие, - малоэффективными, в особенности, для разрешения проблем подавления низко- и среднечастотного шумового излучения, требующих использования крупногабаритных шумозаглушающих устройств.

Известны также АТС, оборудованные системами впуска ДВС, элементы которых полностью или частично интегрированы в штатные конструкции панелей кузова АТС, смотри, в частности, следующие патентные источники:

- авторское свидетельство СССР №1703505, опубликовано 07.01.1992;

- патент РФ №2044915, опубликован 27.09.1995;

- патент РФ №2118265, опубликован 27.08.1998;

- патент Германии №102005033659, опубликован 01.02.2007;

- патент Франции №2895714, опубликован 06.07.2007;

- патент Германии №102007018191, опубликован 23.10.2008;

- патент Франции №2930508, опубликован 30.10.2009;

- патент США №20100032220, опубликован 11.02.2010.

- патент США №4984350, опубликован 15.01.1991;

- патент Японии №2009940, опубликован 01.12.1990;

- патент Японии № JP 58204955, опубликован 29.11.1983;

- международный патент №1870592, опубликован 26.12.2007;

Также известны АТС, оборудованные глушителями шума, интегрированными в панели кузова АТС, к примеру, из следующих патентных источников:

- авторское свидетельство СССР №811470650, опубликован 15.05.1975;

- патент США №5726398, опубликован 10.03.1998;

- патент США №20020079162, опубликован 27.06.2002;

- патент США №6668972, опубликован 30.12.2003;

- международный патент №2007117701, опубликован 18.10.2007;

- международный патент №2008073137, опубликован 19.06.2008;

- международный патент №2009079402, опубликован 25.06.2009.

В авторском свидетельстве СССР №470650, опубликованном 15.05.1975, описана конструкция глушителя шума впуска ДВС АТС, например автобуса, содержащего воздухозаборник, соединенный с расширительной камерой, отличающийся тем, что, с целью упрощения конструкции, расширительная камера глушителя шума впуска ДВС образована внутренней и наружной стенками панелей кузова автобуса, а воздухозаборник выполнен в виде полости, ограниченной установленными между стенками перегородками.

В патенте США №5726398, опубликованном 10.03.1998, описана конструкция автомобильного бампера, в котором интегрирован глушитель шума выхлопа, одновременно выполняющий функции устройства как ослабления шума излучаемого системой выпуска отработавших газов ДВС, так и функции пассивной безопасности АТС. Комбинированная многофункциональная конструкция устройства в виде «бампера-глушителя» сформирована частично из отштампованных листов металла. Листовые элементы устройства включают внутреннюю пластину с входным отверстием и выходными каналами. Внутренний полукорпус «бампера-глушителя» расположен вблизи к задней части АТС дистанционно от его внутренней пластины и формирует передний отсек глушителя шума. Внешний полукорпус «бампера-глушителя» также располагается дистанционно от его внутренней пластины и формирует задний отсек глушителя шума. Используемый в устройстве полимерный материал может быть установлен в виде облицовки на внешний полукорпус «бампера-глушителя» для улучшения его эстетической привлекательности. Используемый в устройстве «бампера-глушителя» изоляционный материал располагается в заднем отсеке, чтобы обеспечить приемлемую высокую акустическую и температурную изоляцию в АТС.

В патенте США №20020079162, опубликованном 27.06.2002 и патенте США №6668972, опубликованном 30.12.2003, описаны конструкции автомобильных бамперов с интегрированным устройством глушителя шума выхлопа, имеющих внешние корпусные оболочки из упругого (легко деформируемого) металлического или полимерного материала. Глушитель шума может быть представлен отдельным составным элементом бампера, который присоединен к нему, или сформирован с ним как монолитная неотъемлемая часть бампера. Внутренняя полость бампера-глушителя может быть наполнена волокнистыми ЗПМ.

В международных патентах №2007117701, опубликованном 18.10.2007 и №2008073137, опубликованном 19.06.2008, описаны конструкции устройств глушителей шума выхлопа, образованных, по крайней мере, с одним термопластическим полукорпусом, отформованным в панель АТС. Панель может быть любой подходящей частью кузова АТС, такой как бампер, спойлер, подножка кабины. Внутренняя полость такого типа глушителей шума может содержать две волокнистые формованные детали и волокнистую облицовку, чтобы обеспечить дополнительную тепловую изоляцию между внутренними стенками трубопроводов глушителя шума и внешней панелью бампера, для исключения нежелательных контактных взаимодействий водителя с термонагруженными зонами бампера при операциях загрузки-выгрузки им багажного отсека.

В международном патенте №2009079402, опубликованном 25.06.2009, описана конструкция АТС, содержащего глушитель шума выхлопа в виде композитной полимерной термоустойчивой системы, интегрированный в элементы экстерьера АТС. Корпус глушителя шума выполнен в виде несущей оболочки, формирующей, по крайней мере, одну внутреннюю полость. Несущая оболочка (корпус глушителя шума) выполнена из композитного материала, изготовленного из термопластической смолы и армирующего слоя. Трубопровод расположен в оболочке, который содержит, по крайней мере, одно отверстие, обеспечивающее акустическую коммуникацию (связь) между внутренней полостью в трубопроводе и полостью, образованной оболочкой. Между наружными стенками трубопровода и внутренними стенками оболочки для уменьшения уровней шума выхлопа ДВС может располагаться ЗПМ.

Наиболее близкими по сущности к заявляемому техническому решению являются АТС, оборудованные конструкциями систем впуска ДВС, интегрированными с бампером кузова АТС, выполняющим функцию по подавлению им аэрогазодинамического шума, генерируемого и распространяющегося в системе впуска ДВС, представленные в следующих патентных источниках:

- патент США №4984350, опубликован 15.01.1991;

- патент Японии №8004611, опубликован 09.01.1996.

В патенте США №4984350, опубликованном 15.01.1991, описана конструкция АТС, содержащего глушитель аэродинамического шума впуска ДВС, представленного в виде 2-х 1/4-волновых акустических резонаторов, подключенных к воздухозаборному патрубку системы впуска ДВС и соответствующим образом интегрированных в конструкцию бампера кузова АТС.

В патенте Японии №2241824, опубликованном 26.09.1990, описана конструкция АТС, с рационализированной концептуальной схемой моторного отсека, за счет интеграции составных элементов системы впуска ДВС в бампер АТС. Рассматривается, в частности, легковой автомобиль, оборудованный ДВС с системой впуска, включающей впускные трубы (впускной коллектор), газосборный ресивер, промежуточную впускную трубу, воздухоочиститель и глушитель шума впуска ДВС, интегрированный с бампером кузова АТС. К корпусу глушителя шума впуска ДВС, образованного несущей оболочкой и внутренними перегородками бампера кузова АТС, присоединены подводящий воздухозаборный патрубок (воздухозаборник) и отводящий патрубок, а внутри образуемых полостей расположены фильтрующий элемент и трубчатые воздуховоды, транспортирующие зашумленный воздушный поток, с перепускными каналами сообщающихся камер глушителя шума впуска ДВС, представленными отверстиями перфорации.

В качестве прототипа выбрана конструкция АТС, описанная в патенте Японии №8004611, опубликованном 09.01.1996. АТС, в частности легковой автомобиль, который содержит в полости моторного отсека ДВС, оборудованный системой впуска, включающей впускные трубы (впускной коллектор), газосборный ресивер, воздухоочиститель, промежуточные трубопроводы, глушитель шума впуска ДВС интегрированный с бампером кузова АТС. Представленный глушитель шума впуска ДВС - реактивного типа (без диссипативного элемента), выполнен в виде совмещенной (интегрированной) с конструкцией бампера кузова АТС несущей корпусной пустотелой оболочки. К полости корпуса глушителя шума впуска ДВС, присоединены подводящий воздухозаборный патрубок (воздухозаборник) и отводящий патрубок, а внутри образуемой полости расположены коробчатые воздуховоды, транспортирующие зашумленный воздушный поток, образованные разделительными перегородками с соответствующими перепускными каналами сообщающихся резонаторных камер (горлами резонаторов Гельмгольца).

В качестве недостатков описанных конструкций АТС, оборудованных системами впуска ДВС, элементы которых полностью или частично интегрированы в панели кузова АТС (в частности, бампер легкового автомобиля), следует отметить дискретную (неширокополосную по частотному составу) настройку заглушения акустической энергии такого типа глушителем шума впуска ДВС. Также отмечаются неудовлетворительные материалоемкие и стоимостные параметры такого типа технических устройств и показатели экологической безопасности используемых акустических ЗПМ, применяемых в составе известных технических устройств (конструкций глушителей шума), которые вызваны оказываемым ими негативным воздействием на окружающую среду, обусловленным как «экологически грязными» технологическими процессами добычи «нового» исходного сырья для последующего производства из него ЗПМ, так и производимым непосредственно при производстве из него технических устройств в виде разнообразных шумопоглощающих элементов глушителей шума ДВС, включая завершающую стадию - последующую их эксплуатацию, например, в составе АТС, с необходимостью их конечной утилизации при минимизации (исключения) возникающего экологического ущерба от процесса их утилизации при завершении жизненного цикла АТС. Возрастающие объемы добычи дорогостоящего исходного минерального (базальт, кварц и т.п.) и углеводородного (нефть, газ) сырья, используемого для последующего производства акустических материалов, с учетом невосполнимости этих сырьевых минеральных и углеводородных ресурсов, ведут к их неизбежному истощению, происходящему при сопутствующих осуществляемых технологических процессах загрязнения окружающей среды, как при процессах его добычи, так и транспортировки и последующей технологической переработки. Значительной технической проблемой является, в частности, экологически опасная (экологически грязная) вторичная (повторная) рециклированная утилизационная переработка вспененных открытоячеистых ЗПМ, к примеру пенополиуретанов, недопускающая энергетической утилизации путем сжигания, характеризуемая также неудовлетворительной пригодностью шумопонижающих деталей и узлов к технологиям вторичной переработки после завершения их жизненного цикла, вызванной сложностью демонтажа и разделения разнородных материалов в составе многослойных структур. Традиционные технологические методы вторичной утилизационной рециклированной переработки акустических материалов, как правило, связаны со сложными химическими и технологическими процессами их расщепления, что приводит, в том числе, к вынужденным дополнительным финансовым затратам, а также вызывает негативное загрязняющее воздействие на окружающую среду. Вторичная утилизационная рециклированная переработка продуктов фрагментации (фрагментов ЗПМ, волокнистых полуфабрикатов, отдельных слоев и т.д.) в составе шумопоглощающих элементов, проводимая, например, с целью извлечения электрической, тепловой и газовой энергии, скрытой в материалах органического происхождения, шлаках, содержащихся в продуктах фрагментации, требует применения весьма сложных и дорогостоящих технологий. Кроме того, сами продукты вторичной рециклированной утилизационной фрагментации шумопоглощающих элементов, как правило, не являются однородными по своему структурному составу, что требует использования дополнительных технологических операций их разделения и затрудняет процесс такой переработки. В случае утилизации такого типа отходов путем их захоронения в могильниках также повышаются материальные затраты из-за нехватки свободных мест для их захоронения, имеет место отторжение значительных свободных пространств, которые могли бы быть использованы с пользой для общества.

Заявляемое АТС, содержит кузов, ограждающие панели которого образуют, в том числе и моторный отсек с присоединенным к нему бампером. В образованной панелями кузова полости моторного отсека смонтирован силовой агрегат в составе ДВС, оборудованного системой впуска ДВС, включающей впускные трубы (впускной коллектор), газосборный ресивер, патрубок газосборного ресивера, воздухоочиститель, промежуточную впускную трубу, глушитель шума абсорбционного или комбинированного типа, выполненный в виде совмещенной (интегрированной) с конструкцией бампера кузова АТС несущей корпусной оболочки. В замкнутой полости несущей корпусной оболочки глушителя шума впуска ДВС типа расширительной или резонаторной камеры, образованного штатной конструкцией бампера кузова АТС, может быть расположен, по крайней мере, один диссипативный пористый звукопоглощающий модуль волокнистой или вспененной открытоячеистой структуры. К корпусу глушителя шума впуска ДВС, образованного несущей оболочкой и внутренними перегородками бампера кузова АТС, присоединены подводящий воздухозаборный патрубок (воздухозаборник) и отводящий выпускной патрубок, а внутри образуемой полости (нескольких полостей) расположены трубчатые и/или щелевые воздуховоды, образованные разделительными трубчатыми и/или разделительными пластинчатыми перегородками (для вариантов из нескольких сообщающихся и/или разделенных камер в многокамерных исполнениях вариантов конструкций) с перепускными каналами, представленными отверстиями перфорации (преимущественно, круглыми или иной геометрической формы, например, в виде щелевых просечек с отгибами) или ячейками сетчатой основы (металлической проволочной, полимерных нитей и т.п.). Коэффициент перфорации стенок (перфорированного листового или проволочного сеточного типа) разделительных трубчатых и/или разделительных пластинчатых перегородок сообщающихся и/или разделенных камер (в многокамерных исполнениях вариантов конструкций) глушителя шума впуска ДВС выбирается исходя из конкретных целевых характеристик обеспечения степени звукопрозрачности стенок, используемого структурного состава ЗПМ и их звукопоглощающих качеств, определяемых техническим заданием на проектирование и техническими условиями на производство данного технического объекта. Под термином «коэффициент перфорации», подразумевается отношение суммарной площади отверстий перфорации к площади поверхности стенки, на которой была проведена процедура перфорирования, до момента ее перфорирования. В большинстве случаев коэффициент перфорации выбирается из условия К≥0,2. Отверстия перфорации стенок разделительных трубчатых и/или разделительных пластинчатых перегородок могут быть расположены по поверхности разделительной перегородки как равномерно (с одинаковым шагом, идентичным межцентровым расстоянием), так и не равномерно (с отличающимися межцентровыми расстояниями). При неравномерном расположении отверстий перфорации (с переменным шагом) более плотное группирование такого типа отверстий может производиться, например, в зонах повышенного звукового давления. В этих зонах габаритные размеры отверстий перфорации могут выбираться меньшими при увеличении их числа, при условии сохранения неизменной суммарной площади их проходного сечения, что обеспечит возрастание суммарного периметра отверстий перфорации способствующего более эффективному рассеиванию акустической энергии. По крайней мере, в одной из замкнутых полостей (камер) корпуса глушителя шума впуска ДВС может находиться пористый звукопоглощающий модуль, составленный из обособленных фрагментированных дробленых звукопоглощающих элементов, который частично или полностью заполняет объем замкнутой полости (камеры), в которой он находится, и который может быть в ней дополнительно поверхностно разграничен защитным звукопрозрачным слоем в виде соответствующей пленочной (тканевой, нетканого полотна) футеровки или автономной несущей оболочки замкнутого типа, выполненной из указанных типов звукопрозрачных слоев материалов. Для предотвращения возможного высыпания обособленных фрагментированных дробленых звукопоглощающих элементов или их частей, из полостей камер глушителя шума впуска ДВС, интегрированного с бампером кузова АТС, выдувания из их пористой структуры отдельных волокон или ячеек воздушным потоком, засасываемым в ДВС системой впуска или обтекаемым набегающим воздушным потоком АТС, для исключения возможного попадания и накапливания (впитывания) в их открытоячеистую вспененную или пористую волокнистую звукопоглощающую структуру различных жидкостей (влаги из внешней среды, конденсата, топлива, смазочно-охлаждающих жидкостей и т.п.), мелких частиц, насекомых, для обеспечения защиты от возможного разрушения пористой структуры вследствие замерзания попавшей в поры волокнистых и/или вспененных открытоячеистых ЗПМ влаги при низких (знакопеременных) температурах в процессе эксплуатации АТС, оборудованного комбинированным устройством глушителя шума впуска ДВС и бампера кузова АТС, содержащего пористый звукопоглощающий модуль, поверхности разделительных трубчатых и/или разделительных пластинчатых перегородок сообщающихся камер глушителя шума впуска ДВС, интегрированного с бампером кузова АТС, в местах расположения перепускных каналов, представленных отверстиями перфорации (преимущественно, круглыми или иной геометрической формы, например в виде щелевых просечек с отгибами) или ячейками сетчатой основы, со стороны размещения обособленных фрагментированных дробленых звукопоглощающих элементов, изготовленных из пористых ЗПМ, или с противоположной стороны поверхностей разделительных трубчатых и/или разделительных пластинчатых перегородок, могут быть дополнительно футерованы защитным звукопрозрачным слоем, выполненным, в частности, в виде сплошной, динамически податливой, газовлагонепроницаемой пленки толщиной не более 1 мм, например полиэстеровой алюминизированной, уретановой, поливинил-хлоридной и т.п.., или, если это допускают условия эксплуатации согласно предъявляемым требованиям технического задания на проектирование и технических условий на производство - газопродуваемого нетканого полотна типа «малифлиз», «филтс», в виде ткани, например стеклоткани, ткани из базальтовых волокон и т.п., в виде газопродуваемого микроперфорированного пленочного или фольгового материала, например поливинилхлорида, алюминия, меди, латуни, или в виде тонкого слоя пористого волокнистого или вспененного открытоячеистого воздухопродуваемого ЗПМ, толщиной не более 10 мм, включая комбинированное сочетание слоев перечисленных материалов, непосредственно контактирующих с обтекаемым транспортируемым зашумленным воздушным потоком, засасываемым в ДВС системой впуска и обтекаемым набегающим воздушным потоком АТС. Подробные описания приведенных разновидностей и марок такого типа материалов представлены, в частности, в монографии «Автомобильные акустические материалы. Проектирование и исследование низкошумных конструкций автотранспортных средств», ТГУ, Тольятти, 2010 г. Также, обособленные фрагментированные дробленые звукопоглощающие элементы, изготовленные из пористых ЗПМ, при производстве (сборке) комбинированной конструкции глушителя шума впуска ДВС, интегрированного с бампером кузова АТС, могут закладываться, по крайней мере, в одну из его полостей камер уже будучи предварительно помещенными в автономные замкнутые защитные звукопрозрачные поверхностные оболочки контейнерного типа, изготовленные из указанных разновидностей и марок звукопрозрачных материалов, что в ряде случаев облегчает (упрощает) их последующий монтаж и замену (при необходимости). Под используемым термином «звукопрозрачный» подразумевается слой материала, обладающий физическими свойствами несущественно уменьшать значение реверберационного коэффициента звукопоглощения αрев образованной сопряженной слоистой структуры не более чем на 0,1 (т.е. ухудшать ее звукопоглощающие свойства не более чем на 10%).

Защитный звукопрозрачный слой в виде соответствующих поверхностных футеровок или замкнутых поверхностных оболочек контейнерного типа может быть выполнен как из сплошной, так и микроперфорированной структуры. Под используемым термином «микроперфорированная структура» подразумевается, в частности, тонкая (толщина слоя не более 1 мм) пленочная, фольговая металлическая или тканевая основа, содержащая сквозные отверстия (каналы), диаметр или эквивалентный размер которых не превышает 1 мм (1000 мкм). Под «эквивалентным размером» отверстия подразумевается условный размер отверстия произвольной формы, площадь которого равна сопоставляемому размеру отверстия круглой формы ( r э к в = S π , где S - площадь отверстия).

Пористый звукопоглощающий модуль может быть представлен совокупностью (набором) отдельных обособленных дробленых фрагментированных звукопоглощающих элементов, которые могут быть изготовлены как из идентичных, так и различных типов и марок пористых воздухопродуваемых волокнистых и/или вспененных открытоячеистых структур ЗПМ с одинаковыми (близкими) или существенно отличающимися физическими характеристиками, химическим составом, пористостью, количеством и разнообразным сочетанием типов структур пористых слоев в составе одно и/или многослойных пористых структур, находящихся в рамках заданных определенных габаритных размеров, которые преимущественно (число которых составляет более 50% от их общего количества) находятся в размерном диапазоне 5…100 мм, выполненных в виде как идентичных, так и различных (отличающихся) геометрических форм и габаритов, которые при этом компромиссно (согласно предъявляемым требованиям технического задания на разработку или технических условий производства) удовлетворяют компоновочно-монтажным, технологическим и акустическим (в отношении достижения максимального шумопоглощающего эффекта) возможностям их расположения, с задаваемым хаотичным или упорядоченным распределением обособленных дробленых фрагментированных звукопоглощающих элементов непосредственно внутри указанной замкнутой полости одной из камер корпуса глушителя шума впуска ДВС, интегрированного с бампером кузова АТС, с образованием соответствующих пустот (межграневых каналов), образующихся между контактирующими гранями обособленных дробленых фрагментированных звукопоглощающих элементов, а также для возможного (необходимого) облегчения реализации (рационализации) технологических операций их формования в монолитный брикет соответствующей геометрической формы (в том числе, для обеспечения удобства монтажа/демонтажа).

Корпусные детали глушителя шума впуска ДВС и его внутренние узлы (сплошные и/или перфорированные разделительные трубчатые и/или разделительные пластинчатые перегородки), представленные соответствующими конструктивными элементами бампера кузова АТС, могут быть выполнены из различных конструкционных материалов - металлических (сталь, алюминий), полимерных (полиамид, полипропилен, резина) и/или полимерных с интегрированными армирующими металлическими элементами типа закладных стержней, перфорированных пластин, сеток и т.п. Также в качестве разделительных трубчатых и/или разделительных пластинчатых перегородок камер глушителя шума ДВС, интегрированного с бампером кузова АТС, могут использоваться как плосколистовые структуры, перфорированные сквозными отверстиями (преимущественно, круглыми или иной геометрической формы, например в виде щелевых просечек с отгибами), так и сетчатые структуры - проволочные сетки с заданным сечением (диаметром) проволоки или размерами образующихся ячеек. Корпусные элементы, а также детали внутренних узлов (разделительные трубчатые и/или разделительные пластинчатые перегородки) могут дополнительно содержать ребра жесткости, уплотнительные элементы, компенсаторы механических колебаний (осевого и/или углового типа), выполняющие функции, в том числе, элементов пассивной безопасности, аэродинамики, виброгашения, эстетичного дизайна и прочих других функциональных назначений конструкции бампера АТС.

В отдельных случаях конструктивных исполнений, для осуществления процедуры наполнения/опорожнения внутренней полости камеры глушителя шума впуска ДВС обособленными фрагментированными дроблеными звукопоглощающими элементами, изготовленными из пористых ЗПМ (или их замены и демонтажа в процессах утилизационной рециклированой переработки пористых ЗПМ из состава деталей АТС, завершивших свой жизненный цикл), корпус глушителя шума впуска ДВС, в качестве одного из частных технических исполнений заявляемого АТС, может содержать съемную крышку (откидную, шарнирно закрепленную, с использованием замковых соединений, метизов и т.п.) с необходимыми элементами фиксации и уплотнения в закрытом положении.

Обособленные фрагментированные дробленые звукопоглощающие элементы могут находиться в полости камеры (нескольких камерах) глушителя шума впуска ДВС, интегрированного с бампером кузова АТС, свободно заполненны