Устройство для транспортирования самолетов
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к области наземного обслуживания самолетов. Устройство для буксировки самолета содержит тягач - подвижный электроагрегат, водило, взаимодействующее с передней стойкой (3) самолета и буксировочную тележку. Буксировочная тележка содержит раму (10) и ведущие колеса (5) с приводом от приводного устройства (6) (например, электродвигателя) через трансмиссию, содержащую редуктор (9) и дифференциал (8). Рама соединена с передней стойкой самолета при помощи кривошипных захватов (11), снабженных соединительными муфтами (4). Изобретение повышает тяговые качества агрегата тягач - самолет по сцеплению с опорной поверхностью и обеспечивает возможность буксировки разнотипных самолетов без переналадки оборудования. 2 ил.
Реферат
Устройство относится к области наземного обслуживания самолетов. Известно устройство для транспортировки и маневрирования самолетов, содержащее транспортное средство, на раме которого установлена грузовая платформа с откидной рампой и механизмом подъема рампы в виде силового цилиндра с рычагом, соединенным с рампой и механизмом фиксации носовых колес шасси воздушного судна на грузовой платформе в виде прижимных рычагов с приводом от силового цилиндра [SU 1711665, МПК B64F 1/22, 07.02.1992 г., Бюл. №5].
Данное устройство не позволяет регулировать сцепной вес агрегата тягач - самолет с использованием части веса, приходящейся на переднюю стойку самолета, в зависимости от конкретных условий буксировки.
Известно другое устройство для буксировки самолетов, содержащее тягач, водило, несущее на конце захват, взаимодействующий с передней стойкой шасси самолета, которое позволяет регулировать догрузку ведущих колес тягача в начальный период движения [RU 2139227 C1, B64F 1/22, 24.08.1998 г., Бюл. №24].
Однако оно не позволяет автоматически регулировать величину сцепного веса агрегата тягач - самолет в зависимости от сопротивления качению самолета.
Также известно устройство для буксировки самолета при помощи тягача, присоединенного к самолету посредством водила, несущего на конце захват, взаимодействующий с передней стойкой шасси, и тяги с захватами, взаимодействующими с задними стойками шасси [Патент ФРГ 1481899, B64F 1/22, опубл. 1973 г.].
Рассмотренное устройство недостаточно эффективно при буксировке самолета из-за низких тяговых качеств тягача по сцеплению его колесных движителей с опорной поверхностью, поэтому при увеличении массы самолета приходится увеличивать и массу, буксировщика, что ведет к увеличению эксплуатационных затрат.
Наиболее близким к заявляемому устройству является устройство, реализуемое в способе буксирования самолетов [RU 2194652, B64F 1/22, 20.12.2002 г., Бюл. №35], содержащее тягач - подвижный электроагрегат, водило, несущее на конце захват, взаимодействующий с передней стойкой шасси, буксировочные тележки, подсоединенные к колесам основных стоек шасси самолета и преобразующие электрическую энергию, вырабатываемую спецоборудованием подвижного элетроагрегата, во вращательное движение колес самолета, что делает их ведущими на время буксировки.
Однако это устройство не позволяет автоматически регулировать сцепной вес колес буксировочных тележек в зависимости от силы сопротивления движению самолета. Подстыковка буксировочных тележек к колесам основных стоек при помощи карданных валов не обеспечивает их жесткой фиксации и усложняет процесс буксировки, а отсутствие дифференциального привода при повороте самолета заставляет колеса проскальзывать в продольном и поперечном направлениях, что ускоряет их износ.
Технический результат, достигаемый предлагаемым устройством заключается в повышении тяговых качеств агрегата тягач - самолет по сцеплению с опорной поверхностью, в зависимости от сопротивления качению самолета, обеспечении возможности буксировки разнотипных самолетов без переналадки оборудования. Указанный технический результат достигается тем, что устройство для буксировки самолета содержит тягач - подвижный электроагрегат, водило, взаимодействующее с передней стойкой самолета, и буксировочную тележку, состоящую из рамы, ведущих колес, имеющих дифференциальный привод от приводного устройства. При этом буксировочная тележка соединяется с передней стойкой самолета, посредством кривошипных захватов, являющихся продолжением рамы тележки, что обеспечивает автоматическую догрузку ее ведущих колес весом, приходящимся на переднюю стойку самолета за счет реактивного момента, возникающего при увеличении сопротивления качению самолета.
Предлагаемое транспортировочное устройство содержит тягач - подвижный электроагрегат, водило и буксировочную тележку, подсоединенную к передней стойке самолета. Подвижный электроагрегат имеет на грузовой платформе стационарный двигатель, приводящий в действие электрогенераторы. Рама буксировочной тележки соединена посредством кривошипных захватов с передней стойкой самолета, для удобства подстыковки транспортировочной тележки кривошипные захваты снабжены соединительными муфтами. Колеса, установленные на раме, приводятся во вращение приводным устройством (например, электродвигателем) через трансмиссию, содержащую редуктор и дифференциал. Приводное устройство буксировочной тележки питается от генераторов подвижного элетроагрегата. За счет фиксации кривошипных захватов на передней стойке самолета, в случае увеличения сопротивления его качению, ведущие колеса буксировочной тележки, под воздействием реактивного момента, стремящегося приподнять переднюю стойку самолета, автоматически догружаются ее весом.
Общими признаками прототипа и заявляемого устройства является использование для буксировки тягача - подвижного элетроагрегата, водила, несущего на конце захват, буксировочной тележки.
Отличительным признаком является использование буксировочной тележки, состоящей из рамы, ведущих колес, имеющих привод от приводного устройства (например, электродвигателя) через трансмиссию, содержащую редуктор и дифференциал, при этом буксировочная тележка соединяется с передней стойкой самолета, посредством кривошипных захватов, являющихся продолжением рамы тележки, что обеспечивает фиксацию и автоматическую догрузку ее ведущих колес весом, приходящимся на переднюю стойку самолета за счет реактивного момента, возникающего при увеличении сопротивления качению самолета, для удобства подстыковки транспортировочной тележки кривошипы снабжены соединительными муфтами.
Данное устройство позволяет повысить суммарное тяговое усилие, создаваемое агрегатом тягач - самолет по сцеплению с опорной поверхностью в процессе буксировки, в зависимости от сопротивления качению самолета, уменьшить пробуксовку колес, буксировать тяжелые самолеты легкими и более экономичными подвижными электроагрегатами, используемыми в качестве тягача, производить буксировку различных самолетов без переналадки оборудования.
Заявляемое транспортировочное устройство изображено на фиг.1 - вид сбоку; на фиг.2 - вид сверху кривошипной буксировочной тележки.
На фиг.1 изображено транспортировочное устройство самолетов, включающее следующие элементы: тягач - подвижный электроагрегат 1; фюзеляж самолета 2; шасси передней стойки самолета 3; соединительная муфта 4; ведущее колесо тележки 5; приводное устройство 6; водило 7.
На фиг.2 изображена буксировочная тележка, включающая следующие элементы: шасси передней стойки самолета 3; соединительные муфты 4; колеса тележки 5; приводное устройство 6; дифференциал 8; редуктор 9; рама тележки 10; кривошипный захват 11.
Процесс буксировки будет выглядеть следующим образом. Буксировочная тележка с помощью кривошипных захватов 11 соединяется с передней стойкой самолета 3. Тягач - подвижный электроагрегат 1 подъезжает к самолету 2 и посредствам водила 7 взаимодействует с передней стойкой 3. Генераторы подвижного электроагрегата 1 через кабели питают электрическим током приводное устройство 6 буксировочной тележки, которое через редуктор 9 и дифференциал 8 приводит во вращение колеса тележки 5. Возникающий реактивный момент посредством кривошипов 11 обеспечивает автоматическую догрузку колес 5 буксировочной тележки весом самолета, приходящимся на переднюю стойку 3, пропорционально силе сопротивления качению самолета, что значительно повышает тяговые качества агрегата тягач - самолет по сцеплению с опорной поверхностью. Направление движения задается тягачом - подвижным электроагрегатом 1, связанным с передней стойкой самолета водилом 7.
Изготовление устройства возможно из узлов и агрегатов, выпускаемых промышленностью.
Устройство для транспортирования самолетов, содержащее тягач - подвижный электроагрегат, буксировочную тележку, водило, несущее на конце захват, отличающееся тем, что дополнительно введено приводное устройство, а буксировочная тележка снабжена ведущими колесами, имеющими привод от приводного устройства через трансмиссию, и устройством, обеспечивающим ее соединение с передней стойкой самолета с помощью кривошипных захватов, снабженных соединительными муфтами и являющихся продолжением рамы тележки.