Способ заправки топливом транспортного средства клиента на автозаправочной станции и автозаправочная станция
Изобретение относится к автозаправочным станциям (АЗС). Транспортное средство (ТС) оснащают радиочастотной меткой и регистрируют его, вводя необходимые данные по ТС в базу данных. Клиент получает радиочастотную метку. При остановке ТС у ТРК клиента и ТС идентифицируют посредством считывателей, в случае положительной идентификации со счета клиента снимают средства за заказанную им дозу топлива, заправляют ТС, а в случае прерывания поступления данных хотя бы от одной из радиочастотных меток подачу топлива прекращают. АЗС включает территорию с въездом и выездом, топливозаправочные колонки, операторскую с расположенным в ней контроллером, резервуары для хранения топлива, площадку слива/налива топлива из автоцистерны, аварийный резервуар, очистные сооружения, технологические трубопроводы, системы контроля, измерения уровня топлива, молниезащиты и заземления. Контроллер АЗС связан посредством электронных средств связи с базой данных, считывателями, а база данных связана с регистрирующим устройством, банком, пользовательской системой. Достигается максимально быстрое обслуживании ТС и исключение хищений топлива при заправке. 2 н. и 3 з.п. ф-лы, 1 ил.
Реферат
Изобретение относится к проектированию, оснащению и функционированию автозаправочных станций (АЗС) и может быть использовано при обслуживании транспортных средств (ТС) во время отпуска нефтепродуктов (при заправке).
Известны аналоги заявляемого изобретения, например контейнерная автозаправочная станция «Татьяна», описанная в патенте RU №2103190, МПК B60S 5/02, опубл. 27.01.1998 г., которая снабжена резервуарами нефтепродуктов, размещенными в контейнерах хранения топлива (КХТ), закрепленными на раме с помощью опор. КХТ оборудован емкостью для сбора аварийного пролива нефтепродуктов со сливным патрубком. Патрубки дыхательных клапанов, замерные приспособления, датчики перелива топлива и патрубки трубопроводов наполнения и раздачи смонтированы в каждом резервуаре на смотровом люке. Между резервуарами выполнен огнепреградитель. Под топливораздаточными колонками (ТРК) размещен поддон, выполненный с отсеками под каждую из них. Конструкция КХТ снабжена съемным ограждением кровли, жалюзи и дефлекторами для вентиляции внутреннего объема. Между контейнерами расположены: вверху - навес-молниеотвод с освещением, а внизу - приемник для нефтесодержащих стоков, выполненный в виде конверта с приемной решеткой и с отводом в сборник-накопитель. Территория АЗС разделена на подъездную, заправочную и хозяйственную зоны. В операторской хранятся передвижные огнетушительные установки. Выдача топлива осуществляется через ТРК. Водитель ТС подъезжает к свободной ТРК, вставляет раздаточный пистолет в горловину топливного бака, подходит к операторской, где расплачивается с оператором за требуемое количество топлива, после чего оператор задает требуемое для заправки ТС количество топлива и производит его отпуск с помощью пульта управления, находящегося в контейнере операторской. Заполнение топливного бака ТС осуществляется его водителем через раздаточный пистолет ТРК. На данной АЗС оплата предполагает выход водителя из ТС и оплату за заправку в операторской, что занимает определенное время. Это и является основным недостатком данной АЗС.
Известна также АЗС, описанная в патенте RU №2287442, МПК B60S 5/02, опубл. 20.11.2006 г., состоящая из зоны въезда и выезда, зоны заправки, операторской, навеса, резервуаров для хранения различных видов топлива, ТРК, технологических трубопроводов, площадки налива/слива из автоцистерны, аварийного резервуара, очистных сооружений, системы контроля и управления, системы измерения уровня топлива в резервуарах, охранно-пожарной сигнализации, системы молниезащиты и заземления, шлагбаума, технологической системы наполнения резервуаров топливозаправщиков малого объема дизельным топливом. На данной АЗС оплата предполагает выход водителя из ТС для дальнейшей оплаты за заправку у окошка операторской. Это занимает определенное время, что и является недостатком в работе данной АЗС.
Известен способ работы АЗС, при котором водитель осуществляет беспрепятственный въезд в зону АЗС и останавливается возле свободной ТРК, выходит из ТС, направляется в операторскую, заявляет необходимую для заправки дозу, при этом оператор контролирует расположение ТС, предъявляет кассе в операторской кредитную карту или наличные деньги, производит в порядке общей очереди заправку заявленной дозы в ТС, а затем беспрепятственно покидает зону АЗС (см. Правила технической эксплуатации автозаправочных станций. РД 153.39.2-080-01. С изменениями и дополнениями - СПб.: Издательство ДЕАН, 2005, стр.32-34). Процесс работы АЗС предполагает выход водителя из ТС и оплату заправки в операторской. Это также занимает определенное время и является недостатком данного способа работы АЗС.
Известна автоматическая мини-АЗС, работающая полностью в автоматическом режиме и обеспечивающая:
- хранение и управление отпуском нефтепродуктов;
- проведение и регистрацию расчетов за нефтепродукты в режиме самообслуживания клиента (водителя) без участия кассира-оператора;
- сбор поверхностных стоков и аварийного пролива топлива.
Мини-АЗС состоит из блока мини-АЗС, двух заправочных постов (по желанию больше) и площадки слива автоцистерн. Мини-АЗС укомплектована двумя блоками приема платежей Штрих-PayStation, позволяющими оплачивать топливо на каждом заправочном посту наличными деньгами, и предполагает прием купюр от 10 до 1000 рублей, а также прием к оплате за топливо банковских карт и пластиковых карт системы «Петрол Плюс» терминалом Express POS производства компании «НКТ». Информация по данной мини-АЗС выложена на Интернет-ресурсе: http://www.am-azs.petroltec.ru/modules.php?name=Data&op=showpage&id=116&type=2 (дата выкладки не указана). Технологии, применяемые по данной мини-АЗС, позволяют одному оператору управлять сетью мини-АЗС. На приведенной мини-АЗС водитель останавливает ТС у свободной ТРК, выходит из ТС, вставляет купюры в купюроприемник либо банковскую или пластиковую карту в терминал, после чего посредством раздаточного пистолета заливает в топливный бак ТС дозу топлива, соответствующую сумме произведенной оплаты. Действия водителя при оплате топлива занимают некоторое время, что является недостатком при заправке на данной АЗС.
Известен способ работы АЗС и АЗС, описанные в патенте RU №2399523, МПК B60S 5/02, опубл. 20.09.2010 г. Способ работы АЗС состоит в следующем. При въезде на территорию АЗС в зону заправки и остановки у ТРК транспортного средства производят его заправку с последующей оплатой. При остановке и заправке у ТРК производят идентификацию ТС посредством видеокамер. Выезд ТС осуществляют через промежуточную зону на разрешающий сигнал светофора. Перед выездом с АЗС также проводят идентификацию ТС посредством видеокамер и открывают перед ним шлагбаум, который затем закрывают для проезда следующего ТС. АЗС включает огороженную территорию с въездом и выездом, ТРК, операторские, резервуары для хранения топлива, площадку слива/налива из автоцистерны, аварийный резервуар, очистные сооружения и технологические трубопроводы, систему автоматического контроля и управления, систему измерения уровня топлива в резервуарах, охранно-пожарную сигнализацию, систему молниезащиты и заземления. Между ТРК и операторскими расположена промежуточная зона, а операторские с сигнализаторами и шлагбаумами, установленными на выезде с территории АЗС, расположены по ходу выезда ТС. Каждое место заправки ТРК оснащено камерой видеонаблюдения, индуктивными датчиками и принтерами для печати. Способ работы АТС включает въезд ТС на территорию АЗС и его остановку в зоне заправки у свободной ТРК, фиксированию подъезда и остановку ТС индуктивными датчиками, снятие раздаточного крана и заправку необходимой дозы топлива нужной марки в ТС с идентификацией этого ТС посредством видеокамеры. При этом происходит фиксация снятия раздаточного крана и фиксация дозы топлива для данного ТС. Затем эти данные поступают в операторскую, а также сводятся в предварительный чек, включающий идентификацию ТС в виде штрих-кода и дозы топлива, который печатается принтером. Клиент получает предварительный чек, покидает зону заправки и въезжает в зону выезда на разрешающий световой сигнал сигнализатора. Останавливается у операторской и предъявляет оператору предварительный чек, который сканером считывает его и на экране появляется изображение заправленного ТС и автоматически формируется кассовый чек для оплаты. Включается запрещающий сигнал сигнализатора. Клиент оплачивает полученное топливо, получает чек оплаты и выезжает с территории АЗС при открытом шлагбауме, который затем закрывается. Недостатком данного способа являются:
- в сырую погоду и одинаковой окрашенности однотипных автомобилей государственный регистрационный знак ТС может быть не читаем из-за грязевого налета на нем, в связи с чем идентификация ТС посредством видеокамеры затруднительна;
- клиент останавливает ТС у окошка операторской для оплаты полученного топлива, что требует некоторого времени.
В качестве прототипа, как наиболее близкого по сути, выбрана технология продажи топлива на АЗС с применением радиочастотных меток, помещенная на Интернет-ресурсе: http://proasu.com/index.php/2011-03-31-13-36-52/85-rfid-(дата выкладки не указана). Применение радиочастотных меток (RFID-метки от англ. Radio Frequency Identification, радиочастотная идентификация) широко известно из уровня техники и широко используется для автоматической идентификации объектов. Посредством радиосигналов считываются или записываются данные, хранящиеся в так называемых транспондерах или RFID-метках. Любая RFID-система состоит из считывающего устройства (считыватель, ридер) и транспондера (он же RFID-метка или RFID-тег). Подробнее с RFID-технологиями можно познакомиться в Интернет-ресурсах, например, http://ru.wikipedia.org/wiki/RFID (изменения этой страницы от 28.08.2012 г.). Технология обслуживания АТС с применением RFID-меток в способе-прототипе выглядит следующим образом:
- на пистолете топливораздаточного шланга устанавливается радиочастотная метка, а в горловине топливного бака ТС устанавливают приемную антенну RFID-считывателя;
- считыватель регистрирует данные RFID-метки, что является сигналом к началу транзакции на получение топлива;
- получив данные от считывателя, бортовой контроллер ТС собирает требуемые диагностические данные о техническом состоянии ТС, проделанном маршруте с тахографа и передает их после авторизации на контроллере АЗС по беспроводному интерфейсу в зашифрованном виде;
- контроллер АЗС связывается с сервером АЗС и (если в этом есть необходимость) с офисом топливной компании, проверяет право данного ТС на заправку, определяет отведенный лимит топлива и сохраняет данные от контроллера ТС, а затем происходит заправка по установленным параметрам, при этом контроллер АЗС отслеживает количество топлива в резервуаре, снабжающем ТРК. Если вдруг прерывается поступление данных от радиометки на шланге (считыватель больше не может обнаружить радиочастотную метку), подача топлива мгновенно прекращается. Таким образом, технология RFID позволяет не только автоматизировать отгрузки топлива и уменьшить вероятность его хищения, но и отследить техническое состояние ТС и проделанный маршрут вдали от автопарка и офиса транспортной компании. Следует отметить, что водитель ТС оплату за полученное топливо не производит, а денежные средства автоматически снимаются с его банковской (или топливной) карты. Тем не менее, используя метод заправки ТС по способу-прототипу, невозможно полностью исключить возможность хищения топлива недобросовестными клиентами. В случае использования известной RFID-технологии только для заправки ТС достаточно переставить считыватель на бак другого автомобиля, чтобы заправить топливом ТС посторонних лиц. Это и является основным недостатком данной технологии продажи топлива на АЗС.
Задачей, решаемой предлагаемой группой изобретений, является получение такого способа заправки и устройства, его реализиующего, которые позволили бы при максимально быстром обслуживании ТС исключить возможность хищения топлива при заправке ТС.
Это достигается тем, что в способе заправки топливом ТС клиента на АЗС, заключающемся в том, что на ТС устанавливают радиочастотную метку и регистрируют его, вводя необходимые данные по ТС и выбранной клиентом системе безналичной оплаты топлива в базу данных, взаимодействующую с контроллером АЗС с соответствующим программным обеспечением, после чего при подъезде ТС к ТРК, размещенной на территории АЗС, производят посредством считывателя радиочастотных меток идентификацию ТС по установленной на нем радиочастотной метке, и в случае положительного результата идентификации определяют наличие платежных средств на счете либо банковской карте клиента, и при достаточности платежных средств на заказанную клиентом дозу топлива производят ее оплату путем снятия платежных средств со счета либо банковской карты клиента, после чего заправляют ТС заказанной клиентом дозой топлива, причем при прерывании поступления данных от радиочастотной метки на считыватель в процессе заправки подачу топлива мгновенно прекращают, согласно изобретению:
- клиента при регистрации ТС снабжают, по меньшей мере, одной дополнительной радиочастотной меткой, зарегистрированной в базе данных, а зону размещения топливораздаточной колонки оснащают, по меньшей мере, одним дополнительным считывателем;
- процесс заправки начинают после получения положительных результатов идентификации транспортного средства и клиента;
- зону действия (считывания) считывателя, идентифицирующего ТС, выбирают такой, чтобы она находилась внутри зоны действия дополнительного считывателя, идентифицирующего клиента;
- подачу топлива в процессе заправки мгновенно прекращают при прерывании поступления данных хотя бы от одной из радиочастотных меток на соответствующий считыватель.
Кроме того, однократную дозу заправки ТС клиента выбирают из условия ее непревышения объема топливного бака зарегистрированного типа ТС.
Кроме того, временной интервал между заправками зарегистрированного ТС задают при его регистрации в базе данных.
Это достигается тем, что автозаправочная станция, включающая частично огороженную территорию с въездом и выездом, на которой расположены крытые топливораздаточные колонки, операторская с расположенным в ней контроллером с соответствующим программным обеспечением, связанным посредством электронных средств связи с топливораздаточными колонками, резервуары для хранения различных видов топлива с площадкой слива/налива из автоцистерны, аварийный резервуар, очистные сооружения и технологические трубопроводы, система автоматического контроля и управления, система измерения уровня топлива в резервуарах, охранно-пожарная сигнализация, система молниезащиты и заземления, регистрирующее устройство для регистрации новых клиентов и их транспортных средств с последующей установкой на вновь зарегистрированное транспортное средство радиочастотной метки, взаимодействующее посредством электронных средств связи с базой данных с хранящейся в ней информацией по спискам клиентов, радиочастотным меткам и настройкам для зарегистрированных транспортных средств, которая связана посредством электронных средств связи с котроллером автозаправочной станции, платежными системами банка и сетью других подобных автозаправочных станций, считыватель радиочастотной метки, установленной на транспортном средстве, размещенный на пистолете топливозаправочного шланга топливозаправочной колонки, взаимодействующий посредством электронных средств связи с контроллером автозаправочной станции, и блокирующее подачу топлива устройство, установленное на шланге топливозаправочной колонки и электрически связанное с контроллером, прекращающее подачу топлива при прерывании поступления данных от радиочастотной метки на считыватель в процессе заправки по команде от контроллера автозаправочной станции, согласно изобретению:
- клиент оснащается дополнительно, по меньшей мере, одной, зарегистрированной в базе данных радиочастотной меткой;
- в зоне размещения топливозаправочной колонки устанавливается, по меньшей мере, один дополнительный считыватель, взаимодействующий с контроллером автозаправочной станции посредством электронных средств связи;
- зона действия считывателя, идентифицирующего транспортное средство, расположена внутри зоны действия дополнительного считывателя, идентифицирующего клиента.
Кроме того, к базе данных посредством электронных средств связи подключена пользовательская система, предназначенная для изменения клиентом настроек по обслуживанию зарегистрированного транспортного средства и получения интересующей клиента информации.
Суть изобретения иллюстрируется на фиг.1, где схематично представлена часть территории АЗС, оснащенная устройствами, реализующими заявляемый способ заправки топливом ТС клиента. Отметим, что на фиг.1 не представлены резервуары для хранения различных видов топлива, технологические трубопроводы, площадка налива/слива из автоцистерны, аварийный резервуар, очистные сооружения, системы автоматического контроля и управления, системы измерения уровня топлива в резервуарах, охранно-пожарная сигнализация, системы молниезащиты и заземления с целью незагромождения фиг.1 и которые, естественно, присутствуют в настоящей группе изобретений. Однако без этого оборудования не возможно функционирование любой АЗС.
Устройство АЗС включает топливораздаточную колонку (ТРК) 1, оснащенную топливозаправочным шлангом 2 с блокирующим подачу топлива устройством 3, электрически связанным с контроллером 13 (связь на фиг.1 не показана), например электромагнитным клапаном. На конце топливозаправочного шланга 2 установлен заправочный пистолет 4, на котором установлен считыватель 5 (излучение считывателя условно показано волнами), идентифицирующий радиочастотную метку 6, установленную на транспортном средстве 7, например рядом с горловиной топливного бака ТС, как показано на фиг.1. В зоне размещения ТРК 1, например на отдельной стойке 8, установлен дополнительный считыватель 9, связанный посредством электронных средств связи с контроллером 13, идентифицирующий радиочастотную метку 10, находящуюся у клиента 11 на связке ключей или в виде отдельной карты. Клиент может находиться как внутри ТС 7, так и рядом с ним. Считыватель 9 имеет больший радиус считывания радиочастотных меток, чем считыватель 5, например считыватель 9 имеет радиус считывания, равный 10 м, а считыватель 5 - 1 м, так что зона действия считывателя 5 находится внутри зоны действия считывателя 9. ТРК 1 связана посредством электронных средств связи 12 (далее по тексту для подобных связей будут применяться термины «связан», «связана», «связано», «связь») с контроллером 13 АЗС с соответствующим программным обеспечением, формирующим необходимый набор команд перед заправкой ТС и в процессе заправки. Контроллер 13 связан посредством связи 12 с базой данных 14 с хранящейся в ней информацией по спискам клиентов АЗС, радиочастотным меткам и настройкам (объем разовой дозы заправки, объем топливного бака, тип топлива, временной интервал между заправками и т.д.) для зарегистрированных ТС. База данных 14 соединена связями 12 с регистрирующим устройством 15, предназначенным для регистрации новых клиентов и их ТС для обслуживания на АЗС с последующей установкой на вновь зарегистрированных ТС и выдачей клиенту радиочастотных меток. Кроме этого, база данных 14 соединена связью 12 с банком 16 и его платежными системами, в котором находятся платежные средства клиента 11 (личный счет, банковская карта). База данных 14 соединена также связью 12 с сетью других подобных АЗС (символ WEB на фиг.1). Дополнительно к базе данных 14 посредством связи 12 может быть подключена пользовательская система 17, предназначенная для изменения клиентом настроек по обслуживанию зарегистрированного ТС и получения интересующей клиента информации. База данных 14, регистрирующее устройство 15, банк 16 и его платежные системы и пользовательская система 17 имеют свое программное обеспечение и могут находиться удаленно от территории АЗС. Котроллер 13 АЗС находится в операторской (отдельное строение) на территории АЗС.
Способ заправки топливом ТС заключается в следующем (см. фиг.1). В случае, если транспортное средство не зарегистрировано на АЗС, посредством регистрирующего устройства 15 регистрируют ТС 7, вводя в базу данных 14 необходимые данные по ТС (объем разовой дозы заправки, объем топливного бака, тип топлива, при необходимости - временной интервал между заправками и т.д.), при этом клиент должен подтвердить владение ТС соответствующими документами, а также банковскую карту клиента (либо его счет в банке 16) для дальнейшего списания денежных средств при заправке. Клиент проходит при этом необходимые процедуры проверки. В процессе регистрации на ТС устанавливают радиочастотную метку, например, в районе топливного бака ТС (сноска 6 на фиг.1), и выдают дополнительную радиочастотную метку 10 клиенту 11, которая может быть выполнена в виде пластиковой карты, хранящейся в нагрудном кармане или портмоне клиента 11, либо крепится к связке ключей системы зажигания ТС в виде брелка. Данные по радиочастотным меткам 6 и 10 также заносятся в базу данных 14. При подъезде зарегистрированного ТС 7 к ТРК 1 клиент 11 заказывает необходимую дозу топлива, считыватель 5, установленный на заправочном пистолете 4, идентифицирует ТС 7 по радиочастотной метке 6, а считыватель 9 идентифицирует клиента 11 по радиочастотной метке 10, при этом заправочный пистолет 4 вставлен в горловину топливного бака ТС 7. При идентификации ТС 7 и клиента 11 контроллер 13 АЗС взаимодействует посредством связи 12 с базой данных 14. При положительной идентификации ТС 7 и клиента 11, котроллер 13 выдает соответствующую информацию в базу данных 14, которая формирует запрос и передает его по связи 12 в банк 16, где определяют достаточность платежных средств клиента на его счете либо банковской карте, и при их достаточности для заявленной клиентом дозы топлива передают соответствующую информацию через базу данных 14 на контроллер 13 АЗС по связям 12. Контроллер 13 формирует команду на отпуск заявленной дозы топлива клиенту 11, и топливо через шланг 2 ТРК 1 подается к заправочному пистолету 4 и далее в топливный бак ТС 7. При недостаточности платежных средств клиента 11 на его счете в банке 16 на заявленную клиентом дозу топлива клиенту может быть выдан объем топлива, стоимость которого не превышает остатка платежных средств на счете или банковской карте клиента. Платежные средства клиента за заявленную им дозу топлива снимаются с его счета либо банковской карты перед началом процесса заправки. При отсутствии платежных средств у клиента контроллер 13 не формирует команду на подачу топлива. В случае, если в процессе заправки прерывается поступление данных хотя бы от одной из радиочастотных меток 6 или 10 на соответствующий считыватель (5 или 9), что может произойти, например, при выпадении заправочного пистолета 4 из горловины бака или уходе клиента 11 из зоны действия считывателя 9, контроллер 13 АЗС формирует команду на прекращение подачи топлива и блокирующее подачу топлива устройство 3 перекрывает проходное сечение шланга 2, а также прекращает работу топливного насоса ТРК 1 (насос на фиг.1 не показан). Подача топлива прекращается. После получения заявленной дозы топлива вынимают заправочный пистолет 4 из горловины топливного бака и клиент 11 с ТС 7 покидает зону АЗС. Факт заправки данного ТС и необходимая информация посредством связи 12 передается через сеть на другие подобные АЗС. Последовательность действия способа закончена. С целью уменьшения вероятности хищения топлива при заправке ТС, принадлежащих транспортной компании, однократную дозу заправки задают (в настройках при регистрации ТС на АЗС) не более, чем объем топливного бака регистрируемого ТС. С этой же целью при регистрации ТС на АЗС в настройках могут задавать временной интервал между заправками, например, через 8 часов.
Отметим преимущества заявляемого способа заправки топливом ТС:
- при обслуживании ТРК сотрудником-заправщиком клиенту не нужно выходить из ТС, а в отсутствии очереди время заправки определяется практически только временем отпуска заявленной дозы топлива;
- вероятность хищения топлива, по сравнению со способом-прототипом, в заявляемом способе существенно меньше, поскольку в нем кроме идентификации ТС проводят дополнительную идентификацию клиента, по меньшей мере, по одной радиочастотной метке, находящейся у клиента. При этом в процессе заправки указанные радиочастотные метки должны одновременно находиться в определенной зоне вблизи ТРК. Кроме этого, у клиента могут находиться две и более радиочастотные метки (соответственно, возрастает и количество считывателей), что делает хищение топлива практически невозможным.
Работа АЗС, реализующей предлагаемый способ заправки, происходит следующим образом. Предположим, что у ТРК останавливается зарегистрированное ТС 7 с клиентом 11, т.е. пользователь данной АЗС (если ТС 7 не зарегистрировано на АЗС, то производится его регистрация, процедура которой описана выше). Сотрудник-заправщик вставляет заправочный пистолет 4 в горловину топливного бака ТС 7, получив указание клиента 11 о необходимом объеме топлива для заправки и его типе. Считыватели 5 и 9 идентифицируют ТС 7 и клиента 11 по радиочастотным меткам 6 и 10 соответственно, и в случае положительного результата идентификации контроллер 13, взаимодействуя с базой данных 14 посредством связи 12. выдает в нее соответствующую информацию, на основе которой база данных 14 формирует запрос и отправляет его по связи 12 в банк 16, в котором определяется наличие платежных средств на счете клиента 11 или банковской карте, и при их достаточности для заявленной дозы топлива платежные средства снимаются в объеме стоимости заявленной дозы топлива и передается соответствующая информация через базу данных 14 на контроллер 13 посредством связи 12. Контроллер 13 формирует команду на отпуск заявленной дозы топлива и топливо через шланг 2 ТРК 1 подается к заправочному пистолету 4 и далее в топливный бак ТС 7. В случае отсутствия платежных средств на счете или банковской карте клиента контроллер 13 команду на подачу топлива не формирует. Если в процессе заправки поступление данных хотя бы от одной из радиочастотных меток (6 или 10) на соответствующий считыватель (5 или 9) прерывается, например, вследствие выпадения заправочного пистолета 4 из горловины топливного бака или уходе клиента 11 из зоны действия считывателя 9, контроллер 13 формирует команду на прекращение подачи топлива и блокирующее подачу топлива устройство 3 перекрывает сечение шланга 2, а также прекращает работу топливного насоса ТРК 1. В этом случае остаток денежных средств из-за разницы заказанного и фактически отпущенного топлива возвращается на счет клиента. После заправки ТС клиент 11 уезжает на ТС 7 с территории АЗС. Для удобства клиентов на АЗС имеется пользовательская система 17, подключенная посредством связи 12 к базе данных 14, представляющая собой электронно-вычислительную машину, с помощью которой клиент может изменять настройки зарегистрированного ТС и получать интересующую его информацию.
Предложенные способ заправки и АЗС позволяют минимизировать время заправки клиента на АЗС, а также практически исключить хищение топлива при заправке ТС, принадлежащих транспортным компаниям. В настоящее время автором разработан проект модернизации сети стандартных АЗС одной из топливных компаний с применением RFID-технологий, реализация которого состоится в первом полугодии 2013 г.
Учитывая новизну, изобретательский уровень и промышленную применимость заявляемого технического решения, автор считает, что оно может быть защищено патентом на изобретение.
1. Способ заправки топливом транспортного средства клиента на автозаправочной станции, заключающийся в том, что на транспортное средство устанавливают радиочастотную метку и регистрируют его, вводя необходимые данные по транспортному средству, выбранную клиентом систему безналичной оплаты топлива и данные по радиочастотной метке в базу данных, взаимодействующую с контроллером автозаправочной станции с соответствующим программным обеспечением, после чего при подъезде транспортного средства к топливозаправочной колонке, размещенной на территории автозаправочной станции, производят посредством считывателя радиочастотных меток идентификацию транспортного средства по установленной на нем радиочастотной метке и в случае положительного результата идентификации определяют наличие платежных средств на счете либо банковской карте клиента и при достаточности платежных средств на заказанную клиентом дозу топлива производят ее оплату путем снятия платежных средств со счета либо банковской карты клиента, после чего заправляют транспортное средство заказанной клиентом дозой топлива, причем при прерывании поступления данных от радиочастотной метки на считыватель в процессе заправки подачу топлива мгновенно прекращают, отличающийся тем, что клиента при регистрации транспортного средства снабжают, по меньшей мере, одной дополнительной радиочастотной меткой, зарегистрированной в базе данных, а зону размещения топливораздаточной колонки оснащают, по меньшей мере, одним дополнительным считывателем и производят им идентификацию клиента по дополнительной радиочастотной метке, при этом зону действия считывателя, идентифицирующего транспортное средство, выбирают такой, чтобы она оказалась внутри зоны действия дополнительного считывателя, идентифицирующего клиента, а процесс заправки начинают после получения положительных результатов идентификации транспортного средства и клиента и мгновенно прекращают при прерывании поступления данных хотя бы от одной из радиочастотных меток на соответствующий считыватель.
2. Способ по п.1, отличающийся тем, что однократную дозу заправки транспортного средства клиента выбирают из условия ее не превышения объема топливного бака зарегистрированного транспортного средства.
3. Способ по п.1, отличающийся тем, что временной интервал между заправками зарегистрированного транспортного средства задают при его регистрации в базе данных.
4. Автозаправочная станция, включающая частично огороженную территорию с въездом и выездом, на которой расположены крытые топливозаправочные колонки, операторская с расположенным в ней контроллером с соответствующим программным обеспечением, связанным посредством электронных средств связи с топливозаправочными колонками, резервуары для хранения различных видов топлива, площадка слива/налива из автоцистерны, аварийный резервуар, очистные сооружения и технологические трубопроводы, система автоматического контроля и управления, система измерения уровня топлива в резервуарах, охранно-пожарная сигнализация, система молниезащиты и заземления, регистрирующее устройство для регистрации новых клиентов и их транспортных средств с последующей установкой на вновь зарегистрированное транспортное средство радиочастотной метки, взаимодействующее посредством электронных средств связи с базой данных с хранящейся в ней информацией по спискам клиентов, радиочастотным меткам и настройкам для зарегистрированных транспортных средств, которая связана посредством электронных средств связи с контроллером автозаправочной станции, платежными системами банка и сетью других подобных автозаправочных станций, считыватель радиочастотной метки, установленной на транспортном средстве, размещенный на пистолете топливораздаточного шланга топливораздаточной колонки, взаимодействующий посредством электронных средств связи с контроллером автозаправочной станции, и блокирующее подачу топлива устройство, установленное на шланге топливораздаточной колонки, прекращающее подачу топлива при прерывании поступления данных от радиочастотной метки на считыватель в процессе заправки по команде от контроллера автозаправочной станции, отличающаяся тем, что клиент оснащается дополнительно, по меньшей мере, одной зарегистрированной в базе данных радиочастотной меткой, в зоне размещения топливозаправочной колонки устанавливается, по меньшей мере, один дополнительный считыватель, взаимодействующий с контроллером автозаправочной станции посредством электронных средств связи, идентифицирующий клиента по дополнительной радиочастотной метке, при этом зона действия считывателя, идентифицирующего транспортное средство, расположена внутри зоны действия дополнительного считывателя, идентифицирующего клиента.
5. Автозаправочная станция по п.4, отличающаяся тем, что к базе данных посредством электронных средств связи подключена пользовательская система, предназначенная для изменения клиентом настроек по обслуживанию зарегистрированного транспортного средства и получения интересующей клиента информации.