Система отказоустойчивого управления движением корабля

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к области судостроения, а именно к автоматическому управлению движением корабля. Система отказоустойчивого управления движением корабля содержит блок дифференцирования, датчик руля, три датчика глубины, датчик угла дифферента, рулевой привод, задатчик глубины угла дифферента, три фильтра оценки глубины, четыре фильтра оценки угла дифферента, сумматор, рулевой привод, семь блоков диагностики, формирователь средних значений оценки глубины. Достигается повышение точности и надежности системы автоматического управления движением корабля. 3 ил.

Реферат

Изобретение относится к области судостроения - автоматическому управлению движением корабля.

Известна система автоматического управления движением судна по заданному путевому углу, реализованная в «Системе автоматического управления движением судна» (патент RU №2248914, Б.И. №9, март 05 г.). В системе управления движением судна использована информация от датчика путевого угла, задатчика путевого угла и сумматора, в котором по сигналам: текущего путевого угла, заданного путевого угла, угловой скорости судна, формируется закон управления рулевым приводом судна.

Известна также система автоматического управления движением корабля с использованием динамической модели углового движения корабля (см. патент RU №2223197, Б.И. №4, 2004 г, принятый авторами в качестве прототипа). «Аппаратура автоматического управления движением судна», содержащая задатчик курсового угла, датчик угла руля, приемник спутниковой навигационной системы (датчик путевого угла), рулевой привод, динамическую модель углового движения корабля (фильтр), блок дифференцирования и сумматор, первый вход которого соединен с выходом задатчика путевого угла, выход приемника СНС соединен с вторым входом сумматора, к третьему входу которого подключен выход датчика угла руля, четвертый вход сумматора соединен с выходом блока дифференцирования. На выходе динамической модели движения судна-фильтре формируется оценка путевого угла. Оценка путевого угла алгебраически суммируется с путевым углом. Разность этих сигналов вводится на вход динамической модели движения судна-фильтра.

В системе управления движением корабля формируется закон автоматического управления движением судна.

В задатчике курсового угла формируют сигнал - ϕзд=f(t), Сигнал оценки угла курса - ϕ формируется с использованием фильтра, который содержит электронную (динамичесую) модель движения судна. Для формирования оценки сигнала угла курса на вход электронной модели движения корабля поступает угол руля δ от датчика руля и сигнал невязки с выхода электронной модели движения корабля и датчика угла курса: К(ϕ-ϕ). На выходе сумматора-регулятора формируется заданное значение угла руля - δзд (или d/dt δзд), который подключается к входу рулевого привода:

d/dtδзд1 (ϕ-ϕзд)+К2d/dtϕ К3δ,

где ϕ - оценка угла курса (с выхода электронной модели движения корабля-фильтра калмана),

δ - угол руля (с выхода датчика руля),

ϕзд - заданное значение угла курса (из задатчика угла курса),

δзд - заданное значение угла руля (или d/dt δзд) (формируется в сумматоре).

Недостатками известных систем автоматического управления движением (САУД) являются:

- отсутствие встроенного контроля исправности источников информации САУД,

- выход из строя датчиков информации о состоянии корабля приводит к аварийным ситуациям,

- выход из строя вычислительных сетей фильтра обработки входной информации также приводит к аварийным ситуациям,

- системы управления не являются отказоустойчивыми.

Техническим результатом предлагаемой системы управления движением судна является:

- повышение точности и надежности системы управления движением,

- введение блоков диагностики и формирователя средних значений оценок глубины и угла дифферента позволило осуществлять не только контроль исправности САУД, но и перестройку ее архитектуры при появлении сбоя в САУД,

- дополнительное введение в состав системы: 2-х резервных датчиков глубины, трех измерителей угла дифферента и пяти фильтров с электронной динамической моделью движения корабля позволило обеспечить сохранение нормальной работы САУД не только при сбоях в датчиках информации, но и в вычислительных сетях фильтров обработки входной информации.

Технический результат в предлагаемой системе управления достигается благодаря:

- применению формирователя средних значений оценок глубины и угла дифферента, двух дополнительных датчиков глубины и трех формирователей угла дифферента, что позволило получать (более точные) усредненные значения оценок глубины h _ cp и оценок угла дифферента - ψ с р _ :

а) с трех датчиков глубины, датчика угла дифферента совместно с тремя формирователями угла дифферента (при отсутствии сбоев во всех четырех датчиках САУД в нормальных условия эксплуатации),

б) с двух исправных датчиков глубины (третий датчик глубины (любой) вышел из строя) или при сбое датчика угла дифферента.

Формирование системы отказоустойчивого управления движением корабля.

Система отказоустойчивого управления движением корабля содержит: датчик руля δ, датчик глубины h1, датчик угла дифферента ψ1, рулевой привод, задатчик глубины hзд и угла дифферента ψзд, фильтр оценки глубины h 1 _ , фильтр оценки угла дифферента ψ 1 _ и сумматор, на первый вход которого подключен: датчика руля δ, на второй вход - блок дифференцирования, на третий вход - задатчик глубины hзд и угла дифферента - ψзд. Выход сумматора подключен к входу рулевого привода.

Фильтр оценки глубины h 1 _ содержит динамическую модель движения корабля по глубине, на вход которой подключен:

- датчик глубины h1 (который вырабатывает текущую глубину корабля - h),

- датчик руля δ (который выдает угол руля - δ).

На выходе фильтра оценки глубины h 1 _ вырабатывается оценка глубины - h 1 _ (с использованием Методов Калмановской фильтрации).

Фильтр оценки угла дифферента ψ 1 _ содержит динамическую модель движения корабля по углу дифферента - ψ, на вход которой подключен:

- датчик угла дифферента ψ1,

- датчик руля δ.

На выходе фильтра оценки угла дифферента ψ 1 _ вырабатывается оценка угла дифферента ψ 1 _ .

Для реализации предложенного заявителем технического результата в систему введены: датчик глубины h2, датчик глубины h3, формирователь средних значений оценки глубины h _ cp , фильтр оценки глубины h 2 _ , фильтр оценки глубины h 3 _ , фильтр оценки угла дифферента ψ 2 _ , фильтр оценки угла дифферента ψ 3 _ , фильтр оценки угла дифферента ψ 4 _ . Ha первый вход каждого из пяти фильтров подключен выход датчика руля δ. Датчик глубины h2 подключен к второму входу фильтру оценки глубины h2. Датчик глубины h3 подключен к второму входу фильтра оценки глубины h3.

К второму и третьему входам трех фильтров оценки угла дифферента: 1) ψ 2 _ , 2) ψ 3 _ , 3) ψ 4 _ , подключены соответственно выходы датчиков глубины: 1) h1 и h2, 2) h2 и h3, 3) h1 и h3, семь блоков диагностики: h 1 _ , h 2 _ , h 3 _ , ψ 1 _ , ψ 2 _ , ψ 3 _ , ψ 4 _ , к первым входам которых подключены соответственно:

- выход фильтра оценки глубины h 1 _ ,

- выход фильтра оценки глубины h 2 _ ,

- выход фильтра оценки глубины h 3 _ ,

- выход фильтра оценки угла дифферента ψ 1 _ ,

- выход фильтра оценки угла дифферента ψ 2 _ ,

- выход фильтра оценки угла дифферента ψ 3 _ ,

- выход фильтра оценки угла дифферента ψ 4 _ .

К второму входу четырех блоков диагностики:1) h 1 _ , 2) h 2 _ , 3) h 3 _ , 4) ψ 4 _ , подключены соответственно три датчика глубины:1) h1, 2) h2, 3) h3, и датчик угла дифферента 4) ψ 1 _ .

К второму и третьему входам трех блоков диагностики 1) ψ 2 _ , 2) ψ 3 _ , 3) ψ 4 _ подключены соответственно: 1) два датчика глубины h1, h2., 2) два датчика глубины h2, h3, 3) два датчика глубины h3, h1.

В семи блоках диагностики формируется семь модулей разности:

| h 1 - h 1 _ | , | h 2 - h 2 _ | , | h 3 - h 3 _ | , | ψ 1 - ψ 1 _ | , | ψ 2 - ψ 2 _ | , | ψ 3 - ψ 3 _ | , | ψ 4 - ψ 4 _ | , которые сравниваются с заданными постоянными, если модули разности удовлетворяют условиям (1):

| h i - h i _ | < C 1 и | ψ i - ψ i _ | < C 2 ,                               ( 1 )

(что подтверждает исправность «i»-ых датчиков и сетей формирования оценок глубины h i _ и оценок угла дифферента ψ i _ ), то все эти оценки h i _ и     ψ _ i                     , введенные в блоки диагностики из соответствующих фильтров глубины h i _ фильтров угла дифферента     ψ _ i                     , подключают в блок формирователь средних значений оценок глубины h _ c p и средних значений оценок угла дифферента ψ _ c p . В случае исправности системы отказоустойчивого управления движением корабля (исправны все четыре датчика h1, h2, h3 и ψ1 и сети фильтров) в формирователе средних значений оценок глубины h _ c p и средних значений оценок угла дифферента ψ _ c p получим среднее значение оценок глубины h _ c p _ = 1 / 3 ∑ ( h 1 _ + h 2 _ + h 3 _ ) и среднее значение оценок угла дифферента ψ _ c p = 1 / 3 ∑ ( ψ _ 1 + ψ _ 2 + ψ _ 3 + ψ _ 3 ) . Выход формирователя среднего значения оценки глубины h _ c p и среднего значения оценки угла дифферента ψ _ c p подключен к четвертому входу сумматора.

Выход сумматора подключен к входу рулевого привода.

а) На входе рулевого привода (в случае установки в САУД режима автоматического управления движением корабля по глубине) формируется закон управления движением корабля по глубине, имеющий вид (аналогичен закону, принятому в прототипе):

d / d t _ δ з д = K 1 a ( h c p _ − h з д _ ) + K 2 a d / d t h c p _ − К 3 a δ                                 ( 2 ) ,

где h cp _ - среднее значение оценки глубины (подключено к четвертому входу сумматора с выхода блока формирователя средних значений оценок глубины h cp _ и средних значений оценок угла дифферента ψ _ c p ) ,

h зд _ - заданное значение глубины (подключено к третьему входу сумматора с выхода задатчика глубины hзд и угла дифферента ψзд),

d / d t h cp _ - производная от оценки среднего значения глубины (подключена к второму входу сумматора с выхода блока дифференцирования),

δ - угол руля (подключен к первому входу сумматора с выхода датчика руля),

δзд - заданное значение угла руля,

d/dt_δзд - вводится с выхода сумматора на вход рулевого привода,

К1a, 2а, 3а - постоянные коэффициенты регулирования.

б) На входе рулевого привода (в случае установки режима автоматического управления движением корабля по углу дифферента) формируется закон управления движением корабля по углу дифферента, имеющий вид:

d / d t _ δ з д = K 1 a ( ψ _ с р − ψ з д ) + K 2 a d / d t ψ _ с р − К 3 δ                                 ( 2 а ) ,

где ψ _ c p - среднее значение оценки угла дифферента (подключено к четвертому входу сумматора с выхода блока формирователя средних значений оценок глубины h cp _ и средних значений оценок угла дифферента ψ _ c p ),

ψзд - заданное значение угла дифферента (подключено к третьему входу сумматора с выхода задатчика глубины hзд и угла дифферента ψзд),

d / d t ψ cp _ - производная от оценки среднего значения угла дифферента (подключена к второму входу сумматора с выхода блока дифференцирования, вход которого подключен к выходу формирователя средних значений оценок глубины h cp _ и средних значений оценок угла дифферента ψ _ c p ),

δ - угол руля (подключен к первому входу сумматора с датчика руля),

δзд - заданное значение угла руля

d/dt_δзд - формируется на выходе сумматора(которое подключается к входу рулевого привода),

K1,2,3 - постоянные коэффициенты регулирования.

Система отказоустойчивого управления движением корабля поясняется чертежами.

На фигуре 1 приведена блок-схема системы отказоустойчивого управления движением корабля, которая содержит:

датчик руля δ - 1, датчик глубины h1 - 2, датчик угла дифферента ψ - 3, рулевой привод - 4, задатчик глубины и угла дифферента hзд, ψзд - 5, фильтр оценки глубины h1 - 6, фильтр оценки угла дифферента ψ1 - 1, сумматор - 8, блок дифференцирования - 9, второй и третий датчики глубины h2 и h3 - 10, 11, фильтр оценки глубины h2 - 12, фильтр оценки глубины h3 - 13, фильтр оценки угла дифферента ψ2 - 14, фильтр оценки угла дифферента ψ3 - 15, фильтр оценки угла дифферента ψ4 - 16, семь блоков диагностики 17-23, формирователь средних значений оценок глубины h cp _ и средних значений оценок угла дифферента ψ _ c p - 24.

Объект управления - корабль - 25.

Реализация рассматриваемой системы возможна на базе:

- аналоговых счетно-решающих элементов с использованием дискретных логических элементов,

- с использованием цифровой техники,

- датчики следует применить серийно выпускаемые нашей промышленностью с точностью измерения не хуже 0,5°,

- фильтры оценки глубины и оценки угла дифферента включают электронные модели движения корабля с постоянными коэффициентами передачи (может быть использована также адаптивная электронная модель движения корабля),

- блоки диагностики и формирователь средних значений оценок глубины h cp _ и средних значений оценок угла дифферента ψ _ c p - 24 - целесообразно реализовывать в форме программно-аппаратных модулей.

Особенности работы системы отказоустойчивого управления движением корабля.

1. Формирование оценок измеряемой информации - h i _ ,     ψ _ i _                     (используются датчики 1, 2, 3, 10, 11, фильтры 6, 7, 12-16 и формирователь 24).

Оценки глубины корабля h i _ оценки угла дифферента     ψ _ i _                     вырабатываются в семи фильтрах 6, 7, 12-16 с использованием электронной модели движения корабля по глубине и углу дифферента.

а) Формирование оценок глубины h i _ . На первый вход трех фильтров оценки глубины: h 1 _ - 6, h _ 2 − 12 и h _ 3 _ − 13 подключен выход датчика руля δ - 1, вторые входы этих трех фильтров оценки глубины соединены соответственно с:

- выходом датчика глубины h1 - 2 (подключен к фильтру оценки глубины - 6),

- выходом датчика глубины h2 -_ 10 (подключен к фильтру оценки глубины - 12),

- выходом датчика глубины h3 - 11 (подключен к фильтру оценки глубины - 13).

б) Формирование оценок угла дифферента -     ψ _ i _     . На первый вход четырех фильтров угла дифферента: ψ1 - 7, ψ2 - 14, ψ3 - 15, ψ4 - 16, подключен выход датчика руля δ - 1. На второй вход фильтра оценки угла дифферента - 7 подключен выход датчика угла дифферента ψ1 - 3. Второй и третий входы остальных трех фильтров оценки угла дифферента соединены с:

- датчиками глубины h1 - 2. и h2 - 10 (подключены к фильтру оценки угла дифферента - 14),

- датчиками глубины h2 - 10 и h3 - l1 (подключены к фильтру оценки угла дифферента - 15),

- датчиками глубины h1 - 2 и h3 - 11 (подключены к фильтру оценки угла дифферента - 16),

2. Формирование оценок глубины h _ i и оценок угла дифферента     ψ _ i   в формирователе - 24 (используются три датчика глубины: 2, 10, 11, и датчик угла дифферента 3, семь блоков диагностики 17-23 и формирователь средних значений оценок глубины h cp _ и средних значений оценок угла дифферента ψ _ c p - 24).

а) В блоках диагностики 17, 19, 20 вычисляется модуль разности: | h i − h i _ | ,

если модуль разности глубин меньше допустимого значения Сh:

| h i − h i _ | < C h                                   ( 3 ) ,

то с выхода данного «i» блока диагностики поступит оценка глубины h _ i в формирователь средних значений h cp _ - 24,

если удовлетворяется условие:

| h i - h i _ | ≥ C h                                   ( 3 a ) ,

то с выхода данного «i» блока диагностики не поступит оценка глубины h _ i в формирователь средних значений h cp _ - 24,

б) В блоках диагностики 18, 21, 22 и 23 формируется модуль разности: | ψ 1 - ψ 1 _ | , | ψ 2 - ψ 2 _ | , | ψ 3 - ψ 3 _ | и | ψ 4 - ψ 4 _ | ,

если модуль разности угла дифферента меньше допустимого значения Сψ:

| ψ 1 − ψ 1 _ | < C ψ                                 ( 4 ) ,

то с выхода данного «i» блока диагностики поступит оценка угла дифферента     ψ _ i _