Способ подготовки шахматистов

Изобретение относится к области психофизиологии и педагогики спорта, а именно к методам тренировки спортсменов, занимающихся шахматами. Задачей изобретения является создание более эффективного способа подготовки шахматистов, в котором спортсмены управляют вниманием, что влияет на качество игры, и приводит в конечном итоге к повышению мастерства шахматиста. Способ подготовки спортсменов, включающий проведение теоретических занятий, изучение методов самонастройки на игру, проведение самонастройки в зависимости от типа нервной системы, отличающийся тем, что выполняют упражнения на управление вниманием, включающие ежедневные упражнения, развивающие концентрацию внимания, а затем проводят тестирование внимания путем проверки отклика с помощью устройства, содержащего манипуляторы типа джойстик для правой и левой рук, содержащих кнопки управления, процессор, содержащий блок памяти и программное средство подсчета времени отклика на нажатие кнопок, а также индикаторную лампочку, по загоранию которой начинают тест, для выполнения которого предъявляют серии сигналов со случайным распределением разных фигур на мониторе, при появлении которых нажимают кнопки на джойстике, и в зависимости от результата тестирования, появляющемся мониторе, судят о готовности к соревнованиям, при этом при времени отклика не более 59-65 секунд делают вывод о хорошей подготовленности. 1 ил.

Реферат

Изобретение относится к области психофизиологии и педагогики спорта, а именно к методам тренировки спортсменов, занимающихся шахматами.

Известные методики подготовки шахматистов, заключающиеся в том, что на занятиях разучивают комбинации, этюды, тактические приемы, стратегию и тактику игры, которые затем подкрепляют путем многократного проигрывания игровых ситуаций, полученные знания используют в игре [1].

Наиболее близким к заявляемому является способ подготовки спортсменов [2], в котором игроки сначала изучают технику игры, затем изучают психологические методы самонастройки, а именно проговаривают про себя настраивающие на игру фразы, в котором в зависимости от типа нервной системы формируют группы и соответственно этому вид тренировки.

Однако этот метод обладает недостатками, в нем не делается акцент на развитии такого важного для шахматиста качества, как внимание. Шахматисты должны уметь управлять своим вниманием. Настройка на игру заключается в том числе и в настройке внимания.

Задачей нашего изобретения является создание более эффективного способа подготовки шахматистов, в котором спортсмены управляют вниманием, что влияет на качество игры и приводит в конечном итоге к повышению мастерства шахматиста.

Для этого в способе подготовки шахматистов, включающем проведение теоретических занятий, изучение методов самонастройки на игру, проведение самонастройки в зависимости от типа нервной системы, делают упражнения на управление вниманием, выполняя ежедневные упражнения, развивающие концентрацию внимания, а затем проводят тестирование внимания путем проверки отклика с помощью устройства, содержащего манипуляторы типа джойстика для правой и левой рук, содержащих кнопки управления, процессор, содержащий блок памяти и программное средство подсчета времени отклика на нажатие кнопок, а также индикаторную лампочку, по загоранию которой начинают тест, для выполнения которого предъявляют серии сигналов со случайным распределением разных фигур на мониторе, при появлении которых нажимают кнопки на джойстике, и в зависимости от результата тестирования, появляющемся на мониторе, судят о готовности к соревнованиям, при этом при времени отклика 59-65 секунд делают вывод о хорошей подготовленности.

Спортсменов условно делят на две группы: с начальной подготовкой и хорошо подготовленных. Начинающие часто делают ошибки, неверные ходы, «зевают» фигуры. Ошибки исправляются после игры путем анализа ситуаций. Необходимо тренировать такое качество, как внимание.

С точки зрения физиологии внимание как своеобразное состояние включает комплекс сосудистых, дыхательных, двигательных и других произвольных или непроизвольных реакций. При этом особую роль в объяснении природы внимания ученые, например Рибо [3], отводят движениям. Рибо считал, что состояние сосредоточенности внимания сопровождается движениями всех частей тела - лица, туловища, конечностей, которые вместе с органическими реакциями выступают как необходимое условие поддержания внимания на данном уровне.

Движение физиологически поддерживает и усиливает данное состояние сознания. Так, для органов зрения и слуха внимание означает сосредоточение и задержку движений. Усилие, которое прилагается для сосредоточения и удержания внимания на чем-то, всегда имеет физиологическую основу. Этому состоянию соответствует, по мнению Рибо, мышечное напряжение. В то же время отвлечение внимания Рибо связывал с мышечной усталостью. Следовательно, секрет произвольного внимания, как считал автор данного подхода, заключается в способности управлять движениями. Поэтому не случайно данная теория получила название моторной теории внимания. Исходя из этого, мы проверяем внимание, заставляя нажимать на кнопки джойстика. Чем более внимателен спортсмен, тем быстрее он будет нажимать на кнопки. Подвижность нервных процессов коррелирует с вниманием - чем более подвижная нервная система, тем меньше делают ошибки (лучше внимание) [4]. Время отклика для подготовленных шахматистов, равное значению, не более 65 с, нашли экспериментальным путем. Два джойстика для правой и левой руки необходимы для анализа различий полушарного доминирования у шахматиста. Шахматисты, показывающие 59 с, переходят в группу более сильных игроков, а показывающие 65 с и более считаются не подготовленными и тренируются дальше.

На чертеже показано устройство, с помощью которого проводят тестирование. Оно содержит:

1 - манипуляторы типа джойстиков с кнопками для правой и левой рук,

2 - кнопки манипулятора,

3 - процессор, содержащий блок памяти и программные средства для выдачи задания на проведение тестирования и для подсчета времени отклика, снабженный сигнальной лампой 4,

5 - монитор для выдачи задания и для выдачи результата тестирования, соединенный с процессором 3.

Устройство работает в режиме «обратной связи». При включении устройства по загоранию лампочки 4 начинается тестирование. На мониторе 5 дается задание - сигналы разной формы. Длительность экспозиции тестирующего сигнала измеряется автоматически. Последовательность предъявления сигналов в количестве 120 носит случайный характер. Тестируемый нажимает кнопки 2 манипулятора 1. Процессор подсчитывает время отклика и выдает результат на монитор 5.

Способ осуществляется следующим образом.

Студенты университета на занятиях по физвоспитанию занимаются шахматами. На теоретических занятиях изучают теорию шахматной игры, дебюты, развитие игры в миттельшпиле и эндшпиле, решают задачи и этюды, выполняют упражнения на развитие внимания, делают упражнения на концентрацию внимания и самонастройку, повторяя перед игрой разные ключевые фразы типа «Внимание. Я готов к игре!» или «Я спокоен и готов к игре!» в зависимости от типа нервной системы, периодически проводят тестирование внимания. Упражнение на развитие концентрации проводят по методу американского психолога Аткинсона Дж.У. [5]. Надо сесть прямо (выпрямившись) на своем месте, поднимая голову, выставив вперед подбородок и отодвинув назад плечи. Необходимо вытянуть правую руку в горизонтальном направлении направо на одном уровне с плечом. После этого повернуть голову и направить пристальный взгляд на свою руку; держа ее в выпрямленном положении в течение одной минуты. После этого необходимо проделать то же самое с левой рукой. После тренировки в две-три недели, когда в совершенстве будете выполнять это упражнение, можно увеличить время до двух минут, затем до трех и так далее, до пяти минут. Ладонь руки при этом должна быть обращена книзу, так как это является наиболее легким положением. Направленный взгляд на кончики пальцев дает уверенность, что рука сохраняет спокойное положение. Упражнения на развитие внимания выполняют на каждом занятии, заключаются они в том, что выставляют фигуры на доске, а когда обучающийся отвернется по просьбе преподавателя, то одну убирают. При этом просят внимательно смотреть на доску до и после съема фигуры. Проверяют, помнит ли спортсмен - игрок в шахматы, как фигуры стояли и какую именно сейчас убрали. Испытуемого знакомят с инструкцией, в которой говорится, что ему будут предъявляться сигналы разной формы. «При появлении на экране монитора сигнала в виде изображения ладьи надлежит как можно быстрее нажать правой рукой кнопку 2, расположенную на джойстике в правой руке, при появлении сигнала в виде изображения коня - левой рукой нажать кнопку 2 на джойстике в левой руке, при появлении сигнала в виде пешки - не отвечать. В случае появления ошибочных реакций работу не прекращать, а максимально сосредоточит внимание на правильном выполнении инструкции». На мониторе 4 предъявляют серии из случайно выбранных сигналов в виде фигур. Устройство регистрирует и отображает на экране монитора 5 данные количества пройденных сигналов, время переработки информации. Значение времени является показателем функциональной подвижности нервных процессов, отражающим способность центральной нервной системы (ЦНС) обеспечить максимально возможный для данного индивида темп сложной сенсомоторной деятельности в условиях частой смены раздражителей, что не обходится без участия внимания. Этот показатель отражает уровень функциональной подвижности нервных процессов. На начальном этапе подготовки шахматисты могут долго сосредотачиваться, могут быть невнимательными. Тренировка улучшает память, внимание, при этом тестирование позволяет сделать вывод о подготовленности к соревнованиям. Диапазон подготовленности 59-65 с выбран экспериментально.

В разных учебных группах в зависимости от стажа игры делили студентов на новичков и более опытных. После проведения курса обучения периодически проводили тестирование 1 раз в семестр. Теоретические и практические занятия, упражнения на концентрацию внимания, упражнения на развитие внимательности давали свои результаты. Тестирование на устройстве показывало в цифрах повышение уровня внимательности. Считаем подготовленными к соревнованиям студентов с временем отклика не более 65 с. На соревнованиях такие студенты показывают лучшие результаты. Если время отклика более 65 с, то делают вывод о неподготовленности спортсмена, а если менее 59 с, то у таких шахматистов процессы возбуждения и торможения происходят быстрее, в результате чего они более внимательны и допускают меньше ошибок и поэтому переходят в группу более сильных шахматистов, занимающихся по другой программе.

Техническим эффектом заявляемого способа подготовки занимающихся шахматами является повышение эффективности обучения за счет обучения управлению вниманием, повышения внимательности и в результате применения тестирования на устройстве для тестирования, вследствие чего за более короткий срок повышается уровень мастерства шахматистов.

Источники информации

1. Начальный курс обучения игре в шахматы. Методическое пособие. Новокузнецк, 2009 г.

2. Патент РФ №2344801, опубл. 2009 г.

3. Рибо http://www.effecton.ru/261.html.

4. Дорофеева Н.В. Роль индивидуальных психофизиологических особенностей в адаптации к спортивной деятельности с повышенными требованиями к нейромоторной сфере (на примере каратэ-до): дисс. канд. биол. наук: 03.00.13 / Н.В. Дорофеева. - Новосибирск, 2000. - 140, с.5. Дж.У. Аткинсон. Сила концентрации: 20 шагов к достижению успеха в любом деле. София, 2013 г.

Способ подготовки шахматистов, включающий проведение теоретических занятий, изучение методов самонастройки на игру, проведение самонастройки в зависимости от типа нервной системы, делают упражнения на управление вниманием, выполняя ежедневные упражнения, развивающие концентрацию внимания, отличающийся тем, что проводят тестирование внимания путем проверки отклика с помощью устройства, содержащего манипуляторы типа джойстика для правой и левой рук, содержащих кнопки управления, процессор, содержащий блок памяти и программное средство подсчета времени отклика на нажатие кнопок, а также индикаторную лампочку, по загоранию которой начинают тест, для выполнения которого предъявляют серии сигналов со случайным распределением разных фигур на мониторе, при появлении которых нажимают кнопки на джойстике, и в зависимости от результата тестирования, появляющемся на мониторе, судят о готовности к соревнованиям, при этом при времени отклика не более 59-65 секунд делают вывод о хорошей подготовленности.