Колодка дискового тормоза

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к колодкам дисковых тормозов автомобилей и другой техники. Колодка дискового тормоза содержит плоский металлический каркас и зафиксированный на нем фрикционный элемент, при этом торцевая поверхность металлического каркаса выполнена с выступом. Достигается уменьшение площади поверхности контакта торца колодки с элементами суппорта, вследствие чего снижается сопротивление перемещению колодки относительно элементов суппорта, а также снижается возможность подклинивания колодки при незначительных отклонениях положения колодки от плоскости тормозного диска - контртела при эксплуатации. 3 ил.

Реферат

Заявляемое изобретение относится к машиностроению, а именно к колодкам дисковых тормозов автомобилей и другой техники.

Аналогом заявляемого изобретения является колодка дискового тормоза, содержащая плоский металлический каркас и зафиксированный на нем фрикционный элемент (см. Проспект-каталог TRW Automotive Inc., 2006, printed in Germany, 74.5/0406/P, www.trw-eos.com.). Существенные признаки аналога «плоский металлический каркас, зафиксированный на нем фрикционный элемент» совпадают с существенными признаками заявляемого изобретения.

Недостатком аналога является ухудшение эксплуатационных характеристик изделия вследствие возможности подклинивания колодки в направляющих суппорта в случае неравномерного приложения к колодке двигающего усилия в условиях ударных механических нагрузок, сильной вибрации, попадания инородных тел и т.д., в результате чего возможно неэффективное фрикционное взаимодействие колодки и тормозного диска.

Прототипом заявляемого изобретения является колодка дискового тормоза, содержащая плоский металлический каркас и зафиксированный на нем фрикционный элемент (см. В.И. Изюмова и др. Новые композиционные фрикционные материалы ОАО «ТИИР» и изделия из них. Труды 8-го международного симпозиума по фрикционным изделиям и материалам. Ярофри-2010. Ярославль, 2010 г., с. 53÷67). Существенные признаки прототипа «плоский металлический каркас, зафиксированный фрикционный элемент» совпадают с существенными признаками заявляемого изобретения.

Недостатком прототипа также является ухудшение эксплуатационных характеристик колодки вследствие возможности подклинивания колодки в направляющих тормозного суппорта в условиях ударных механических и термических нагрузок, сильной вибрации, попадания инородных тел, обледенения и т.д.

Задачей, на решение которой направлено заявляемое изобретение, является улучшение эксплуатационных характеристик изделия путем снижения возможности подклинивания колодки в направляющих суппорта за счет изменения конфигурации поверхностей колодки, контактирующих с поверхностями суппорта.

Для достижения указанного технического результата в колодке дискового тормоза, содержащей плоский металлический каркас и зафиксированный на нем фрикционный элемент, торцевая поверхность металлического каркаса выполнена с выступом, или несколько частей (участков) торцевой поверхности металлического каркаса выполнены с выступом, или часть (участок) торцевой поверхности металлического каркаса выполнена с выступом.

Существенные признаки заявляемого изобретения «торцевая поверхность металлического каркаса выполнена с выступом, или несколько частей (участков) торцевой поверхности металлического каркаса выполнены с выступом, или часть (участок) торцевой поверхности металлического каркаса выполнена с выступом» являются отличительными от признаков прототипа.

На фиг.1 изображена колодка дискового тормоза, вид со стороны фрикционного элемента. На фиг 2 изображено сечение А-А колодки дискового тормоза. На фиг.3 изображена часть Б колодки дискового тормоза.

Колодка дискового тормоза содержит плоский металлический каркас 1, на котором зафиксирован (приклейкой, приформовкой и т.д.) фрикционный элемент 2. Фрикционный элемент может изготавливаться, например, из полимерного композиционного фрикционного материала. Поверхность 3 металлического каркаса (поверхность со стороны фиксации фрикционного элемента) и противоположная ей поверхность 4 (так называемая «тыльная» поверхность) соединены торцевой поверхностью 5 каркаса. На торцевой поверхности каркаса выполнен выступ 6. Выступ может быть размещен на одном из краев торцевой поверхности или в центре поверхности. Выступ может быть выполнен на всей торцевой поверхности или на отдельных ее частях (участках), например, на прямых участках, на участках, контактирующих при эксплуатации колодки с направляющими и другими элементами тормозного суппорта. Возможно выполнение выступа на единственном участке торцевой поверхности каркаса, например на одном из участков, контактирующем с поверхностью направляющей суппорта.

Конкретным примером заявляемого изобретения является колодка дискового тормоза автомобиля УАЗ, торцевая поверхность которой выполнена с выступом, размещенным на торцевой поверхности со стороны тыльной поверхности каркаса. Высота выступа ≈0,5 мм.

Изготавливаться заявляемая колодка дискового тормоза может известными методами. При этом на металлический каркас, снабженный необходимым выступом на торцевой поверхности, фиксируют фрикционный элемент.

Наличие выступа на торцевой поверхности каркаса колодки уменьшает площадь поверхности контакта торца колодки с элементами суппорта, вследствие чего снижается сопротивление перемещению колодки относительно элементов суппорта и снижается возможность подклинивания колодки при незначительных отклонениях положения колодки от плоскости тормозного диска (контртела) при эксплуатации.

Колодка дискового тормоза, содержащая плоский металлический каркас и зафиксированный на нем фрикционный элемент, отличающаяся тем, что торцевая поверхность металлического каркаса выполнена с выступом, или несколько частей - участков торцевой поверхности металлического каркаса - выполнены с выступом, или часть - участок торцевой поверхности металлического каркаса - выполнен с выступом.