Накладка фрикционная колодки тормоза
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к области машиностроения, в частности к накладкам барабанных тормозов транспортных средств. Фрикционная накладка выполнена в форме части цилиндрической обечайки, образованной несоосными цилиндрическими поверхностями с параллельными осями вращения и имеющей разнотолщинные концы с боковыми поверхностями, ограничивающими накладку со стороны толстого и тонкого концов. Каждая из этих боковых поверхностей выполнена в виде двух сопряженных плоских поверхностей, расположенных под углом друг к другу. Для каждой из боковых поверхностей одна из плоских поверхностей выполнена радиальной к одной из несоосных цилиндрических поверхностей накладки, а другая плоская поверхность выполнена не радиальной к обеим несоосным цилиндрическим поверхностям накладки. Плоские поверхности, не радиальные к обеим несоосным цилиндрическим поверхностям накладки, выполнены глянцевыми. Достигается снижение возможности загрязнения плоских поверхностей накладки за счет снижения возможности удержания инородных загрязнений на этих поверхностях. 2 ил.
Реферат
Изобретение относится к накладкам барабанных тормозов транспортных средств, в частности грузовых автомобилей.
Аналогом заявляемого изобретения является накладка фрикционная колодки барабанного тормоза, выполненная в форме части цилиндрической обечайки, образованной несоосными цилиндрическими поверхностями с параллельными осями вращения и имеющей разнотолщинные концы с боковыми поверхностями, ограничивающими накладку со стороны толстого и тонкого концов, при этом каждая из этих боковых поверхностей выполнена в виде двух сопряженных плоских поверхностей, расположенных под углом друг к другу (см. патент РФ №2230240, МПК7 F16D 69/02, 2004 г.). Существенные признаки аналога «выполненная в форме части цилиндрической обечайки, образованной несоосными цилиндрическими поверхностями с параллельными осями вращения и имеющей разнотолщинные концы с боковыми поверхностями, ограничивающими накладку со стороны толстого и тонкого концов, при этом каждая из этих боковых поверхностей выполнена в виде двух сопряженных плоских поверхностей, расположенных под углом друг к другу» совпадают с существенными признаками заявляемого изобретения.
Недостатком аналога является ухудшение эксплуатационных характеристик тормоза вследствие появления и удержания в процессе эксплуатации на плоских сопряженных поверхностях инородных тел (загрязнений), негативно воздействующих на характеристики изделия.
Прототипом заявляемого изобретения является накладка фрикционная колодки барабанного тормоза, выполненная в форме части цилиндрической обечайки, образованной несоосными цилиндрическими поверхностями с параллельными осями вращения и имеющей разнотолщинные концы с боковыми поверхностями, ограничивающими накладку со стороны толстого и тонкого концов, при этом каждая из этих боковых поверхностей выполнена в виде двух сопряженных плоских поверхностей, расположенных под углом друг к другу, причем для каждой из боковых поверхностей одна из плоских поверхностей выполнена радиальной к одной из несоосных цилиндрических поверхностей накладки, а другая плоская поверхность выполнена не радиальной к обеим несоосным цилиндрическим поверхностям накладки (см. патент РФ №2369784, МПК F16D 69/00, 2009 г.). Существенные признаки прототипа «выполненная в форме части цилиндрической обечайки, образованной несоосными цилиндрическими поверхностями с параллельными осями вращения и имеющей разнотолщинные концы с боковыми поверхностями, ограничивающими накладку со стороны толстого и тонкого концов, при этом каждая из этих боковых поверхностей выполнена в виде двух сопряженных плоских поверхностей, расположенных под углом друг к другу, причем для каждой из боковых поверхностей одна из плоских поверхностей выполнена радиальной к одной из несоосных цилиндрических поверхностей накладки, а другая плоская поверхность выполнена не радиальной к обеим несоосным цилиндрическим поверхностям накладки» совпадают с существенными признаками заявляемого изобретения.
Недостатком прототипа также является ухудшение эксплуатационных характеристик тормоза в процессе эксплуатации из-за загрязнения плоских сопряженных поверхностей инородными телами (пылью, песком и т.п.), негативно воздействующими на характеристики изделия.
Задачей, на решение которой направлено заявляемое изобретение, является улучшение эксплуатационных характеристик посредством снижения возможности загрязнения плоских поверхностей накладки за счет снижения возможности удержания инородных загрязнений на этих поверхностях.
Для достижения указанного технического результата в накладке фрикционной колодки барабанного тормоза, выполненной в форме части цилиндрической обечайки, образованной несоосными цилиндрическими поверхностями с параллельными осями вращения и имеющей разнотолщинные концы с боковыми поверхностями, ограничивающими накладку со стороны толстого и тонкого концов, при этом каждая из этих боковых поверхностей выполнена в виде двух сопряженных плоских поверхностей, расположенных под углом друг к другу, причем для каждой из боковых поверхностей одна из плоских поверхностей выполнена радиальной к одной из несоосных цилиндрических поверхностей накладки, а другая плоская поверхность выполнена не радиальной к обеим несоосным цилиндрическим поверхностям накладки, плоские поверхности, не радиальные к обеим несоосным цилиндрическим поверхностям накладки, выполнены глянцевыми, площади нерадиальных поверхностей выбраны из соотношения: S 1 S 2 = 2,27 ÷ 5,78 ; где S1 - площадь нерадиальной плоской поверхности на тонком конце накладки; S2 - площадь нерадиальной плоской поверхности на толстом конце накладки, а площади радиальных поверхностей выбраны из соотношения: S 3 S 4 = 2,33 ÷ 4,00 ; где S3 - площадь радиальной плоской поверхности на толстом конце накладки; S4 - площадь радиальной плоской поверхности на тонком конце накладки.
Существенные признаки заявляемого изобретения «плоские поверхности, не радиальные к обеим несоосным цилиндрическим поверхностям накладки, выполнены глянцевыми, площади нерадиальных поверхностей выбраны из соотношения: S 1 S 2 = 2,27 ÷ 5,78 ; где S1 - площадь нерадиальной плоской поверхности на тонком конце накладки; S2 - площадь нерадиальной плоской поверхности на толстом конце накладки, а площади радиальных поверхностей выбраны из соотношения: S 3 S 4 = 2,33 ÷ 4,00 ; где S3 - площадь радиальной плоской поверхности на толстом конце накладки; S4 - площадь радиальной плоской поверхности на тонком конце накладки» являются отличительными от признаков прототипа.
На фиг. 1 представлена накладка фрикционная колодки барабанного тормоза, вид сбоку (пунктиром показаны отверстия, которые могут быть выполнены в накладке). На фиг. 2 представлена накладка, вид сверху.
Накладка фрикционная имеет форму части цилиндрической обечайки и снабжена несоосными цилиндрическими поверхностями 1 (выпуклая наружная или рабочая поверхность) и 2 (вогнутая внутренняя поверхность, которая контактирует с металлической колодкой). Оси вращения этих поверхностей параллельны. Накладка фрикционная имеет тонкий конец 3 и толстый конец 4, концы снабжены боковыми поверхностями 5 и 6 соответственно. Каждая из боковых поверхностей представляет собой сопряжение двух плоских расположенных под углом друг к другу плоских поверхностей. На тонком конце накладки фрикционной это поверхности 7 и 8, на толстом конце - поверхности 9 и 10. Причем поверхности 7 и 9 радиальны поверхности 1 или поверхности 2. Также возможны случаи, когда поверхность 7 радиальна поверхности 1, а поверхность 9 - поверхности 2, поверхность 7 радиальна к поверхности 2, а поверхность 9 - к поверхности 1. При этом площадь поверхности 9 (S3) соотносится с площадью поверхности 7 (S4) как ≈2,33÷4,00 (то есть S 3 S 4 = 2,33 ÷ 4,00 ). Поверхности 8 и 10 (так называемые «скосы») не радиальны ни к поверхности 1, ни к поверхности 2, при этом площадь поверхности 8 (S1) соотносится с площадью поверхности 10 (S2) как 2,27÷5,78 (то есть S 1 S 2 = 2,27 ÷ 5,78 ). При этом эти поверхности выполнены глянцевыми, то есть блестящими, отполированными до блеска.
Накладка фрикционная выполнена из полимерного фрикционного композита и может изготавливаться известными методами, например формованием в пресс-форме с последующей механической обработкой и, при необходимости, сверлением отверстий.
Конкретным примером заявляемого изобретения может служить барабанная тормозная накладка грузового автомобиля, у которой скосы выполнены глянцевыми, а соотношение площадей скосов составляет ≈3,5, соотношение площадей радиальных плоских поверхностей составляет ≈3,1.
Выполнение скосов глянцевыми при указанном соотношении плоских поверхностей площадей препятствует фиксации на них дорожной пыли и грязи, так как поверхность очень гладкая (глянцевая), что снижает возможность последующего попадания этой грязи (по мере ее накопления) в зону трибоконтакта. В результате улучшаются эксплуатационные характеристики изделия.
Накладка фрикционная колодки тормоза, выполненная в форме части цилиндрической обечайки, образованной несоосными цилиндрическими поверхностями с параллельными осями вращения и имеющей разнотолщинные концы с боковыми поверхностями, ограничивающими накладку со стороны толстого и тонкого концов, при этом каждая из этих боковых поверхностей выполнена в виде двух сопряженных плоских поверхностей, расположенных под углом друг к другу, причем для каждой из боковых поверхностей одна из плоских поверхностей выполнена радиальной к одной из несоосных цилиндрических поверхностей накладки, а другая плоская поверхность выполнена не радиальной к обеим несоосным цилиндрическим поверхностям накладки, отличающаяся тем, что плоские поверхности, не радиальные к обеим несоосным цилиндрическим поверхностям накладки, выполнены глянцевыми, площади нерадиальных поверхностей выбраны из соотношения: ; где S1 - площадь нерадиальной плоской поверхности на тонком конце накладки; S2 - площадь нерадиальной плоской поверхности на толстом конце накладки, а площади радиальных поверхностей выбраны из соотношения: ; где S3 - площадь радиальной плоской поверхности на толстом конце накладки; S4 - площадь радиальной плоской поверхности на тонком конце накладки.