Дифферентная система подводного технического средства
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к области подводного судостроения, в частности к системам управления дифферентом подводных устройств. Дифферентная система подводного технического средства содержит две размещенные в оконечностях дифферентные цистерны, разделенные гибкой диафрагмой на ртутную и масляную полости, попарно соединенные ртутным и масляным трубопроводами с запорной арматурой. Насос установлен на масляном трубопроводе. Дифферентные цистерны выполнены двухкорпусными. Внутренний корпус выполнен с гибкой диафрагмой в верхней части и заполнен ртутью. Наружный корпус выполнен охватывающим внутренний корпус и заполнен маслом. Ртутный трубопровод проложен внутри масляного трубопровода. Достигается повышение безопасности эксплуатации устройства. 1 ил.
Реферат
Изобретение относится к области подводного судостроения, в частности к системам управления дифферентом подводных устройств.
Известна дифферентная система подводного технического средства, включающая дифферентные цистерны, расположенные в оконечностях подводного технического средства для создания дифферентующих моментов, заполняемые забортной водой (Правдин А.А. «Конструкция подводных лодок», М., Оборонгиз, 1947 г., стр. 189) либо связанные между собой дифферентным трубопроводом с насосом (К.Н. Чайников «Общее устройство судов», Л., Судостроение, 1971 г., параграф 42 Корабельные системы подводных лодок).
Известна дифферентная система подводного аппарата, которая для уменьшения габаритов системы состоит из груза (балласта) с возможностью его перемещения вдоль корпуса подводного аппарата (патенты РФ №2172699 и №2282556). Для дальнейшего снижения размеров дифферентной системы известно техническое решение, состоящее из двух размещенных в оконечностях подводного технического средства дифферентных цистерн, разделенных гибкой диафрагмой на ртутную и масляную полости, попарно соединенные ртутным и масляным трубопроводами с арматурой, и насоса, установленного на масляном трубопроводе. Использование ртути, обладающей высоким удельным весом (13500 кг/м3), позволяет минимизировать размеры дифферентной системы (М.Н. Диомидов, А.Н. Дмитриев. «Подводные аппараты», Л., Судостроение, 1966 г., стр. 310-312, рис. 129).
Указанное техническое решение принято в качестве прототипа. Техническое решение, принятое в качестве прототипа, обладает следующим недостатком - использование ртути в дифферентной системе представляет собой опасность в случае эксплуатационного повреждения дифферентной системы, в этом случае возникает опасность попадания ядовитой ртути в окружающую среду.
Задачей, решаемой настоящим изобретением, является устранение указанного выше недостатка, а именно предотвращение загрязнения окружающей среды при эксплуатационном повреждении дифферентной системы подводного технического средства.
Технический результат заявляемого изобретения заключается в возможности предотвращения загрязнения окружающей среды при эксплуатационном повреждении дифферентеной системы подводного технического средства.
Это достигается тем, что дифферентные цистерны выполнены двухкорпусными, внутренний корпус выполнен с гибкой диафрагмой в верхней части и заполнен ртутью, а наружный корпус выполнен охватывающим внутренний корпус и заполнен маслом, при этом ртутный трубопровод, соединяющий ртутные цистерны, проложен внутри масляного трубопровода.
Предлагаемая дифферентная система подводного технического средства иллюстрируется чертежом, представленным на рис.1.
Дифферентная система подводного технического средства размещена, как правило, вне прочного корпуса 1 подводного технического средства и включает двухкорпусные дифферентные цистерны, внутренний корпус 2 заполнен ртутью, оборудован гибкой диафрагмой 3 и размещен внутри корпуса 4, заполненного маслом. Емкости, заполненные ртутью и маслом, попарно соединены трубопроводами 5 и 6, причем ртутный трубопровод 5 расположен внутри масляного трубопровода 6, а последний снабжен масляным насосом 7.
Дифферентная система подводного технического средства работает следующим образом. Для создания дифферентовочного момента с помощью насоса 7 осуществляется перекачка масла через трубопровод 6, соответственно, ртуть через трубопровод 5 перемещается между цистернами 2, расположенными в оконечностях подводного технического средства. Двухкорпусная конструкция дифферентных цистерн, в которых внутренний корпус, заполненный ртутью, находится внутри корпуса, заполненного маслом, а ртутный трубопровод расположен внутри масляного, обеспечивает защиту от попадания ртути в окружающую среду при эксплуатационном повреждении. Наличие гибкой диафрагмы 3 препятствует перемешиванию ртути и масла.
Предложенное техническое решение позволяет повысить безопасность использования дифферентной системы.
Таким образом, представленные описание и чертеж позволяют сделать заключение о том, что заявленная дифферентная система подводного технического средства обладает новизной, отличаясь от прототипа такими существенными признаками как - дифферентные цистерны выполнены двухкорпусными, внутренний корпус выполнен с гибкой диафрагмой в верхней части и заполнен ртутью, а наружный корпус выполнен охватывающим внутренний корпус и заполнен маслом, при этом ртутный трубопровод проложен внутри масляного трубопровода, что позволяет сделать вывод о наличии изобретательского уровня и промышленной применимости.
Дифферентная система подводного технического средства, содержащая две размещенные в оконечностях дифферентные цистерны, разделенные гибкой диафрагмой на ртутную и масляную полости, попарно соединенные ртутным и масляным трубопроводами с запорной арматурой, и насос, установленный на масляном трубопроводе, отличающаяся тем, что дифферентные цистерны выполнены двухкорпусными, внутренний корпус выполнен с гибкой диафрагмой в верхней части и заполнен ртутью, а наружный корпус выполнен охватывающим внутренний корпус и заполнен маслом, при этом ртутный трубопровод проложен внутри масляного трубопровода.