Способ управления энергетической эффективностью локомотива при работе с неполной нагрузкой

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к способу управления тяговой системой транспортных средств с электротягой. Способ управления энергетической эффективностью локомотива при работе с неполной нагрузкой заключается в том, что регулируют число одновременно работающих тяговых двигателей. Отключение или подключение тяговых двигателей происходит автоматически в соответствии с закономерностью, представленной в форме функциональной зависимости эксплуатационного коэффициента полезного действия локомотива от коэффициента использования мощности вида , где и - коэффициенты, определяемые в ходе тягово-энергетических испытаний локомотива, введенные в программу бортового компьютера локомотива, определяющей минимально достаточное число работающих тяговых двигателей. Технический результат изобретения заключается в повышении коэффициента полезного действия локомотива при работе с неполной нагрузкой. 1 ил.

Реферат

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а более точно - к тяговому подвижному составу железных дорог.

Известен способ управления энергетической эффективностью локомотива при работе с неполной нагрузкой путем изменения числа одновременно работающих тяговых двигателей (см., например, статью Пырова А.Е. «Современные системы управления электровозами» в журнале «Железнодорожный транспорт» №2, 2005, с. 64-66).

Данный способ выбран в качестве прототипа. Недостатком прототипа является то, что для управления энергетической эффективностью локомотива при работе с неполной нагрузкой изменение числа одновременно работающих тяговых двигателей осуществляется из кабины машиниста вручную.

Технической задачей настоящего изобретения является устранение указанного недостатка в разработанном способе управления энергетической эффективностью локомотива при работе с неполной нагрузкой.

Решение данной технической задачи достигается тем, что в предлагаемом способе управления энергетической эффективностью локомотива при работе с неполной нагрузкой отключение или подключение тяговых двигателей происходит автоматически в соответствии с закономерностью, представленной в форме функциональной зависимости эксплуатационного коэффициента полезного действия локомотива η от коэффициента использования мощности γ вида , где k1 и k2 – коэффициенты, определяемые в ходе тягово-энергетических испытаний локомотива, введенные в программу бортового компьютера локомотива, определяющей минимально достаточное число работающих тяговых двигателей, что обеспечивает увеличение коэффициента использования мощности и тем самым повышение значения коэффициента полезного действия (КПД) локомотива до уровня, близкого к номинальному.

Графическая часть описания изобретения содержит зависимость η=γ/(k1⋅γ+k2), представленную на фиг. 1.

Не ограничивая общности, рассмотрим пример практической реализации данного способа управления энергетической эффективностью локомотива при работе с неполной нагрузкой.

Число тяговых двигателей локомотива в общем случае обозначим как NΣ (фиг. 1), в данном конкретном примере для определенности примем NΣ=8. Номинальную мощность одного тягового двигателя обозначим как PТЭД. Тогда полная номинальная мощность локомотива составит РΣ=NΣ⋅PТЭД.

Предположим, что в некоторый момент времени мощность, фактически затрачиваемая локомотивом на тягу при работе всех двигателей, составляет РФΣ⋅PΣ, где γΣ - коэффициент использования мощности (КИМ) локомотива. В соответствии с фиг. 1 γΣ=ОА1. Этому режиму соответствует эксплуатационный КПД локомотива ηΣ1А.

При использовании заявляемого способа управления энергетической эффективностью локомотива при работе с неполной нагрузкой программа бортового компьютера в соответствии с зависимостью η=γ/(k1⋅γ+k2) определяет минимально достаточное число работающих тяговых двигателей (фиг. 1), это число равно двум, Nmin=2, и отключает остальные тяговые двигатели. В этом случае мощность локомотива составит Pmin=Nmin⋅PТЭД.

Значение КИМ в данном режиме, при работе двух тяговых двигателей, составит γmin=ОВ1, а эксплуатационный КПД локомотива будет равен η=В1В.

При использовании заявленного способа увеличение эксплуатационного КПД локомотива составит (фиг. 1) Δη=η-ηΣ1В-А1А, что принесет значительный экономический эффект.

По сравнению с прототипом заявляемый способ позволяет адаптивно автоматически управлять энергетической эффективностью локомотива при работе с неполной нагрузкой. Повышается эксплуатационный КПД локомотива, снижаются затраты энергии на тягу поездов. Автоматический адаптивный режим управления позволяет обеспечить быстроту и точность управления энергетической эффективностью локомотива, что дает значительный экономический эффект и исключает ошибки, возможные при ручном управлении из кабины машиниста.

Способ управления энергетической эффективностью локомотива при работе с неполной нагрузкой путем регулирования числа одновременно работающих тяговых двигателей, отличающийся тем, что отключение или подключение тяговых двигателей происходит автоматически, в соответствии с закономерностью, представленной в форме функциональной зависимости эксплуатационного коэффициента полезного действия локомотива от коэффициента использования мощности вида , где и - коэффициенты, определяемые в ходе тягово-энергетических испытаний локомотива, введенные в программу бортового компьютера локомотива, определяющей минимально достаточное число работающих тяговых двигателей, обеспечивающих увеличение коэффициента использования мощности и тем самым повышение значения коэффициента полезного действия локомотива до уровня, близкого к номинальному.