Транспортное средство, преобразуемое с санного хода на колесный

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к области транспорта, в частности к транспортным средствам, преобразуемым с санного хода на колесный. Транспортное средство, преобразуемое с санного хода на колесный, содержит несущую платформу, колесное шасси в виде опорных катков с толкателями, несущую конструкцию, несущую платформу, горизонтальный элемент, подпружиненный посредством пружин, на котором установлены толкатели опорных катков. Горизонтальные элементы размещены попарно над каждым толкателем, кронштейны горизонтальных элементов выполнены с возможностью взаимодействия с поворотными кулаками. Ось с кулаками шарнирно соединена с жестким тяговым органом посредством ШРУСа. Жесткий тяговый орган шарнирно закреплен на несущей конструкции, на которой установлены ограничители. Подпружиненный фиксатор выполнен с возможностью взаимодействия с клиновым разблокиратором. Достигается расширение эксплуатационных возможностей транспортного средства. 9 ил.

Реферат

Изобретение относится к транспортным средствам, которые могут быть использованы для перемещения по снегу и земле.

Известно транспортное средство, преобразуемое с санного хода на колесный (см. а.с. SU 32309, B62B 13/18, 1933), содержащее несущую платформу с закрепленными на ней полозьями, колесное шасси в виде опорных катков с толкателями, имеющими возможность перемещения в направлении, перпендикулярном плоскости несущей платформы, и установленный под несущей платформой с возможностью перемещения относительно нее элемент, имеющий выступы для взаимодействия с толкателями опорных катков.

Известно также транспортное средство, преобразуемое с санного хода на колесный (см. патент RU 2423270, B62B 13/18, 2011), содержащее несущую платформу, закрепленную на несущей конструкции с примыканием закруглений полозьев к несущей конструкции, колесное шасси в виде опорных катков с толкателями, имеющими возможность перемещения в направлении, перпендикулярном плоскости несущей платформы, и подпружиненными в вертикальной плоскости относительно несущей конструкции, установленной под несущей платформой на несущей конструкции с возможностью перемещения относительно нее горизонтального элемента, подпружиненного посредством пружин, закрепленных одними концами на несущей конструкции, а другими концами - на кронштейнах, установленных на горизонтальном элементе, имеющем выступы с наклонными рабочими поверхностями для взаимодействия с толкателями опорных катков, жесткий тяговый орган, выполненный с возможностью взаимодействия с несущей конструкцией посредством горизонтального элемента.

При движении известного транспортного средства по горизонтальной поверхности со снежным покрытием его функциональные возможности выполняются в полном объеме. Однако при переезде транспортного средства по снежному покрытию с горизонтальной поверхности на снежное покрытие с подъемом возрастает усилие на тяговом органе, что приводит к перемещению горизонтального элемента по ходу движения, взаимодействию выступов с толкателями, несанкционированному выдвижению колесного шасси на снежное покрытие, что дополнительно увеличивает сопротивление силе тяги, а следовательно, необходимо прикладывать большее усилие для перемещения транспортного средства.

Задачей предложенного решения является расширение эксплуатационных возможностей и повышение удобства эксплуатации.

Эта задача достигается тем, что в транспортном средстве, преобразуемом с санного хода на колесный, содержащем несущую платформу, закрепленную на несущей конструкции с примыканием закруглений полозьев к несущей конструкции, колесное шасси в виде опорных катков с толкателями, имеющими возможность перемещения в направлении, перпендикулярном плоскости несущей платформы, и подпружиненными в вертикальной плоскости относительно несущей конструкции, установленный под несущей платформой на несущей конструкции с возможностью перемещения относительно нее горизонтального элемента, подпружиненного посредством пружин, закрепленных одними концами на несущей конструкции, а другими концами - на кронштейнах, установленных на горизонтальном элементе, имеющем выступы с наклонными рабочими поверхностями для взаимодействия с толкателями опорных катков, жесткий тяговый орган, выполненный с возможностью взаимодействия с несущей конструкцией посредством горизонтального элемента, согласно изобретению горизонтальные элементы размещены попарно над каждым толкателем и выполнены с возможностью встречного возвратно-поступательного перемещения между собой перпендикулярно продольной оси транспортного средства, кронштейны горизонтальных элементов выполнены с возможностью взаимодействия с поворотными кулаками, имеющими возможность поворота, например, по часовой стрелке на угол не больше 90°, жестко установленными на оси соосно продольной оси транспортного средства и шарнирно закрепленной посредством поддерживающих кронштейнов снизу на несущей конструкции, ось с кулаками шарнирно соединена с жестким тяговым органом посредством шарнира равных угловых скоростей (ШРУС), включающим на конце рукоятку с возможностью поворота последней вокруг оси, например, по часовой стрелке на угол не больше 90°, жесткий тяговый орган шарнирно закреплен на несущей конструкции, включающей верхний и нижний заплечики в местах примыкания к последней, на несущей конструкции установлены ограничители с возможностью взаимодействия с ограничителем, установленным на заплечиках тягового органа, на последнем ограничителе шарнирно установлен подпружиненный фиксатор с возможностью взаимодействия с ограничителем, установленным на несущей конструкции, подпружиненный фиксатор выполнен с возможностью взаимодействия с клиновым разблокиратором, закрепленным на конце тяги, установленной на тяговом органе с возможностью перемещения относительно него, второй свободный конец тяги шарнирно закреплен на рукоятке и выполнен в виде крючка.

По сравнению с известным предложенное транспортное средство позволяет выборочно выполнять преобразование с полозьев на колеса и наоборот, в зависимости от вида дорожного покрытия, преодолевая участки местности с разным покрытием и разным рельефом без остановок как в режиме тяги транспортного средства вперед, так и в режиме толкания транспортного средства назад, обеспечивая расширение эксплуатационных возможностей и повышая удобство эксплуатации.

На фиг. 1 изображено транспортное средство в положении «санки»; на фиг. 2 - то же, в положении «коляска»; на фиг. 3 - вид А на фиг. 1; на фиг. 4 - вид Б на фиг. 2; на фиг. 5 - вид В на фиг. 1; на фиг. 6 - вид Г на фиг. 5; на фиг. 7 - разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 8 - разрез Б-Б на фиг. 2; на фиг. 9 - разрез В-В на фиг. 3.

Транспортное средство, преобразуемое с санного хода на колесный, содержит несущую конструкцию, включающую полозья 1, связанные жестко посредством поперечин 2 с примыканием закруглений 3 и 4 полозьев 1 к несущей платформе 5. Колесное шасси выполнено в виде подпружиненных посредством пружин 6 в вертикальной плоскости не менее двух пар опорных катков 7, сопряженных с толкателями 8, имеющими возможность взаимодействия с выступами 9, выполненными снизу на горизонтальных элементах 10, удерживаемых на поперечинах 11 несущей конструкции посредством кронштейнов 12 и 13 и имеющих на свободных концах кронштейны 14. Горизонтальные элементы 10 размещены попарно над каждым толкателем 8, подпружинены посредством пружин 15, закрепленных одними концами на кронштейнах 14 горизонтальных элементов 10, а другими концами - на кронштейнах 12 несущей конструкции, и выполнены с возможностью встречного возвратно-поступательного перемещения между собой перпендикулярно продольной оси транспортного средства. Кронштейны 14 горизонтальных элементов 10 выполнены с возможностью взаимодействия с поворотными кулаками 16, имеющими возможность поворота, например, по часовой стрелке на угол не больше 90°, жестко установленными на оси 17 соосно продольной оси транспортного средства и шарнирно закрепленной посредством поддерживающих кронштейнов 18 снизу на продольной балке 19 несущей конструкции. Ось 17 с кулаками 16 шарнирно соединена с жестким тяговым органом 20 посредством шарнира 21 равных угловых скоростей (ШРУС), включающим на конце рукоятку 22 с возможностью поворота последней вокруг оси, например, по часовой стрелке на угол не больше 90°. Жесткий тяговый орган 20 шарнирно закреплен на несущей конструкции, включающей верхний заплечик 23 и нижний заплечик 24 в местах примыкания к последней. На несущей конструкции установлены ограничители 25 и 26 с возможностью взаимодействия с ограничителем 27, установленным на заплечиках 23 и 24 тягового органа 20. На последнем ограничителе 27 шарнирно установлен подпружиненный посредством пружины 28 фиксатор 29 с возможностью взаимодействия с ограничителем 25, установленным на несущей конструкции. Подпружиненный фискатор 29 выполнен с возможностью взаимодействия с клиновым разблокиратором 30, закрепленным на конце тяги 31, установленной на тяговом органе 20 с возможностью перемещения относительно последнего и подпружиненной посредством пружины 32 относительно него. Второй свободный конец тяги 31 шарнирно закреплен на рукоятке 22 и выполнен в виде крючка 33.

Транспортное средство, преобразуемое с санного хода на колесный, работает следующим образом.

Базовым и естественным движением транспортного средства является движение в положении "санки", движение транспортного средства в положении "коляска" является принудительным и используется кратковременно для преодоления проблемных участков.

При движении транспортного средства с грузом по снежному покрытию горизонтальной поверхности или при движении по снежному покрытию на подъем (см. фиг. 1) в режиме тяги вперед или толкания назад полозья 1 взаимодействуют с опорной поверхностью. Горизонтальные элементы 10 находятся в исходном положении, пружины 15 в свободном положении, толкатели 8 посредством пружин 6 поджаты к поверхности горизонтальных элементов 10 снизу, опорные катки 7 находятся над опорной поверхностью. Транспортное средство эксплуатируется в положении «санки».

При движении транспортного средства с грузом по покрытию, отличному от снежного, например смерзшемуся грунту, песку, в режиме тяги вперед или толкания назад (см. фиг. 2) коэффициент трения скольжения резко возрастает. Рукоятка 22 поворачивается вокруг оси кистью руки, например, по часовой стрелке на угол не больше 90° до взаимодействия ограничителя 27 с ограничителем 25. При этом фиксатор 29, взаимодействуя с ограничителем 25, преодолевает усилие пружины 28 и защелкивается на ограничителе 25, блокируя рукоятку 22 в повернутом положении. Одновременно крутящий момент от рукоятки 22, тяговый орган 20, шарнир 21, ось 17 передается на поворотные кулаки 16, которые, поворачиваясь в кронштейнах 18, взаимодействуют с кронштейнами 14, сжимая пружины 15, перемещают горизонтальные элементы 10. Выступы 9 наклонными рабочими поверхностями взаимодействуют с толкателями 8, перемещают их вниз, сжимая пружины 6. Опорные катки 7, взаимодействуя с опорной поверхностью, приподнимают транспортное средство с грузом и исключают контакт полозьев 1 с опорной поверхностью. Транспортное средство эксплуатируется в положении «коляска». При переезде транспортного средства на горизонтальный снежный покров с песка, смерзшегося грунта или преодоление подъема со снежной поверхностью полозья 1 взаимодействуют со снегом. Удерживая кистью руки рукоятку 22, пальцем руки прикладывают усилие к крючку 33, подтягивая его вверх. При этом усилие передается по тяге 31 к разблокиратору 30, сжимая пружину 32, разблокиратор 30, взаимодействуя наклонной поверхностью с фиксатором 29, преодолевая сопротивление пружины 28, приподнимает его и освобождает от взаимодействия с ограничителем 25. Рукоятка 22 освобождается из заблокированного положения. Под действием боковой составляющей вертикального соскальзывающего усилия толкателей 8 с наклонных поверхностей выступов 9, а также силы распрямляющихся пружин 15, поворотные кулаки 16 под действием кронштейнов 14 поворачиваются в кронштейнах 18 в исходное положение. Одновременно пружины 6, разжимаясь, перемещают толкатели 8 с опорными катками 7 вверх и опускают полозья 1 на опорную поверхность. Опорные катки 7 занимают положение над опорной поверхностью. Рукоятка 22 поворачивается вокруг оси против часовой стрелки в исходное положение до взаимодействия ограничителя 27 с ограничителем 26. Транспортное средство автоматически приняло исходное положение.

Кронштейны 13 предназначены для исключения приподнимания вверх горизонтальных элементов 10 при взаимодействии выступов 9 с толкателями 8 при переводе транспортного средства в положение «коляска». Верхний заплечик 23 и нижний заплечик 24 предназначены для исключения осевого перемещения тягового органа 20 по отношению к несущей конструкции в режиме тяги транспортного средства вперед или толкания назад. Ограничители 25, 26 и 27 предназначены для ограничения поворота рукоятки 22 на угол больше 90°. Подпружиненный фиксатор 29 предназначен для удерживания транспортного средства в положении «коляска», исключающий принудительное удерживание транспортного средства в положении «коляска» вручную.

Транспортное средство, преобразуемое с санного хода на колесный, содержащее несущую платформу, закрепленную на несущей конструкции с примыканием закруглений полозьев к несущей конструкции, колесное шасси в виде опорных катков с толкателями, имеющими возможность перемещения в направлении, перпендикулярном плоскости несущей платформы и подпружиненными в вертикальной плоскости относительно несущей конструкции, установленной под несущей платформой на несущей конструкции с возможностью перемещения относительно нее горизонтального элемента, подпружиненного посредством пружин, закрепленных одними концами на несущей конструкции, а другими концами - на кронштейнах, установленных на горизонтальном элементе, имеющем выступы с наклонными рабочими поверхностями для взаимодействия с толкателями опорных катков, жесткий тяговый орган, выполненный с возможностью взаимодействия с несущей конструкцией посредством горизонтального элемента, отличающееся тем, что горизонтальные элементы размещены попарно над каждым толкателем и выполнены с возможностью встречного возвратно-поступательного перемещения между собой перпендикулярно продольной оси транспортного средства, кронштейны горизонтальных элементов выполнены с возможностью взаимодействия с поворотными кулаками, имеющими возможность поворота, например, по часовой стрелке на угол не больше 90°, жестко установленными на оси соосно продольной оси транспортного средства и шарнирно закрепленной посредством поддерживающих кронштейнов снизу на несущей конструкции, ось с кулаками шарнирно соединена с жестким тяговым органом посредством шарнира равных угловых скоростей (ШРУС), включающим на конце рукоятку с возможностью поворота последней вокруг оси, например, по часовой стрелке на угол не больше 90°, жесткий тяговый орган шарнирно закреплен на несущей конструкции, включающей верхний и нижний заплечики в местах примыкания к последней, на несущей конструкции установлены ограничители с возможностью взаимодействия с ограничителем, установленным на заплечиках тягового органа, на последнем ограничителе шарнирно установлен подпружиненный фиксатор с возможностью взаимодействия с ограничителем, установленным на несущей конструкции, подпружиненный фиксатор выполнен с возможностью взаимодействия с клиновым разблокиратором, закрепленным на конце тяги, установленной на тяговом органе с возможностью перемещения относительно последнего и подпружиненной относительно него, второй свободный конец тяги шарнирно закреплен на рукоятке и выполнен в виде крючка.