Способ управления самолетом при заходе на посадку
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к способу управления самолетом при заходе на посадку на этапе выравнивания. Для осуществления способа производят измерения радиовысотомером высоты, формируют заданное значение угла тангажа, которое запоминают на минимальной гарантированной высоте работы радиовысотомера, обеспечивают стабилизацию запомненного значения угла тангажа до момента касания взлетно-посадочной полосы. Обеспечивается повышение качества и надежности системы управления самолетом при заходе на посадку на этапе выравнивания. 2 ил.
Реферат
Изобретение относится к области авиационной техники, а именно к системе управления самолетом в продольной плоскости при заходе на посадку и посадке.
Известен способ управления посадкой летательных аппаратов (Патент РФ 2284058, G08G 5/02, опубл. 20.09.2006 г.), по которому производится измерение информационных сигналов посадочной радиотехнической системы, включающей в себя наземный глиссадный радиомаяк, связанные с ним через радиоканал бортовой глиссадный радиоприемник и дальномер.
Недостатком данного способа является управление летательным аппаратом только при движении по глиссаде и невозможность выполнения режима выравнивания с требуемыми показателями вертикальных скоростей и перегрузок.
Наиболее близким к предлагаемому способу является способ управления самолетом при заходе на посадку на этапе выравнивания, по которому производят измерения радиовысотомером высоты и расчет вертикальной скорости на основании данных по высоте от радиовысотомера и вертикального ускорения от акселерометра, задают желаемую вертикальную скорость приземления и формируют на основании расчетных данных заданное значение угла тангажа (Белогородский С.Л. Автоматизация управления посадкой самолета. М.: Транспорт, 1972, с. 196).
Недостатком данного способа управления является ограничение по высоте работы высотомера, приводящее к уменьшению достоверности измеряемых параметров по мере приближения к поверхности взлетно-посадочной полосы на этапе выравнивания (рост шумов в измеряемом сигнале по отношению к полезной составляющей), что уменьшает надежность системы управления самолетом при заходе на посадку на этапе выравнивания и может приводить к посадке с нерасчетными значениями вертикальной скорости, вплоть до конструктивный деформации при касании взлетно-посадочной полосы.
Задачей, на решение которой направлено изобретение, является повышение качества и надежности управления самолетом при заходе на посадку на этапе выравнивания.
Поставленная задача решается тем, что в способе управления самолетом при заходе на посадку на этапе выравнивания производят измерения радиовысотомером высоты, формируют заданное значение угла тангажа, дополнительно запоминают заданное значение угла тангажа на минимальной гарантированной высоте работы радиовысотомера и обеспечивают стабилизацию запомненного значения угла тангажа до момента касания взлетно-посадочной полосы.
Технический результат предложенного способа управления самолетом при заходе на посадку на этапе выравнивания, позволяющий обеспечить повышение качества и надежности системы управления самолетом при заходе на посадку, достигается посредством выравнивания самолета до момента касания взлетно-посадочной полосы за счет замены недостоверного информационного сигнала на высотах ниже минимальной гарантированной высоты работы радиовысотомера.
Сущность изобретения поясняется на фиг. 1, на которой показана структурная схема системы управления самолетом при заходе на посадку на этапе выравнивания, реализующая заявляемый способ. Система управления самолетом при заходе на посадку на этапе выравнивания содержит:
1 - первый усилитель;
2 - первый сумматор;
3 - второй сумматор;
4 - второй усилитель;
5 -третий сумматор;
6 - вычислитель выравнивания;
7 - дифференцирующее звено;
8 - первый ограничитель;
9 - четвертый сумматор;
10 - фильтр;
11 - интегратор;
12 - второй ограничитель;
13 - третий усилитель.
Для пояснения осуществления предлагаемого способа приняты следующие обозначения:
h - текущее значение высоты от радиовысотомера;
- заданное значение вертикальной скорости;
- текущее значение ускорения по нормальной оси;
- заданное значение угла тангажа.
Система управления самолетом при заходе на посадку на этапе выравнивания содержит усилитель 1, на вход которого поступает сигнал о текущем значении высоты от радиовысотомера h, выход которого через сумматор 2 соединен с первым входом первого сумматора, на второй вход которого подается сигнал заданного значения вертикальной скорости , дифференцирующее звено 7, вход которого соединен со входом первого усилителя 1, а выход через первый ограничитель 8 соединен с первым входом четвертого сумматора 9, на второй вход которого через третий усилитель 13 подается сигнал текущего значения ускорения по нормальной оси , выход четвертого сумматора 9 через фильтр 10 соединен со вторым входом второго сумматора 3, первый вход которого соединен с выходом первого сумматора 2, а выход через второй усилитель 4 соединен с первым входом третьего сумматора 5, второй вход которого через второй ограничитель 12 и интегратор 11 соединен с выходом второго сумматора 3, выход третьего сумматора 5 соединен со входом вычислителя выравнивания 6, выход которого является выходом устройства управления самолетом при заходе на посадку на этапе выравнивания.
Работа системы управления самолетом при заходе на посадку на этапе выравнивания происходит следующим образом. Сигнал текущей высоты h от радиовысотомера с порцией 1/Т, заданной в первом усилителе 1, суммируется на первом сумматоре 2 с постоянным сигналом заданного значения желаемой вертикальной скорости приземления, подаваемым на второй вход первого сумматора 2. Сигналы радиовысотомера дифференцируются в дифференцирующем звене 7, ограничиваются в первом ограничителе 8, а затем подаются на фильтр 10 через первый вход четвертого сумматора 9, на второй вход которого подается сигнал текущего значения ускорения по нормальной оси, прошедший через третий усилитель 13. Сформированный на выходе четвертого сумматора 9 сигнал пропускается через изодромное звено в виде фильтра 10 и поступает на второй (инвертирующий) вход второго сумматора 3, на первый вход которого поступает сформированный сигнал с выхода первого сумматора 2. Разностный сигнал с выхода второго сумматора 3 поступает в две цепи. В первой из них, сигнал с выхода второго сумматора 3 через второй усилитель 4 поступает на первый вход третьего сумматора 5. Другая цепь, содержащая интегратор 11 и второй ограничитель 12, обеспечивает астатизм управления по регулируемой координате. Ограничитель 12 предотвращает выдачу больших сигналов в систему управления. С выхода второго ограничителя 12 сигнал поступает на второй вход третьего сумматора 5. В результате суммирования двух сигналов, поступающих на первый и второй входы третьего сумматора, получается сигнал заданного угла тангажа. С выхода третьего сумматора 5 сформированный сигнал заданного угла тангажа поступает на вычислитель выравнивания 6, на выходе которого формируется сигнал вида:
где - значение сигнала на выходе вычислителя выравнивания 6 в текущий момент времени;
- значение сигнала на выходе вычислителя выравнивания 6 в предыдущий момент времени;
- сигнал на входе запоминающего устройства 6;
h - текущее значение высоты с радиовысотомера;
h* - минимальная гарантированная высота работы радиовысотомера.
Эффективность применения способа управления самолетом при заходе на посадку на этапе выравнивания подтверждается фиг. 2, на которой показан график переходного процесса по высоте. Из графика на фиг. 2 следует, что предложенный способ управления самолетом при заходе на посадку на этапе выравнивания позволяет обеспечить повышение качества и надежности системы управления самолетом при заходе на посадку посредством выравнивания самолета до момента касания взлетно-посадочной полосы.
Предлагаемый способ управления обеспечивает повышение качества и надежности системы управления самолетом при заходе на посадку на этапе выравнивания за счет замены недостоверного информационного сигнала на высотах ниже минимальной гарантированной высоты работы радиовысотомера.
Способ управления самолетом при заходе на посадку на этапе выравнивания, заключающийся в том, что производят измерения радиовысотомером высоты и формируют заданное значение угла тангажа, отличающийся тем, что дополнительно запоминают заданное значение угла тангажа на минимальной гарантированной высоте работы радиовысотомера и обеспечивают стабилизацию запомненного значения угла тангажа до момента касания взлетно-посадочной полосы.