Тормозное устройство для самолетов
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Г -Е а К4726.Л У
62с, 5
ПАТЕНТ НА-. :ИЗОБРЕТЕНИВ
pj 36982
- О- П.И4. А Н И Е тормозного саморегулирующего устройства к колесам, сзмолетон.
К патенту ..ин-ца- Поля Алло (Paul HaRot), заявленному
18 декабря 1928 йаа (ваяв. свид. ¹ 37205).
0 выдаче патента ойлбликонано 31 мая 1934 года.
Дейстьке патента рдспрбстрзйяетса на 15 лет, ог 31 мая 1934 года.
Предлагаемое изобретение относится к устройству, позволяющему про" вводить за.тормаживание самолетов и других средстз-. передвижения по воздуху, достигая при этом максимально надежного действия н не..при-бегая к заклиииванию колес. Изобретение-:об-. нимает собой как самые тормоза, так и...не-, обходимые вспомогательные части и приспо-:. собления. До последнего времени воздерживались. от- затормаживания корпуса самолвта при сйуске на землю в виду опасности, которой подвергаются аэропланы, в особейности: их шасси.прн применении слишком сильнолей -. ствуюпшх тормозных приспособлений, особен. но же при. заклинивахии.колес. Однако. такое эатормаживаняе, позволяющее остановить .6а-- t . молет при очень небольшом разбеге . при j спуске, представляет несомненные- прейму-. щества при вынужденных спусках, в особен-. ности ночью и в темных местами. Изобретен--ные уже раньше автором настоящей заяц устройства, изввстные йод названием само--регулирующихся тормозов, могут облегать. задачу торможения; если дополнить их-.;йекеторыми усовершенствованиями,. касающифтря--.
- их.конструкции илн спомба действия, стуе= мясь к тому,. чтобы- благодаря действию aarîматических приспособлений - торможейие -.ие: наступало, пока хвост самолета .еще-не кое нулся земли, н прекращалось бы, когда хвост. .уже перестанет касаться земли.
Кроме того, один из. существенных прйана-. ков -изобретения состоит в.том,-что дли -jea.можйости вполне надежного и безойаснего, — -торможения заставляют хвост самолета:й0, - степенно .ыускаться, как только передййе (252) колеса коснутся земли, для.чего используется подпрыгивание самолета по зеиле под действием амортизатора. На тот случай, если замедляющая сила, -действующая на одно колесо, превзойдет в опасной степени движущую силу, действующую надругое колесо, изобретение предусматривает нспользованиеменяющихся толчков, которые йспытывает самолет, вследствие игры амортизаторов, причем толчкй эти будут проязляться с наибольшей ампли-.. тудой на том колесе, которое. сильнее всего заторможено.
Далее, согласно изобретению, все перечисленные устройства могут быть совдинены с особым замедляющим пропеллером, который предпочтительно состоит из свободно вращающихся лопаток, плоскость вращения которйх, может быть устанавливаема пилотом под разными углами наклона для того, чтобы благодаря противодействию воздуха и под действивм сопел, непосредственно работающих на вращающиеся лопатки, получалась необходимая поддерживающая сйла, способствующая поднятию аэроплана„.. те же свободно вращающиеся лопатки могут одновременно производить н достаточно сильное торможение-в воздухе.
На чертеже фиг.- l,aaîáðàæàaò частично в разрезе вид осевого тормоза, некоторык . отдельных деталей .н .тормозиого барабана, укрепленного на колесе шасси самолета; фиг; 2: и 3 — в двух разрезах саморегулнруЮщееся. тормозное устройство, добавленное к устройству, составляющему предмет изобретения; фиг. 4 — разрез саморегулирующегося тормозадля- шасси; фиг. 5-общий вид тормозного устройства с педалью и с автоматическим
2
1 Y . вырзфннтялем .тс1ийов; фйг.. 6- общий -,Вж1 управляющего устройства для каждого колеса, обслуживаемого илн ножным -рычагом, илн
-- приспособлением, работаюшим прй помощи вакуума; фиг, 7 — двойное автоматическое пре- . дохранитеявиое устройство,.работающее меха- . нически;фиг, 3 — видоизменейная форма устройства согласно фиг. 7; .фиг. 9--второе видоиЗменейие;. предназначенное. для тормоза, работающегв-йри помощи вакуума и редукционных . клапанов; фиг. 10 — соединенные между собою резервуары,: служащие для обеспечения равно-" весия;. фиг. 11 вариант конструкции одной части . устройства согласно изобретению; фиг. 12 — вид тормозного барабана для колес самолета; фиг. 13-разрез того, же тормоза, в прнмейениик каждому из колес шасси;.. фиг. 14 — частичный вид тормоза -c колодками в продольном разрезе; фиг, 15 — разрез колеса особой конструкции и соответствующий осевой ,, тормоз; фнг. 10 и 17 — отдельнью-конструктивные. детали; фиг. 18 — схеему устройства усовершенствованных управляющих у приспособлений для,торможения, в которых. используются .толчки амортизаторов; фиг. 19 — то же,, видоизмененная, форма; фиг. 20 — общий вид тбрмозного устройства, действующего в::зависимости от толчков амортизаторов и соеди-. ненного с двойным автоматическим прелохраннтельным приспособлением; фиг. 21 —.выравнивающее устройство, дейс. вующее под влиянием изменяющегося передвижения аэройлана относительнооси,котороеавтоматическиумзньшает торможение колеса; фиг. 22 — вид измененную форму выравнивающего устройсгва согласно фиг, 21, фнг.23 — особую форму подд ржкн для замедляющего цронеллера с-переставляемрй- осью;:фиг 2ф — часть моноплана с замед ляющим пропеллером и с воздушными соп- лами; фиг. 25,и.26 — сопла, служащие для и лучейия аэродинамического подъемного действия.
Шасси 1-(фиг. 1) снабжено трубкой 2, на которэй .вращается..колесо 8, Части 6 — 9 лре (ставляют собою части осевого тормоза этого колеса. К колесу 8 прикреплен тормозной барабан;4, внутри. которого имеются тормозные колодки 6; которые могут двигаться под действйем кулака 6 и соединенного с колесом рычага 7. Кулак б и цапфа 8, вокруг которой, поворачиваются колодки, укреплены на сту. нице 9, соединенной со средней осью„ илн с неподвижн - частью шасси. Вся эта система работает йодобно осевому тоумозу передних колес ащгомобиля. Однако тормозящее усилие необходима ограничить некоторым максималь-. ным пределом для того, чтобы не могло ripoизойти опрокидывания самолета, С этой целью применяются. изобретенные заявителем вспомогательные тормоза (фиг: 2 и 3). На колесе 8 укреплена направляющая 11, в которой сво.бодйо ходит. диск 12; имеющий поцеречное . сечение:.в- виде- коробки, вйутри которой Иаходятся маховые" массы 18, помещающиеся в углублениях 14,тела 14 ., соедийецного с ко лесом 8. Действие -маховых масс ыбжет быть усилено .лентой 16, несколько.раз- навитой на эти массы и до известной:степени соедння ВП1Ей ДИСК. 12:с ючесбищиьйоМФци пружин 1 : котррые, при уменьшившейся, скорсатя прйжим,: 1от- массы 18 к ленте IA а следовательно, и-.к диску 12, достаточно сильно для того, чтобы посредством трения вы вать надежное затормаживающее действие.
Тормозные колодки 16, пок. ытые обивкой 17, Фидят на оси тормоза или.вооб(це йа какой-. нибудь неподвижной части шасси и действуют ф"диск 12. Тормозящее усилие, передаваемое колодзам lá, никогда,не может превысить некрторой заранее намеченной конструктором величйны, которая представляет собою макси-. фальйый достигаемцй -предел торможения и выбирается. в зависимости от веса и грува свмо4ета при нормальной посадке с. таким, расчетом,.чтобы не могла. произойти заклйнн-вания, Колес. Можно применять, тормозные барабанЫ любой конструкции (фиг. 4) и .йрнводить - их в,дейс:.вие посредством одного из. йзобретенных заявителем .саморегулирующихся тормозов,, чем достигается такой же. результат в смйпле регулирования. тормозя- щего:усилия. Тормозной барабан помещается. в каком-нибудь месте шасси .н приводится . в движение одним из к лес 8 при помощи передаточного мехайизма, ременной илн цепной- передачи н другими способами. Так; например, на фиг..4 показан саморегулирующийся вспомогательный или серво-тормоз, йричем управляющий рычаг 20 передвигает тормозной орган 21 .саморегулирующегося тормоза 19; который приводит в д:й"твие тормоза у- ко ес при помощи наружной металлической ленты. или внутреннего сегмента, соединен-.: ного о.ïî вижной частью, прикрепленной к си-. стеме тормозных штанг. Для перестановки колесных тормозов применяется предпочтительно рычаг с автоматическим ввыравянвателем толчков (фиг . 5). Этот управляющий рычаг 22 действует на р час 28, первдвига-.
1ощий при помощи тяги24 тросы БоуденаЛ вЂ” 26 приводящие в действие колесные тормоза;Тросы Во дена опираются с одной стороны на упор 27, а с другой — на второй упор 28, укрепленный на выступе 9. Автоматическое предохранительное приспособление двойного.дейотвия (фнг. 7 и 8) позволяет пилоту осу- } шествить торможение только тогда, когда зад-.: няя часть самолета соприкасается- с землей..
С этой целью рычаг 2) действует на трос 29, конец которого соединен с рычагом 7, перестанавливающим, колесные тормоза. Трос 29 перекинут через блок 80, соединенный с костылем 81, который .может поворачиваться на оси, пока не натолкнется на упоры (на чертеже: не йщ<азаны). Пружина.. 8 стремится ослабить натяжение троса-29 и прекратить затормажи- -. вающее действие, Когда самолет: находится на;земле, ко= стыль "81 поворачивается.на оси 8P и натяги-. вает, трос 29. Есхн -пилот в этот момент затормозит; то блок 80. служит. только для пере- дачи пяреста навливающего тормоза двйжения;
Еелй тормозящая,. сила слишком велика, то самолет будет стремиться опрокинуться, а зад- .. няя" его часчь отделиться от земли. При этом.. движении конец хвоста 81 подвинется н трес 29- : -,.у с..
-1М.— .я
:.Майди-вайнахи нозможнобтв . афэвсрааиз 1пв
-:-".самолета, Тормозная. лейта:4 соедннанапмэ-
=:стылем В и огйбает тормозной -бара4ан. нахн- . =: фвщи йся на колесе шасси. Брл тноуе ювтиян З
"н-:землю-происходыт тормаялиэ - Ма..аиивоi:åãûëü поворачивается на шарнире и:-натяги.
"ваот тормозную::ленту.
-Из общеупотребительных типов торзвзав-нвс: .служэвает внимания тип с тремя тормовнымн-;.. сегментами, которйй может производить.тор
:иежевие прн том иле д уком направлении
-=вращения колеса (фиг. 12 и 13), В этой кои струкции обычные тормозные органы сведены
= к трем сегментам,работающими связй в кула- . . ком 42, действующим на тормозную колодку 48, ::шарнирно связанную с колодкой 44; в свою::-очередь соединенную с колодкой 43. Послед-няя поворачивается на цапфе 46, прэдстанля. ющей собой опорный пункт для действия тормоза.!Гакнм образом, силы,-возникающие пра вращении барабана,исполъзуются колодками 48
-.и:44 для того; чтобы выполнятьпоотношению ж колодке 43 роль веломогате.1ьного тормоза, -.. .причем колодки 43 и 44 развивают добавочные
-усилия, вызывающие очень, сильную тормо. зящую силу. ;пособ действия всего устройства виденна
--фиг. 14 н 15. Колесо 47,оамолета снабжено .прилитым к нему тормозным барабаном 48, на внутренней поверхности которого имеется -стальная облицовка 49, окружающая тормозные органы и защищающаи нх от попадания
=.посторонних тел,,в особенности, от брызгов .масла. Ъарабан 48 имеет большой диаметр н
- герметически закрыт снаружи алюминиевой :- пластинкой 50, -окружающей тормозную ась. - Наэтой пластийке имеютзя крючки Я," к кото: рым прикрепляются пружины"82, соединенные с шарнирными цапфамй 63 н 54 и возвращаю= щне колодки бб,-бб; 57 после" торможения в нх
- первоначальное положение..Кольцеобраэный флаиец 58 входит в круговую выемку, - сде. -ланную в коробкообразной крышке бО. В этой .крышке просверлены отверстия для удаления твердых частиц или частиц масла, проникших
- ..между уплотнениями. Для того, чтобы колесо .-aiaezo большую прочность, прн малом весе;
- можно выштамповать или отлить ториевый
-Жарабан в одном куске с.колесом, а в-боковой
-стенке колеса 47 -предусмотреть отвережя, —.которые полезны, кроме .того, и в том отно . .шепни, что позволяют после литья удалить .нз втулки колеса песок, Для того, чтобы по
: возможности уменьшить вес твердых чьстей.--Формоза и получить- действительно тормозное действие, колесо снабжается тормозом, .авто- матически увеличирающим тормозную сйлу н снабженным предпочтительно тремя сегмент. ,,тами, подобно тормозу, изебражеиному на..:.
- *фиг..14 и 15.
Когда при устройстве. согласно фнг. 14- и. 15 . . -кулак .62 прижимает сегментЮ к барабану 48, :-:то этот сегмент действует по: отношению .
- -к сегменту 56, как вспомогательный тормоз, = -причем каждая нз колодок 86.и 57-автомати. ческиеувеличивает свою силу благодаря кеэвЂ,=фициенту увеличения, объясняющемуся.тре» .ннем вращающегося барабана-о колодки;.- ae-. с
-Эйй- ф
ЕЮЫВМФ; ЮММйй-уЩаФйаВМейо ЯИа1"» . тормоза тотчас: же:преийатнтся, а сйла тэ . можения не, преазбйдет допустимого преЖэ. устройство Действует щ.и- Нтои,автснатaЧеалаг;=-, н в-.связи с толчказпгеаыорегулнрующего пр :" ааоособлеш.и, так ч а- в карый моМеит полу чается то,макбимальпое--isa
Схема аоглласно фиг. 8 дополняет ох му, фнг- 7 тем, что трос 29 проходит через ролик:41," распределяющий тормозные усилия .межд - двумя коле:ами.
У самолетев, для которых требуются силь==
-mie тормоза: и сильные:прЩохранительныеприспоеобления, можно, в дополнение i устрой"стваМ, -показанйым на фиг. 1 — 8, -прибавится= оргэжы, усиливающие тормозное действйе :-н. управляемые механическими, эламическимн :. илн электрическими приспособлениями. Рег - ; лирование действия системы- пе фиг. 7:и- З;, йроизводится автоматическими органами, .да., ющими двойную гарантию безопасности (фцгМ :.
Спереди или сзади костыля 8I может быть--устроен поворачивающийся на оси 82 и снаб- -,: женный роликом рычаг Л, более короткоЪ плечо 80 которого соединено-тросом 35 с двой;:ным рычагом Зб, второй конец-которого при = = жимается под действием пружины 88 к шин@ -. делю 3? клапана 89; последний. уменьшаетдавление сжатой среды в тормозах, работаю-. щих вакуумом, как только хвост аэроплана : оторвется от земли. Впереди самолета можно. также устроить опорные- костыли или удлиненные брусья, предохраняющие его от опро:.;кидывания и снабженные осрбыми тормозными= приспособлениями, .действующими на каждсе .колесо в-отдельности, и укрепленные на отдель-"- ной раме. В некоторых случаях для самолетов, у которых необходимы надежные и безопасные.
-тормозные приспособления для вынужденных посадок в ночное время--н в тесвых местах
:имеются, согласно:изобретению, приспоиоб. . ления, позволяющие пилоту, в случае надоб.ности, перемещать в момент посадки положе ..
we центра тяжести самолета назад, а-enjt-,, нужно, то и внередвтаких границах, которын-- позволяют отделиться от земли с полним грузом. (. --этой целью можно, например, помбстнть:, .запас воды -нлн .бензина в бак В (фнг 16),6 асположенный в передней части аэроплана. з этого бака жидкость может быть поэжн-выпущена по трубе Т во второй бак В,. рас-.-;. положенный в задней части самолета.- В слу-. .:чае вынужденной посадки, это переливайив= может осуществляться- нлн -самотеком:- -=;: .действием собственного; веса жидкости; ="иЩ.-- —,при ломощи мощного насоса-; Устройство-Ж =-,=.
-жет дейст овать при незначительных. двиЖб-, инях с стороны пилота. причем всегда-можиознать объем перелившейся -жидкости. После :. остановки самолета перелитую жидкость;: .нечно,.снова перекачивают -обратно в первый:—
: бак. Можно усилить безопасность,.поместив::. на передней частй самолета костыль В (фй»; ;-оттягнваемый пружиной Рв и находящийбн. щ
-таком раевтояний -от- колеса шасси, что нсйпа-=:.. чажищаиций тблчки упр<авлящщйй ры @Я у пор 90 аа корпусе. самолета- упор gl на тросе . еследний;упор. рекомендуется . де«ат :регу:- .. ируемым),,колесные тормоза люб<ой конс:крук«и, и другие вспомогательные ..части.: Неретав яеМый.упор,91.,служит для установлеяия аксимального предела персд-<«жени«, -.т., e. аксимальной величины тормозящей силы, аКая везиожна при. дсйcTBBB добавочнйх едохранитеЛьнЫх . пр<1спосаблений. Регулиозка производится. также пружиной 9, у:коой можно измен«ть начальную упругость.. ,Устройство -по фиг.18,,19, 20 действует:,елеующим образом. Как-. телько:колеса коснуться емли, действие толчков,от амортизаторов ередается..зад<ней части самолета, и благоаря.опусканию. хвоста его и-.трению:костыля . ли соединенных с ним тормозящих роликов ормозящее уеилие, действующее на.шасси, велич«вается, . ..другой стороны эти же припособления противодействуют при«одниманию носта в слуще, -если возникает стремление амолета к опрокидыванию. Натяжение троа 86 позволяет тогда пилоту<.произвести торожение в желае ой степе. и. чем и устраяется опасность .опрокидывания..Описанное оединение предохранительных приспособлеий позволяет таким образом безопасно . увЬичять в значительной ст;пени силу тормоения передних колес для. того, чтобы сокра
«ть длину разбега при посадке, что имеет чень важное значение при:спуске самолета а-корабль.
В некоторых случаях можно снабдить упралнющ<ий рычаг. каким-нибудь защелкивающим риспособлением. отре улированяым так,-чтоы положение.его соответствовало некоторой пределенной сйле тормозного действия; такое рцспособление -позволяет: привести тормоз дей твие как только,опорный костыль хвота самолета коснется замли. Устройство сконтруироваыо с таким расчетом;:что пилот моентально может снова перейти к обыкновеному способу управления тормозом и, таким бразом, имеет возможносгь применить все пособы торможения. . Автоматическое . уменьшение тормозящей - „ илы у слишком сильно заторможенного коеса достигается предпочтительно устройтвами по ф«г. 21 и 22. Здесь тормозными егментами (к лодками) управляется кулак 62; а котором заклинен оттормаживающий ры-аг 93; .последний действует на кулак 62 езависимо от того действия, которое пилот еяосредственно оказывает на плечо -<94 ротиводействующего кулаке, приводимое в виже«ив пружиной. Это самовыравниваюее. действие всегда - сильнее действия, роизводимого- пилотом; оно проявляется в олебаниях шату,.а 96, пр«< оединенного --йа арнире к подкоеам 97 самолета и автомайчески приводящего. в дей< твие,рыча-г 98 дного ил«другого колеса при помощи пру-- "
«ны-98 ил«другого эластического оргайа.. аК только одн колесо затормозится силн«ее угого, то, благодаря инерции и реакции амор= — . язато ов этого колеса.. шатун автоматически ередвинется на некоторую величину:Вслед.ч<ориб:" 0тжимвдв7ся назад" и производят < собст- 1<:,с .иеняые усилия, прибавляя их в напрп.влейии, ст1<влки f.ê усилиям:сегме<йта 6Ь. - :, -::: и
Если применяется двойной кулак, то твер" .:д
Щю цапфу 68-необходимо заменить двумя но-, ц переменно "действующими упорами - которйе: . с исцользуются в зависимости от найр вления . м вращения;.и, креме того, применить качающиеся - м .тяги и кройштейны для них. Шарниры 88и 54: к тормозйых колодок снабжены приспособлени-: нр ями, у которых тормозящие силы не должны р ,.изменятьси,от внешних причий, могущих из- р менить -распределен <е этих сил между отдель-ными. колесами С этой целью общая цапфа 64 -д шарниров. 68 и 54 снабжена- пластиной бб ..з (фиг. 17), проходит сквозь-..крышку 50 и уси- и лена в зтом месте навияченыой бронзовой "д контрпластиной 66. Обе пластины играют роль и
;йаправляющей в связи с окном 67, разме ы т которого. позволяют при всех положениях ко-. у лодок 66, бб.свободно переставлять цапфу 64 с как в радиальном, так и в ка ательном на- х правлениях. Защита соединения от попадания с п«сторонних тел достигается прикрывающим е флаицем 60 или другими способами. Цапфа 64 м удерж<1вается в боковом -.положении пружи- . н ной.б9, .вставляемой между наружной шай- -c бой 68 и нажймной пластиной 70. Последняя н нажимает я регул«рдеющей гайкой 71, йавин- л ченной на:конец.цапфы... ж
Не фиг. 18 показаны главные части добавочного предохранительного приспособления, о основ <нного на использоваиии подпрыгивания н саыолета на земле. Приспособление это включает в себя также автоматический механизм, в предохраняющий самолет от опрокидывания и и сост ящий из упругого органа, соединяю- б щего заднюю часть самолета с шосся таким о образом, что хвост самолета при посадке не и может перейти 3а- предельное положение и, в с другой сторонй, постоянно пригибается с к земле под влиянием передвижения самолета с относительно оси кблеса. <. этой целью может м быть применен рычаг 72, присоединенный на н шарнире к раме 78 шасси; "Благодаря прнле- о ганию его к оси.74 сильные песледоватеяьные с
-толчки, происходящие благодаря весу само- лета, п<одпрыгивающего под влиянием аморти- с заторов, передаются тросом 76 рычагу 76. л ,Длйиное плечо 77 рычага 76 действует при с помощи;.:пружины 78 на корпус самолета, за- с ставляя . последний .постепенно пригибаться н к земле. ч
Согласйовйдоизмененнейкоиструкции(фиг.19) .п устройство соединено с приспособлением, ис- н пользующим толчки предохранительных орга- и, нов, -защищающих самолет от-опрокидывания. д
Прй посадке самолета, или когда-ему грозит щ опасность:бпроккдызайия, опорный костылЬ 79, и соедиценный е рычагом 80 начинает дей- к
Ствов@ть. точно так же, как рычаг 72 фиг,18). ш
Мощно дярименить также качающийся ко- т стааль 82 (фиг. 20; снабжен« и натяж<-;ым -о роликом: 83," растормаживающей пр жиной 84 ж . и переставляемыми упорами 85. Далее им< ются К трос:86 Д -,связанный с системой рычагов 87, 1ф ролик,.88 распределяющий усилия между от- т Дечьны<ми. тормозами, орган 44; автоматически и уьБ;..
- -чр 6; ф;- « :зйФ, -itorgr быть,-применены (црздщцрунч«акьпа, :-=в. авяаи 6 колесными тормо::,««-,щ) :усчрафйува, ;:.нсиользующие сапротивлен, -в .Воздуха "я,йоз .=во4ь«м« щ»а, например, изме»« «, напйазлеине —.шааения пропеллера или ж нривМтл в,«йф»
-"ствие воздфшнйй- винт, соабщающнй4ФраджЫЙ кол.самолету. Яа., жакзх устройств следует —, отметить у..тройствч„цоказаннывйа фнг,,Ф-44.., представляющие комбинацию колесных «тормо.-зов с тормочящнгл зоздушнымн винтам« .
В устройствах согласи-> фнг. 33 —;24 пилот. придает нзеу«щнм повархно,.тяx положения
=-промежуточное между гориаанталь ым и максимальным допустимым- предалом; Это «:îëî"жение со:таил..ет некоторый опрвдалекньй -
:;угол, который выб рается с таким расчетом, ---чтобы при неболы)ком -aaaa»èå адновременно
-:получитЬ и .надлежащую под ьвмнщо силу и.. снлу, необходимую для.торможения. Смотря по наклону крыльев нли по наклону ваздушаого винта назад, получаются благрдвря .ре-; вЂ,аннин воздуха изменяющиеся вpаigающне н
- задержизъюпую силы. изменение наклона проззвадзтся или пама щью,зубчатого сектора, соединепйого с крыль- ями, или посредствам,ручного, колеса. На — стойке Пб аэроплана (фиг. 23 иааф помещаетая
- воздушный . в»нт с вращакпйнмися лопат ками 115. Между винтом и сщйкой 11б.,возможна некатоъая игра,в вартзкальном напpавлеиин,Шарнирная -цапфа 117.в месте соеаа. .- нения стойки с .ви»том .пазврляат устайавливать плоскость вращения лапаток 115 под тем . илн друпим углом:наклона. чтобы придать им нужное в данный.мамаю дележ@не. Пята винта снабжается диском П8,,опнрзащим6я на шарики 119 п«арнковж6.подпятник» 120, : расположенного в -нижней @аде.вращающейся
; няж 12I, снабженной гайкой;Х2Е. Хрвое уатро3 .ство облегчает -вращение палы."121,,несущей. четыре. вращающиеся.лопатки LX5. Последние, могут быть жестко -соединены между собою
; при цомощи карданных шарниров, предназна-ченных для того; чтобы дать им- возмолщоавь опраделеннрге вартлкального передвйженйя, смягчаемога прущинамз GO Q4, llpa нормальнам- пол@и, а-.также-:пвн Ав
: садке.на землю с дыклкщеинцм,мотором, рэ-.акпия воздуха, вавизицрд-m скорости. .;дви .жения, автоматически поддерживает apargeaae " лопаток, ось которых установлена под извест.ным наклоном, по желанию пилота.
:Для везможйости спуска в,тесном месте . изобретение предусматривает присцособленре, -.при нормальном полете самолета даюшее хо: роший коэфициент полезного действия. Принций улучшения состоит в повышении. подь емной силы летательных)аппаратов, для чего
: пользуются . различными средствами, поэзо-° ляющ»ми увеличить реакцию сгущенного воздуха под вращающимися лопатками, а, также ..под несущими поверхностями. С этой. цепью создают при помощи .компрессоров сильный 1поток сжатого воздуха, который благодари большой скорости и силе струи играет роль того воздуха, который всасывается, между . открытыми маховыми перьями быстро летаю- „щихптиц я затем, после . закрытия.-маховь«х"
::Ф:-«зМм жйвфФаищопа- авляблениа - .т)крмева -:аераого. колеса,, выззиннрго эластзчаймазь-.
- вдем-рямвиа.93, -удаетая соверщенно ка вщ>авнятъ,друг а друго: ;> неодинаковые з иозя йие -силы,действую майе на обеды.piiaisgX= к«ккес, и пра там в такай- степени,,катораз-.. деатат6чна для того, чтоб значительаq.-со-: кратить разбег прн aocaJa«e. ..0оглааио -.изобретению, .можно заставить упо:=- .
- .щянутьке выше упругие сотрясения,действо= - ватв .щ - уеилытельный рычаг 99, который раЬ=ннлс4йй симметрично с .рычагом 9З и.в искФЬ= : . чийеяьных случаях поползет:нертыкальньа иФчки самолета, усиливая действие, тормае -" жпа .кулака, -йодобна тому«как зто дейаат вепайогатальный тормоз, Далееможно цреду-, сметрвть.двойное устройство, состоящее в юМ;.::что пилот морат по произволу выключать;-йв действия:одну илн другую. as описанных.x94L-, бинаций, в -зависимости от условий полата или:посадки, для того, чтобы .исключить вли-.:,: .яние -одного или другого нз,двух изме»яю * силу тормажения мвхаризмов. Такое "усщюа,:=. стно может быть выполнено согласно,фиг. 22;:..
"Здесь ось кулака б2 (фнг. -14), управляама4:.: нилотом.прн. помощи рукоятки управления М0= соединена с двумя рычагами-УЗ-н 99, нахо-.дящимися с-обезх сторбн оси 101. Пилотма- :: жет ao,желанию, переставлять тот или дрЗ.гой рьяаг;при помощи одного из -двух:.кулач;.. ков, 102 .и 10З, сидящих на ежх 104 я,ЛЩ укрепленных на ярме 10б, которое можетскользить по одной из стоек шасеи. Переды==. женйе ярма. 106 происходит автоматически . пад влиянием м рткальнык-.сохрясенпйсаю-.
" лата. Передача движений осуществляетя:цри, -: помощи .регулируемой пружины,ИЗ; матерзя-.. ,со своей,стороны получает ати-з олчкй «жд ".= муха Ш9. Кулачки.102 и 168 поворачивают«кя: одновременно -aa еднаакавый угол двумя,-рм: чагами IIO и П1, соединенными-обуй-:штан-. гой:112 йлн другиы . бдходящям органом ; a : что,. смотря.по -положению --рукоятки. 100;.":ку-. лачки действуют попеременно или на о-.яаб -: ляющий рычаг9З,илкна усиливающийрынагМ,=, С,.втой. целью рычат» Л0, 1И;могут..-nays влмгмя пилатом при .помощи сжатой;--аф4ш"ааа. посредством "штанги. 113.. Когда -кул чк:.Ж . касается рычага 9З, та )другие прогибь@аэВФ-;."лета (которые сильнее со стороны более)ка" торможенного колеса) влияют таким образом. :; что ослабля1от тормозящее действие, нормальнб-. пронзводимое пилотом, вследствйа" чего,«п фу-:-, яается точное выравнйзание кфжду тор . . щими сйлами обоих отдейьных колес; В:нМо.-,-: торйх случаях.для пилота возникает необхо-;: димость, прежде всего усилйть . торможейзб.
"обоик колес. Тогда он переводит рукоятку- 26,нз правого положения в левое, вслвдстЕв=.
-чего кулак 103 коснется рычага 99 - и-начкет усиливать термозную силу. EGJIH же:пилот.. пожелает на время выключить действие лак.
- ослабляющего„так.и усиливающе о ториожр -..
" . ння механизмов, то,он должен. поставить:ру- : коятку 100 в среднее положение, при aompox ни кулак 102; ни кулак-108 не будут -сопри-,- касатвся с рычагами УЗ н.99, Кроме описанйых: -тормозных приспадобдф -.:
6ерьФВ «ф йяеФся при следующем удапе крыльев. Для:указанной цели особенно йрйгодны уот ойства, описанные ниже. легких- самолетов несущий воздушный .г поток может быть <аздан предпочтителью прй помощи воронок, сймметрвчно расположенных на поверхностй крыльев „и снабженных особыми соплам:; орН наклонном или верти-. .кальном спуске воздух, сгустившийся под поверхйостяш« крыльев, а также горячие отработа ные га ы, выпускаемые мотороы, засасыва ю ся соплами и с силой вйталкиваются под лойатки вращавщег ся-врздушного винт,;
, где пр хо.ят во взаимодействие с вихрями..и . потоками, вызыва мыми вращением этих лопаток.
Отверстия 122 предпочтительно соединяются трубами 128 и особыми соплами 12? с ком= . пре сора ми, работ. ющими постоянно или с перерывами д я .того, чтобы сообщить.лойаткам 115 йеобходимую скорость вращения перед моментом илн в момент вертикального взл:та или при пуске с остановленным мотором по приблизительно вертикаль|ой траектории, причем воздух, находящийся выше лопаток, может засасыватьсв особым каналом, так ч-го, придействиикомпрессоров, создается хороший вакуум. -Эти добавочные несущие оугаиы- уменьшаю с скорость спуска и угол н клона при- спуске благодаря действию сильных и быстрых йотоков уплотненного воздуха,,.нв правл ющих я в зону действия вихрей,вы- ° вываемых лопатками, вращение которых вслздствие этого значительно ускоряется,развивая большую, подъемную силу, обусловленную атими вихрями;
Описанные устройсгва могут уже сами по себе c.«email возможным спуск с ма.ой горизонтальной.скоростью, что. очень важно для достйжения полной безопасности при всезоз-можв х -условиях. Но эти.устройства=могут . быть. соедйнены с .другими, кото ые позво-. ляют. придавать м, х иическими средствами большую ..ск рость, вращения лопаткам при спуске для усиления вихр обр: зования. Можно также применить добавочные пневматические устройства, кот,зрые могут вызвать 6 . .отрыв струи воздуха или отработанньй газов двигателя;, эти струи могут подводиться E нужному месту прй"помопцГФруб ГМ(ЪЖю усиле» низ:.подъемйого действия, Для разделения воздуха. на тонкие потокй и струи. быстро ргспределяющиеся йа большую поверхность, т, е; для того, чтобй eo" возможностипрнблизиться каародийамическим услввиям: полета птиц; рекомсн уется - om зование устройствамй, изоб ажеиными : йа: фиг. 25 и 26, где показана особая -конструкцйя сопел.,127, конец которых снабжен большими: . количеством,:. кана ов 128,.расположенных т м или иным способом. Регулирующий конус 129 може г переставляться при помощи поршня 180; управляемого из- кабинки пило га; и.- регулировать работу сопел. Направление, струй зоздуха выбирается с таким расчетом, чтобы они йощ(дали .на лопатки и на все,вогнутые поверхности,под наиболее вйгодным углом, дающим максимальное полезное действие.
"Оцисанвые аародинамические приборы и компрессоры можно применить также для действия., на.те поверхности, самолета, которые явля-. ются. самодействую1цими стабилизаторами.Враи«ательное движение верхнего винта можетбыть использовано для привода какого-нибудь= центробежного прибора; регулирующего, в случае надобности,-впуск .газовой. смеси в двигатель и регистрирующего скорость вращения;.., причем показания регистрирующего прибора: могут быть использованы для контроля .и для управления вспомогательными органами..
П р е д м е т и а т е е т.а.
". 1. ХОрмОзное саморегулирующее устройство. к колесам самолета, отличающееся тем:, что, в направляющих=.11 обода*колеса8 вращаетсяj диск:12 U-образного профиля, -соедииеннйй-. череэ массы 18 посредством лент 15 и пру- жйн 18 с ободом колеса8 длянажатия.масс18к дис у 12 пружийами 18 с.целью торможения: (фиг. 2. 3).
2;,Устройство для .торможения, отличающееся. применением трехколенчатого рычага 98 —"
У4 — 99, соединенного .с одной стороны пру- жиной с рв1чагбм тормозных колодок и с дру- i îé:кулачками 102 и 108 передачи; 110«111, И8. к рукоятке 100 управления с целью усиленйа и ослабления.торможения при качании озна-ченной рукоятки (фиг 32) 1 !
», i
Ъ
VONVf ИМ-ЦВ;;=6640
1 "-. .
Аив М 36932.
/ с ъ
S .--
I.
°
1 б
I
: .
/ — К с ! Ъ., " —, —