Торсиометр
Иллюстрации
Показать всеРеферат
О П И С А Н И Е 5О7788
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
Союз Советских
Социалистических
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву « (22) Заявленооз.08.73 (21) 1950984/18-10 с присоединением заявки № (23) Приоритет
2 (51) М. Кл.
601 L 3/14
Государственный квинтет
Совета Иинистров СССР по делам изобретений и открытий (43) Опубликовано25.03.76.Бюллетень ¹ 11 (5З) ДК 531.781 (088. 8) (45) Дата опубликования описаиия114 о4 78 (72) Авторы изобретения
Л. Л. Лазарев, Л. H. Вигдергауз и Л. А. Новикова
Научно-исследовательский и экспериментальный институт автомобильйого электрооборудования и автоприборов (71) Заявитель (54) ТОРСИОМЕТР
Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения крутящего момента, например моментов вращения и моментов полного торможения.Известен торсиометр, содержащий вал, «орпус, в центральной рас точке которого размещен вал с дискообраэным фланцем, на каждой стороне которого расположены цо четыре ролика, опоры, укрепленные в корпусе с возможностью вращения отно1 сительно своих осей по две пары с каж
;дой стороны упоятянутого, фланца, регу лировочные элементы и инерционные массы, связанные упруго-гибкими элемента-! ми, проходящими кажд 1й между четырьмя роликами фланца и двумя парами опор.
Целью изобретения является улучшение регулировки нагружающего момента и гашения упругих колебаний при резком изменении измеряемой нагрузки.
Это достигается тем, что предлагае мый торсиометр снабжен электромагниэsoll муфтой, аадаииндм момант насружании стройством и дамнфаром. При атом дискообразный фланец, выполненный зубчатым, связан зубчатой передачей с демпфером и жестко с ведомой частью элек| тромагнитной муфты, ведущая часть кото
5 рой механически связана с приводным валом и электрически - с задающим мо мент нагружения устройством. Демпфер торсиометра выполнен в виде наполненной вязкой жидкостью герметичной трубки, сверI0, íóòîé в цилиндрическую спираль, средний виток которой содержит сетчатую пробку, и обхваченной по окружности резиновой подушкой, а llo торцам - фланцами, связан,ными реэьбовым соединением с осью шеоИ терни указанной зубчатой передачи, при этом резьба под один из фланцев выполнена правого, а под другой — левого направления.
На фиг. 1 изображен терсиометр, об20 ший вид., на фиг. 2 - то же, поперечный разрез; на фиг, 3 «демпфер, общий вид.
Предлагаемый торсиометр содержит кор:пус, выполненный иэ двух стягиваемых шпильками половинок 1 и 2, опоры З.ко
® торые по четыре штуки укреплены на каж
507788 мла 4. дой половине корпуса, вал 4 с дискообраМъ м фланцем 5, где с каждой стороны укреплены по четыре ролика 6 на осях 7, инерционных масс S и регулировочных элементах 9, попарно и L- образно разме- 5 шенных в поперечных сверлениях каждой половинки корпуса;. упругогибких элемен тов 10, каждый из которых размещен манж ду роликами корпуса и дискообраэного фланца и эакредлен одним концом в инер- lO ционной массе 8, а другим - к регулировочному элементу 9.
Кроме того, торсиометр имеет электромагнитную муфту Х1, ведущая часть 12 которой укреплена на дискообразном флан 35 це, а ведомая 13 соединена с валом при вода 14, токоподвод 15, буферное устройство 16 и задающее устройство 17.
Торсиометр работает следующим o6paзом. 20
На режиме холостого хода вал привода
14, вращаясь от испытуемого устройства, приводит во вращение левую часть 13электромагнитной муфты 11, при этом вал 4 остается в покое., - Затем, для нагружения испытуемого устройства увеличением тока, поступающего от задающего устройства 17 через токоподвод 15 на обмотки муфты ll, вызывают магнитное сцепление дисков левой и правой частей муфты, в результате чего вал 4 увлекается в сторону вращения вала привода 14. При, этом днскообразный фланец 5 поворачивается на некоторый угол, а ролики 6, воздействуя на упругогйбкие элементы 10, деформируют их по - образной кривой, вызывая перемещение инерционных масс 8.
Одновременно зубчатый венец 18 на дискообраэном фланце 5, зацепляясь с щес° гернями 19 буферов 16, поворачивает резьбовую ось 20, имеющую участки левой и правой нарезки, вследствие чего флаицы
21 расходятся. При эаж герметичная спираль 22, выполненная иэ дюритовой трубки и имеющая в среднем витке сетчатую проб ку 23, раздвигается, не создавая никаких дополнительных препятствий вращению вала 4. . Таким образом, вал 4 с дискообраэиым фланцем 5 поворачивается иа тот угол, ко «ц горым с помощью деформаций упруго-гибкой системы уравновешивается заданный наэлеж тромагнитную муфту вращающий момент.
При достижении этого угла ведущие и ведомые диски муфты начинают проскальзывать «д один относительно другого. Однако при этом крутильные колебания дискообразного фланца 5 исключаются, так как вал 4 до тех пор, пока в обмотках муфты 11 протекает соответствуклций ток удерживается в достиг4 нутом положении. Этому способствует буфер 16, в котором при изменении направления поворота резьбовой оси 20 .. гайки 21 начинают сходиться, дюритовая спираль, заключенная.в резиновую подушку 24, сжимается вдоль оси, и масло в ней начинает перетекать иэ одной полости в другую через сетчатую пробку 23. Этим достигается эффективное гашение крутильных колебаний ваДальнейшее увеличение тока в обмотках муфты 11 от задающего устройства 17 ведет к соответствующему увеличению нагружающего момента и угла поворота вала 4, Если при этом испытуемое устройство полностью затормаживается, как в случае испытания стартера, то проскальзывание дис":ков ь,уфты прекращается и результат регистрируется как момент полного торможения.
При отключении питания электромагнитной муфты вал 4, а вместе с ним и упругогибкий элемент, преодолевая демпфирующее сопротивление буфера 16, возвращаются в исходное положение.
Таким образом, предлагаемое устройство позволяет устанавливать нужный момент на испытуемом(устройстве изменением тока в обмотках электромагнита, а
I не ручной регулировкой регулируемого эльмента 9. Последний. используется только для натяжения системы, т. е. выборки люфтов, мертвых ходов, а также для настройки измерительной системы на определенную резонансную часготу за счет измене ния натяжения упруго-гибкого элемента.
Ф о р м у л а и з.о б р е т е н и я
1. Торсиометр, содержащий приводной вал, корпус, в:центральной расгочке которого размещен вал с дискообразным фланцем, на каждой с гороне которого расположены по четыре ролика опоры, укреплен ные в корпусе с возможностью вращения относительно своих осей по две пары с каждой стороны упомянутого фланца, регу лировочные элементы и инерционные массы, связанные упруго-гибкими элементами, проходящими каждый между четырьмя роликами фланца и двумя парами опор, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью улучшения регулировки нагружаюшего мо мента и гашения упругих колебаний при резком изменении йэмеряемой нагрузки, он снабжен электромагни гной муфтой„задаю щим момент нагружения устройством и демпфером, при этом дискообразный фланец, выполненный зубчатым, связан зубчатой
507788 (передачей с демпфером и жестко с ведомой частью электромагнитной муфты, ведушая часть которой механически связана с приводным валом и электрически - с зада, ющим момент нагружения устройством, 2. Торсиометр по п. 1, о т л и ч а ю ш и и с я тем, что демпфер выполнен в виде наполненной вязкой, жидкостью герметичной трубки, свернутой в нилинд,рическую спираль, средний виток которой содержит сетчатую пробку, и обхваченной по окружности резиновой подушкой, и по
1ториам-фланцами, связанными резьбовым соединением с осью шестерни указанной зубчатой передачи, при этом резьба под
;один из фланцев выполнена правого. а под другой - левого направления.
507788
4иа. 2
Заказ 147
Тираж 10>9 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам чэобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Рауяская наб., д.4/5
Филиал ППП "Патент", t. Ужгород, ул. Гагарина, 101
Фиг..7
Составитель В. Герасимова
Редактор Т. Баранова Текред. M. Ликович Корректор В. Микита