Тележка для экипажей рельсового транспорта

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

О : И Е

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

ii)536O77

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свил-ву № 380505 (22) Заявлено 20.05.75 (21) 2135575/11 с присоединением заявки— (23) Приоритет— (43) Опубликовано 25.11.76. Бюллетень № 43 (45) Дата опубликования олтссания 26.01.77 (51) 11 Кл. В 61 F 3, 08

Государственный комитет

Совета Министров СССР оо делам изобретений и открытий (53) УДК 625.2.01 (088.8) (72) Авторы изобретения

В. А. Лазарян, В. Ф. Грачев, А. И. Залесский, В. С. Иккол и Е. Ю. Трубицкая

Днепропетровское отделение Института механики

AH Украинской ССР (71) Заявитель (54) ТЕЛЕЖКА ДЛЯ ЭКИПАЖЕЙ РЕЛЪСОВОГО

ТРАНСПОРТА

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к ходовым частям рельсовых экилажей.

В основном авт. св, № 380505 описана тележка,для экипажей рельсового транспорта, содержащая низкорасположепную жесткую раму, состоящую из боковин и поперечHbIx балок, шкворневую балку, опирающуюся на боковины рамы через скользуны и связанную с последней упругим шкворнем, рессоры центрального подвешизания, расположенные ло концам шкворневой балки, ходовые колеса, кол|енчатые на правляющие, соединенные с боковинами рамы с помощью упругих шарнироB,,H поводки для передачи продольныx усилий на тележку от кузова экипажа. Каждое ходовое, колесо тележки выполнено в виде обода и своебодно установлено на два диаметрально расположенных,в нем ролика, смонтированных на:коленчатой направляющей так, что диаметральная ось, по которой расположены ролишки, наклонена к вертикали под острым у.-лом. Коленчатая направляющая жестко соединена с торсионным валом, установленным сооано с упругими шарнирами и закрепленным на поперечной балке рамы. Такое соединение обеспечивает упругие угловые повороты коленчатой направляющей относительно рамы тележки в вертикальной плоскости и смягчает удары, переда,BBcìûå на раму, т. е. выпо IIIBcT функции лервой ступени подвешивания тележки.

Одна <о в такой конструкции первая ступень подвешивания не может обеспечить достаточное гашение угловых перемсщвнни коленчатой направляющей в раме тележки при вертикальных колебаниях последней, так как резинометалличеакие шарниры должны быть достаточно податливыми, чтобы обеспеIHTb совместно с,параллельно работающими торсиснами необходимые про-.пбы первой ступетни подвешивания как .в порожнем, та:; и в груженом режиме работы (1).

Цель изобретения — уменьшение угловых перемещений коленчатой направляющей, Это достигается тем, что тележка снабжена фрикционным демпфером, который установлен между коленчатой напра|зляющей H боковиной соосно упругим шарнирам.

Кроме того, фрикционн|ый демпфер содержит лиски, пружину, прижимающую диски к боковине, и регулирующий сжатие пружинь1 винт, взернутый в коленчатую налравляг>щую.

На фнг. 1 изображена тележка для экипажей рельсового транспорта, вид сбоку; на фиг. 2 — то же, вид сверху; на фиг. 3 — узел шарчнрно-.о соединения рамы с коленчатой направляющей (разрез А — А на фиг. 1).

5ЗОЕ77

55

На низкорасположенной раме тележки, состоящей из дзух боковин 1, жестко с вязанных между собой поперечными балка ми 2 и 3, расположена шкворневая балыка 4 с пакетами пружин 5 Iloíòðàëüíîãî рессорного подвеп1и вания. Шкворневая балка в средней части изс .-,нута и соединена с рамой при помощи резинометаллического шкворня б. Шкворневая балка концами опирается на боховины через скользуны ". Боковины рамы вилкообразно охватывают .колеса 8 и связаны с Коленчатой направляющей 9 с помощью резипометаллических шарниров 10,и 11. Каждое колесо свободно установлено на двух диаметрально расположенных на нем роликах 12 и

13, .которые cAIQHTHpoBBHbl HB коленчатой HBправляющей 9, установленной так, что ось взаимного .расположения роликов B плос кости колеса образует с вертикалью острый угол а.

Коленчатая направляющая 9 жестко насажена:на торсионный вал 14, ось которо "o совпадает с осями резинометаллических шарниров 10 и 11, симметрично расположенных по обе стороны коленчатой направляющей. Вал при этом проходит внутри полых шеек шарниров и ва креплен вторым концом на,кронштейне посредине поперечной балки рамы.

Полая шейка 15 коленчатой направляющей развита наружу тележки. На выступающую за .резинометаллический шарнир 10 ее часть надета фрикционная дисковая накладка lб и упорные .кольца 17 и 18, распираемые горизонтально расположенной цилиндрической пружиной 19, Наружное упорное кольцо 17 удерживается, винтом 20, ввернутым в торец полой шейхи 15. Вторая фрикцио нная дисковая накладка 21 прижата,к корпусу коленчатой на пра вляющей и образует пару трения с п рилегающей к ней боковой поверхность1о вил хи 22 боковины 1. Другой .конец вилки охватывает резинометаллический шарнир 11 с зазором 6 (в аксиальном направлении) между вилкой и корпусом коленчатой направляющей. У порное кольцо 18 закреплено or угловых поворотов на шейке 15 и подвижно вдоль нее. Наличие зазора б и предварительный натяг пружины 19 обеспечивают постоянство контакта трущихся .пар при износе их поверхностей в эксплуатации. Сжатие пружины, а следовательно, и сила трения демпфсра регулируется усилием затяжки винта 20.

Для гашения вертикальных и горизонтальных колебаний кузова в центральной ступени его подвешивания на тележке установлены гидравлические гасители 23.

Коленчатая напра вляющая имеет кронштейны 24, на которых с каждой стороны колеса установлены ролики 25 из пзносостойкой пластмассы, например тефлона, удерживающие zoaeca в продольной плоскости. На боко ви нах рамы пре|дусмотрены резиновые упоры 2б, ограничивающие:повороты коленчатой направляющей. П1родольные усилия передаются на с«узов поводками 27, одни концы которых укреплены на кронштейнах 28 шкворневой балки, а другие — на с«ронштей»Вх 29 рамы кузова (на чертежах:кузов пе псгаазаи. Для удобства монтажа тележки концы боковин .1 рамы тележки выполнены разъемными в местах шарнирнопо соединения с коленчатыми .направляющими 9.

Осо бен ность работы тележки за ключается в следующем. При движении тележки по неровностям рельсового пути удары воспринимаются колесом. Под действием составляющих ударното импульса установленная на роликах 12 и 13 коленчатая на правляющая

9 .колеса 8;поворачивается вокруг оси резинометалличес ких шарниров 10 и 11, скручивая торсионный вал 14, на который она насажена. При этом фрикционные дисковые накладки lб и 21, поворачиваясь вместе с коленчатой направляющей 9, проскальзывают по прилегающим к ним боковым поверхностям вилхп 22, обеспечивая сопротивление их взаимному повороту за счет возникающих на поверхноcTHx KQHTBIKTB сил трения.

Таким образом, вертикальные колебания рамы телеики, обусловленные упругими угловыми перемещениями в ней коленчатых напра вляющих колес при прохождении послед.ними неровностей, пути, эффективно гасятся фрикционными парами трения непосредственно .в первой ступени подвешивания тележки.

Формула изобретения

1. Тележка для экипажей рельсового транспорта по а вт. св. № 380505, о т л и ч а ющ а я с я тем, что, с целью уменьшения угловых перемещений коленчатой направляющей, тележка снабжена фрикционным демпфером, .который установлен между коленчатой на,правляющей и боковиной cooclHo упругим шарнирам.

2. Телен«ка по п. 1, отл ич а ю щ аяс я тем, что фрикционный демпфер содержит;диски, пружину, прижимающую диски к боко вине, и регулирующий сжатие пружины винт, ввернутый в коленчатую направляющую.

536077 го

Составитель А. Поляков

Техред М. Семенов Корректор И. Симкина

Редактор Н. Козлова

Тип. Харьк. фил. пред. <Патент»

Заказ 1142/1748 Изд, № 322 Тираж 654 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5