Электрическая машина переменного тока с криогенным охлаждением

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистическмх

Республик (11) 544052 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 13.08.73 (21) 1952965/07 с присоединением заявки № 1955522/07 (23) Приоритет(43) Опубликовано 25.01.77.Бюллетень № 3 (45) Дата опубликования описания28.04.77 (51» М. К

Н 02 К 9/197

Н 01 Ь 39/02

Государственный комитет

Совета Министров СССР по делам изавретений и открытий (53) УДК 621,313.39:

:537.312.62 (088.8) А. С. Курбасов и Б. А. Курбасов (?2) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА ПЕРЕМЕННОГО ТОКА

С КРИОГЕННЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ

Изобретение относится к области электротехники, в частности к электрическим машинам с криогенным охлаждением.

Известны электрические машины переменного тока с криогенным охлаждением и дисковым ротором(1). Такие машины имеют значительные потоки рассеяния, приводящие к ухудшению их энергетических характеристик.

Известна также электрическая машина переменного тока с криогенным охлаждением содержащая криостат, в котором размешены ротор в виде дйска из электроизоляционного материала со сверхпроводящей обмоткой, укрепленного на валу, статор, включающий 15 диски с якорной обмоткой, расположенные по обеим сторонам роторного диска и торцовые магнитопроводы в виде ферромагнитных дисков (21.

Недостатком такой машины является то, что все диски ротора, статора и торцовые ферромагнитные магнитопроводы заключены в общий криостат и охлаждаются до гелиевых температур, Электрические потери на переменном токе в обмотке статора, потери

2 в ферромагнитных дисках приводят к повышенному расходу хладагента и ухудшают энергетические характеристики электрической машины.

Белью изобретения является улучшение энергетических характеристик электрической машины торцового типа с криогенным охлаждением.

Это достигается тем, что роторный диск укреплен на валу через теплоизолируюшую втулку, криостат выполнен вращаюшимся, а статорные диски собраны из ферромагнитных секторов, между которыми расположены радиальные стержни якорной обмотки.

На чертеже схематически изображена предлагаемая электрическая машина, продоль. ный разрез.

Диск ротора 1, выполненный из немат нитного и неэлектропроводяшего материала, с размещенной на нем сверхпроводяшей обмоткой через теплоизоляционную втулку 2 закреплен на валу 3 ротора и окружен оболочками 4 и 5, образующими криостат ротора. Между диском ротора 1 и оболочкой 4 образована полость 6, соединенная канала

544052 ми 7 с устрэйствэм 8 подачи хладагента.

Между ээолэчками 4 и 5 размешена теплоизоляция 9, в качестве которой может использоваться, например вакуум. Аналогичная теплоизоляция 10 окружает каналы 7 для подвода хладагента . Роторный диск 1 вместе с криостатом ротора расположен меж ду статорными дисками 11 и 12, выполненными в виде ферромагнитных секторов, в пазах между которыми расположены радиальные стержни якорной обмотки. Пэ тэрц,.м статэрных дисков 11 и 12 расположены магнитопроводы 13, укрепленные на подши :аиковых шитах 14. Щиты 14 закреплены в корпусе 15 электрической маши-1 ны, Обмотка статора может быть выполнена из металлов высокой чистоты и охлаждается до криогенных температур. В этом случае между дисками 11 и 12 и магнитопроводами 13 размешается теплоизоляция 16. Тор- >О цовые магнитопроводы 13 могут охлаждаться, например водой.

Сверхпроводяшоя обмотка возбуждения, размешенная па диске ротора 1, создает магнитный;.этэк в аксиальном направлении, за- 5 мыкаюшийся через диски 11, 12 и тэрцовь-е магнитопроводы 13. При врашении рэтора магнитный поток пересекает радиальнь:естержни обмотки якоря и наводит в них ЭЛС. Подача хладагента (гелия) к диску ротора 1 осушествляется от у-стройства подачи 8 по каналам 7 в полость 6.

Использование такого технического решения позволяет снизить тепловыделения в холодной зоне электрической машины и за счет этого повысить ее энергетические характеристики. формула изобретения

Электрическая машина переменного тока с криогенным охлаждением, содержашая криостат, в котором размещены ротор в виде диска из электроизоляционного материала со сверхпроводяшей обмоткой, укрепленного на валу, статор, включаюший диски с якорной обмоткой, расположенные по обеим сторонам роторнэго диска и торцовые магнитопроводы в виде ферромагнитных дисков, о т л и ч а ю ш а я с я тем, что, с целью улучшения энергетических характеристик, роторный диск укреплен на валу через теплоизолируюшую втулку, криостат выполнен врашаюшимся, а статорные диски собраны из ферромагнитны:: секторов, между которыми расположены радиальные стержни якор« ной обмотки.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1. Патент Япэнии % 48-10001, кл.

53 0 (Н02К).

2. Патент Англии % 1050521, кл.

11 2 А, Н 1 К (HO2K), 1966 (прэтэтип).

544052

Составитель Д. Румянцев

Редактор Е. Кравцова Техред Г. Родак Корректор В. Куприянов

Заказ 791/68 Тираж 902 Подписное

UHHHIIH Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушсхая наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4