Тягово-сцепное устройство транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
11п 544568
Социалистических
Ресиуолик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 18.08.75 (21) 2165881/11 с присоединением заявки № (23) Приоритет
Опубликовано 30.01.77. Бюллетень № 4
Дата опубликования описания 28.02.77 (51) Ч Кл В 60D 1,/04
Государственный комитет
Совета Министров СССР во делам изобретений и открытий (53) УД К 629.113.013.5 (088.8) (72) Авторы изобретения
И. П. Ксеневич, П. А. Стецко, Р. П. Дервинчик, Н. С. Черняк и В. В. Дакимович
Минский ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции тракторный завод (71) Заявитель (54) ТЯГОВО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО ТРАНСПОРТНОГО
СРЕДСТВА
Изобретение относится к тягово-сцепным устройствам транспортных средств, преимущественно тракторов и автомобилей, для присоединения прицепов.
Известно тягово-сцепное устройство транспортного средства, содержащее тяговый элемент с установленным на нем шарнирно направляющим аппаратом и затвор, состоящий из шкворня и рукоятки, причем тяговый элемент крепится шарнирно к раме транспортного средства (1).
Однако наличие шарнирного крепления тягового элемента к раме транспортного средства ведет к складыванию сцепного устройства и к у.величению динамических нагрузок.
Прототипом изобретения является тяговосцепное устройство транспортного средства, содержащее тяговый элемент с у становленным на нем направляющим аппаратом и затвор, состоящий из шкворня с пазом с закрепленным в нем пальцем; поводка, взаимодействующего с пальцем шкворня и закрепленного в теле тягового элемента на одной оси с рукояткой, снабженной возвратной пружичой; подпружиненного предохранительного фиксатора, взаимодействующего с пазом шкворня; пружины, взаимодействующей с торцом шкворня (2).
Недостатками его является недостаточность углов вертикальной гибкости тягового элемента, а также пониженная надежность вследствии того, что тяговое усилие передается через разъемное соединение шкворень — тяговый элемент.
Цель изобретения — увеличение углов горизонтальной и вертикальной гибкости прицепного звена, повышение надежности и долговечностити.
Для этого тяговый элемент выполнен в виде крюка, а направляющий аппарат состоит из двух частей, верхняя из которых закреплена жестко на кр1оке, нижняя становлена с возможностью поворота на оси рукоятки, а шкворень расположен вдоль оси крюка, причем
15 беспазовый торец шкворня выполнен со скосом для удобства входа сцепной петли в зев крюка.
На чертеже изображено тягово-сцепное устройство, общий вид.
2р Устройство содержит тяговый крюк 1 с направляющими аппаратами 2, 3. Вдоль оси крюка 1 установлен полуавтоматический затвор 4, в корпусе которого установлен шкворень 5. Шкворень 5 в левой части имеет фре25 зерованный паз с пальцем G, в который входит поводок 7, закрепленный на оси 8. Во взведенном состоянии шкворень поджимается конической пружиной 9. На оси 8 закреплена рукоятка 10, снабженная возвратной пруЗо жиной, работающей на кручение. Внутри кор3 пуса на оси 11 установлен подпружиненный предохранительный фиксатор 12, фиксирующий шкворень в рабочем положении.
Тягово-сцепное устройство работает следующим образом.
При повороте рукоятки 10 против часовой стрелки пружина рукоятки закручивается, одновременно шкворень 5 поводком 7 за палец
6 отводится назад, отжимая предохранительный фиксатор 12 с паза шкворня и преодолевает сопротивление конической пружины 9.
Перемещение шкворня 5 осуществляется до защелкивания пальца 6 во впадину 13 повод«а 7 (на чертеже это положение изображено тонкими линиями). При этом нижняя часть направляющего аппарата 3 поворачивается и занимает верхнее положение. При движении трактора задним ходом петля дышла 14 улавливается направляющим аппаратом и подается в зев крюка. При этом шкворень 5 подается назад. Поводок 7 соскакивает с пальца 6, после чего шкворень под действием конической пружины 9 и пружины рукоятки устремляется вперед и замыкает петлю прицепа в зеве крюка. В это время нижняя часть направляющего аппарата 3 занимает отброшенное положение.
Предохранительный фиксатор 12 под действием пружины 15 заходит во фрезерованную полость шкворня и надежно фиксирует его от самопроизвольного размыкания сцепки.
Для рассоединения петли дышла прицепа с тягово-сцепным устройством необходимо, преодолевая сопротивление возвратной пружины
10 и конической пружины 9, отвести шкворень назад до защелкивания пальца 6 во впадине
13 поводка 7, при этом нижняя часть направляющего аппарата 3 поворачивается вместе с
544568 рукояткой 10 и выводит петлю дышла из зева крюка.
Формула изобретения
1. Тягово-сцепное устройство транспортного средства, содержащее тяговый элемент с установленным на нем направляющим аппаратом и затвор, состоящий из шкворня с пазом, 1О с закрепленным в нем пальцем; поводка, взаимодействующего с пальцем шкворня и закрепленного в теле тягового элемента на одной оси с рукояткой, снабженной возвратной пружиной; подпружиненного предохранитель)5 ного фиксатора, взаимодействующего с пазом шкворня; пружины, взаимодействующей с торцом шкворня, отл и ч а ю щеес я тем, что, с целью увеличения углов горизонтальной и вертикальной гибкости прицепного звена, повы20 щения надежности и долговечности, тяговый элемент выполнен в виде крюка, а направляющий аппарат состоит из двух частей, верхняя из которых закреплена жестко на крюке, нижняя установлена с Возможностью поворо25 та на оси рукоятки, а шкворень расположен вдоль оси крюка.
2. Устройство по п. 1, о тл и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью удобства входа сцепной петли в зев крюка, беспазовый торец шкворня вы30 полнен со скосом.
Источники информации, принятые во в имание при экспертизе:
1. Патент ФРГ № 1046507, кл. 63с 3/05, 1959.
2. Шукин М. М. Сцепные устройства автомобилей и тягачей. М., Машгиз, 1961, фиг. 19.
Реда кто р А. Купря кова
Составитель С. Калядов
Техред A. Камышникова
Корректор Л Денискина
Заказ 203/9 Изд. Ке 160 Тираж 959 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР
I1o делаM изобретений и открытий
113035, Москва, 7К-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2