Многодисковая муфта поворота гусеничного транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
О П И С А Н И Е <»>бб44б4
ИЗОБРЕТЕН Ия
Союз Советских
Социалистических
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (6l) Дополнительное к авт. свид-ву(22) Заявлеио20.04.73 (21) 1911484/11 с присоединением заявки № (23) Приоритет(43) Опубликовано05.07.77.Бюллетень № 25 (45) Дата опубликования описания 18.08.77 (ЬЦ М. Кл.
> 16 13 13/00
B 62 D 11/08
Государственный комитет
Совета Министров СССР
Tl0 делам изооретений н открытий (53) УДК 629.118.014. .5:621,825.54 (088.8) (72) Лвторы изобретения
С,Л. Беганский> Э,П, Лопатинский и М.М. Палапкер (7т) Заявитель (54) МНОГОДИСКОВАЯ МУФТА HOBO. " O 1 Ë ГУСБНИ 1НОГО
ТРЛНСПОРТНОГО СРБДСТ ВЛ
Изобретение относится к гусеничным машинам, в частности к муфтам поворота гусеничных транспортных средств, Известна многодисковая муфта поворота гусеничных транспортных средств, содержащая неподвижный корпус, подпружиненный ведущий барабан, связанный с ведущим валом трансмиссии транспортного средства, ведомый барабан, комплект фрикционных дисков, ведущие из которых соединены с веду- 1о шнм барабаном, а ведомые — с ведомым барабаном, нажимное устройство и механизм управпения (11.
Однако такие муфты нельзя использовать дпя торможения транспортного средства, в ll связи с чем транспортное средство снабжается ленточным тормозом, отпичаюшимся невысокой надежностью и требующим применения сцециапьного привода.
Известна также многодисковач муфта по- _#_ ворота гусеничного транспортного средства, содержащая неподвижный корпус, подпружиненный ведущий барабан, связанный с ведущим валом трансмиссии транспортного средства, ведомый барабан, комплект фрикцион- 25 ных дисков, ведущие из которых соедп>к ны с ведущим барабаном, а в домыл — с вс.домым барабаном> нажимное устройство v. м»ханизм управления, имеющий рыч>н j 2).
Данная муфта является наиболес: бпи. к>AI к изобретению по технической сущносгп и результату, Однако ее также нельзя испо и,зовать дпя торможения транспортного средства, Цепь изобретения - использование фрикционных дисков муфты поворота для торможения транспортного средства, Дпя этого механизм управле|п1я состоит из конической зубчатой передачи, ведущая шестерня которой связана с рычагом механизма управления, а ведомая содержит попый цилиндр, на наружной и внутренней поверхностях которого выпопнены направляющие канавки, топкателей, одни из которых установлены в канавках наружной поверхности полого ципиндра и связаны с ведущим барабаном, а другие — в канавках, выполненных на внутренней поверхности попого цилиндра и связаны с нажимным диском, ;при этом на ведущем валу транс:. песин и
564464 на корпусе закреплены зубчатые венцы, а на внутренней и наружной поверхностях ве. дущего барабана выполнены зубья, входящие в зацепление с зубчатыми веттцами соответственно ведущего вала трансмиссии и корпуса.
На фиг. 1 .изображена многодисковая муфта поворота при передаче крутящего мо мента, продольный разрез; на фиг, 2 - Me ханизм управления многодисковой муфты, 10 разрез; на фиг. 3 - многодисковая муфта в режиме торможения, продольный разрез; на фиг. 4 — разрез А-А фиг. 1.
Муфта содержит ведущий элемент 1, сое. диненный при помощи подпружиненного че- т5 рез общий конус. 2 пружиной 3 зубчатого венца 4 с ведущим барабаном 5. Ведущие диски 6 шпицами 7 соединены с барабаном
5, а ведомые диски 8 шпицами 9 — с ведомым барабаном 10, который жестко связан с ведомым элементом 11. Нажимное устройство содержит нажимной диск 12 и опорный диск 13, связанные между собой болтами 14 с распорными втулками 15.
Между поверхностью А барабана 5 и поверх- 25 ностью Б диска 13 установлены нажимные пружины 16, На барабане 5 выполнентт зубья 17, снабженттьте пружинами 18, а к корпусу 19 муфты прикреплен зубчатый венец 20.
Механизм управления многодисковой муфтой содержит рычаг управления (на чертеже не показан), приводной вал 21 с шестерней 22 и барабан 23, установленный на элементе 1т На внутренней поверхности В
35 барабана 23 выполнены две канавки а, в которых находятся пальцы 24 толкателей
25, соединенных с качающимся относительно закрепленной в корпусе оси 26 (фиг.4) рычагом 27 .
На наружной поверхности Г барабана 23 выполнены две канавки о в которых находятся пальцы 28 толкателей 29, соединенные с установленным на оси 30 (фиг. 4) в корпусе 19 рычагом 31.
Толкатели 25 взаимодействуют с диском 13 нажимного устройства, а толкатели.29 — с барабаном 5, который при помощи зубьев 32 соединяется с зубьями
50 венца 4, а зубьями 17 - с зубьями ЗЗ венца 20..
Муфта работает следующим образом.
При прямолинейном движении транспортного средства крутящий момент с элемента
1 через венец 4, находящийся в зацеплении с зубьями 32, передается на барабан
5, далее, через шпицы 7 на диски 6 и 8, шпицы 9, барабан 10 и на элемент 11. ходовой части транспортного средства.
При повороте транспортного средства, как и при торможении его рычагом мехаmaMa управления (на чертеже не показан), приводится во вращение вал 21 с шестерней 22 механизма управления. Вращение от шестерни 22 передается на барабан 23, который при помощи внутренних канавок а и наружных канавок O воздействует через толкатели 25 и 29 соответственно на диск
13 нажимного .устройства и на барабан 5, которые перемещаются вдоль своей оси, При этом в первой фазе перемещается только диск 13 нажимного устройства, а во второй фазе, после того, как появятся зазоры между дисками 6 и 8, перемещается и Gaрабан 5, который выходит нз зацепления с элементом 1 и зубьями 17 входит в зацепление с венцом 20. Введение в зацепление зубьев 17 с венцом 20 облегчается благодар s выполнению зубьев 17 подпружиненными пружинами 18, так как в случае несовпадения зубьев
17 с соответствующими впадинами венца 20, зубья 17 утопают в своих гнездах, позво-ляя сместить венцы при повороте барабана
5 и, тем самым, ввести их в зацепление.
Таким образом, предложенная конструкция обеспечивает использование фрикционных дисков многодисковой муфты поворота попеременно для передачи вращения и торможения.
Формула изобретения
Многодисковая муфта поворота гусенич= ного транспортного средства, содержащая неподвижный корпус, подпружиненный ведущий барабан, связанный с ведущим валом трансмиссии транспортного средства, ведомый барабан, комплект фрикционных дискоз ведущие из которых соединены с ведущим барабаном, а ведомые - c ведомым бара:= баном, нажимное устройство и механизм управления, имеющий рычаг, о т л и ч а ющ а я с я тем, что, с цепью использования фрикционных дисков муфты поворота для торможения транспортного средства, механизм управления состоит из конической зубчатой передачи, ведущая шестерня которой связана с рычагом, а ведомая содержит полый цилиндр, на наружной и внутренней поверхностях которого выполнены направляющие канавки толкателей,. одни из которых установлены в канавках наружной поверхнос ти полого цилиндра и связаны с ведущим барабаном, а другие - в канавках, выполненных на внутренней поверхности полого цилиндра и связаны с нажимным диском, при этом на ведущем валу трансмиссии и на корпусе закреплены зубчатые венцы, а на внутренней и наружной поверхностях ведущего барабана выполнены зубья, входл564464
5 шие в зацепление с зубчатыми венцами соответственно ведун его вала трансмиссии и корпуса.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе;
1. Авторское свидетельство СССР
М 147100, кл. В 62 d 11/08, 1962.
2. Книга под редакцией И.Б. Барского
"С оветс кие тракторы, "Р1аш v» острое > и е", s И осква, 1 97 0 r„c. 208.
564464
Составитель Г. Коршунов
Редактор H. Скворцова Техред М. Левицкая Корректор E. Пан
Закаэ 2049/203 Тираж 1 154 Подписное
iIHHHIlH Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д,4/5
Филиал ППП Патент", r. Ужгород, ул. Проектная,