Сцепное устройство для буксировки полуприцепных строительно- дорожных машин

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОЫ Ет Е Н И Я

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (!11 6О8668

Социаанстнчесщк

Рооп ублин (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 11.12.75 (21) 2197781/27-11 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет (43) Опубликовано 30.05.78. Бюллетень № 20 (45) Дата опубликования описания 05.05.78 (51) М. Кл.2 B60D 1/16/

В 62D 53/06

Государственный комитет

Совета Министров СССР (53) УДК 639.114.3 (088.8) ло делам изооретений и открытий (72) Авторы изобретения

Б. А. Фалькевич, Э. Г, Ронинсон и П. Л. Иванов (71) Заявитель

Всесоюзный научно-исследовательский институт строительного и дорожного машиностроения (54) СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ БУКСИРОВКИ

ПОЛУПРИЩЕПНЪ|Х СТРОИТЕЛЪНО-ДОРОЖНЫХ МАШИН

Изобретение относится к области сцепных устройств для буксировки полупрпцепных дорожно-строительных машин, например скреперов, землевозов, колесными и гусеничными тягачами и может быть использовано во всех областях транспортного машиностроения.

Известно сцепное устройство для буксировки полуприцепных строительно-дорожных машин, содержащее хобот, который вертикальным шарниром соединен с тягачом, а горизонтальным шарниром — с прицепной строительно-дорожной машиной, рычажный механизм, состоящий из гидроцилиндра и тяги, которая соединяет гидроцилиндр с горизонтальным шарниром 1). Недостатком такого устройства является то, что при запертом гидроцилиндре весь агрегат представляет собой трехопорную жесткую систему, в которой распределение реакций по опорам целиком зависит от рельефа опорной поверхности, что требует от оператора непрерывной корректировки положения гидроцилиндра одновременно с изменением положения ковша при копании или рулевого колеса при транспортном режиме. Такая корректировка практически неосуществима.

Наиболее близко к изобретению сцепное устройство, содержащее шарнирный многозвенник, выполненный из стоек, рычагов, шарнирно подвешенных на верхних концах стоек, и траверсы, шарнирно-подвешенной к нижним концам рычагов и являющейся горизонтальной осью шкворня, соединяющего тягач с тяговой рамой полуприцепа (2). Недостатком такого устройства является ограниченность зоны равномерного распределения вертикальных нагрузок на движители, обеспечиваемой кинематикой механизма сцепного устройства только для определенного задан10 ного исходного положения, например, набор грунта при заглубленном ноже скрепера.

В этом случае в транспортном режиме, особенно при движении под углом к горизонту, равномерность распределения нагрузок нару15 шается. Регулирование распределения вертикальных нагрузок на движители в процессе работы в различных исходных положениях агрегата невозможно.

Целью изобретения является распределение

20 сцепного веса по движителям тягача для повышения тяговых качеств и проходимости транспортного средства. Указанная цель достигается тем, что рама тягача оборудована направляющими с установленными в них

25 кронштейнами, в которых размещены стойки шарнирного многозвенника, при этом одно из звеньев шарнирного многозвенника выполнено регулируемым. По крайней мере одно из звеньев шарнирного многозвенника может

30 быть выполнено в виде гидроцилиндра. Цслссообразно по крайней мере одну из стоек шарнирного многозвенника установить шарнирно на кронштейне рамы с возможностью ее поворота и фиксации. По крайней мере один из кронштейнов рамы может быть установлен с возможностью перемещения и фиксации вдоль направляющих рамы.

На фиг. 1 схематично изображена транспортная машина с полуприцепом; на фиг. 2— предлагаемое устройство с переменными по длине звеньями.

Сцепное устройство содержит стойки 1 и 2, выполненные, например, в виде гидроцилиндров и прикрепленные к кронштейнам 3 рамы шарнирами 4. Кронштейны 3 установлены на направляющих 5 рамы. Стойки 1 и 2 могут поворачиваться на шарнирах 4 и фиксируются в определенном положении с помощью, например, гидроцилиндров 6. Перемещение и фиксация кронштейнов 3 осуществляется, например, гидроцилиндром 7, корпус которого соединен с рамой, а концы штоков — с кронштейнами 3.

В верхней части стоек закреплены пальцы

8 с установленными на них рычагами 9, которые выполнены, например, в виде гидроцилиндров. На нижних концах рычагов на пальцах 10 шарнирно подвешена траверса 11, представляющая собой, например, двусторонний гидроцилппдр, штоки 12 которого являются горизонтальной осью вертикального шкворня 13, соединяющего тягач с тяговой рамой 14, которая через шарнир 15 связана с полуприцепом. Условный шарнир связи тягача с полуприцепом находится в точке А пересечения прямых, продолжающих продольные оси рычагов 9.

При въезде на подъем точка А перемещается вперед и вверх. Для более равномерного распределения нагрузки на движители оператор включает гидрораспределитель и с помощью гидроцилиндров 6 и 7 перемещает стойку 1 или 2 или обе стойки вместе в новое поло>кение, благодаря чему уменьшается опрокидывающий момент. Аналогичным образом оператор может изменить длину траверсы 11. При выходе агрегата на горизонтальный участок оператор возвращает стойки или траверсу в исходное положение.

Под движителями тягача со всеми ведущими колесами может оказаться опорная поверхность с разным коэффициентом сцепления, например лед или мокрая глина под задними колесами и твердое сухое основание под передними. Оператор, воздействуя через управляющий орган на силовой элемент, меняет длину рычагов 9 или стоек 1 и 2, загружая передние движители. Это позволяет увеличить тяговое усилие и повысить проходи мость агрегата.

Предлагаемое сцепнос устройство значительно облегчает управление агрегатом, так как для точного совмещения осей соединительных элементов сцепного устройства, уста10 новленного на тягаче, и тяговой рамы полуприцепа, достаточно плавного изменения положения траверсы 11 путем изменения длины одного или нескольких звеньев шарпирно-о многозвенника, 15

Формула изобретения

1. Сцепное устройство для буксировки полуприцепных строительно-дорожных машин, содержащее шарнирный многозвепник, вы20 полненный из стоек, рычагов, шарнирно подвешенных на верхних концах стоек, и траверсы, шарнирно подвешенной к нижним концам рычагов и являющейся горизонтальной осью шкворня, соединяющего тягач с тяговой ра25 мой полуприцепа, отл и ч а ю щееся тем, что, с целью распределения сцепного веса по движителям тягача для повышения тяговых качеств и проходимости транспортного средства, рама тягача оборудована направляю30 щими с установленными в них кронштейнами, в которых размещены стойки шарнирного многозвенника, при этом одно из звеньев шарнирного многозвенника выполнено регулируемым.

2. Устройство по п. 1, отл ич а ющееся тем, что, по крайней мере одно из звеньев шарнирного многозвенника выполнено в виде гидроцилиндра, 3. Устройство по п. 1, отличающееся

40 тем, что, по крайней мере одна из стоек шарнирного многозвенника установлена шарнирно на кронштейне рамы с возмо>кностью ее поворота и фиксации.

4. Устройство по пп. 1, 3, отл ич а ющее45 с я тем, что, по крайней мере один из кронштейнов рамы установлен с возможностью перемещения и фиксации вдоль направляющих рамы.

Источники информации, 50 принятые во внимание при экспертизе

1. Патент США № 2928683, кл. 280 †4, 1960.

2. Заявка № 1664896/11, по которой принято решение о выдаче авторского свидетельст55 ва.

608668

474, 2 й4.— 1 Е;, ; т j и 1 а

4 2/ 2

4 оставитель С. Колядов

Техред Н. Рыбкина

1аедактор Н. Громов

Корректор Л. Котова

Подписное

Типография, ир. Сапунова, 2

Зак11а 808/2 11зд. Л2 455 Тираж 841

11ПО Государствс1н1ого комитста Совета Министров СССР

Ilo ислам ивобрстений и открытий

113035, Москва, )К-35, 1 ауи1екая иаб.,,1. 4/5