Способ контроля работоспособности топливной системы самолета
Реферат
СПОСОБ КОНТРОЛЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ТОПЛИВНОЙ СИСТЕМЫ САМОЛЕТА, оборудованной средствами заправки баков под давлением, основанный на проверке исправности гидроприводных насосов системы путем подачи топлива высокого давления на их приводные турбины и регистрации нагнетания по повышению давления за насосами, отличающийся тем, что, с целью сокращения времени и повышения экономичности предполетного обслуживания самолета, проверку исправности насосов ведут в процессе заправки баков топливом, прокачивают при этом заправляемое топливо через приводные турбины проверяемых насосов с понижением его давления ниже давления заправки и перекачивают при проверке насосов заправляемое топливо из бака первой очереди в бак второй очереди заправки.
Изобретение относится к авиационному оборудованию в части средств контроля исправности устройств, связанных с подачей топлива к силовой установке. Известен способ контроля, основанный на проверке исправности гидроприводных насосов системы путем включения газотурбинного двигателя самолета и регистрации подачи топлива насосами. Этот способ связан с необходимостью запуска двигателя, что обуславливает большой объем подготовительных работ и непроизводительное расходование моторесурса двигателя. Прототипом изобретения является способ контроля работоспособности топливной системы самолета, оборудованной средствами заправки баков под давлением, основанный на проверке исправности гидроприводных насосов системы путем подачи топлива высокого давления на их приводные турбины и регистрации нагнетания по повышению давления за насосами. Реализация этого способа требует наличия специальной наземной установки, снабженной насосами высокого давления. Эти насосы приводятся от автомобильного двигателя, а вся установка является сложной и дорогостоящей. Недостатком этого способа является также значительная длительность предполетного обслуживания самолета, вызванная необходимостью последовательного выполнения работ по заправке самолетных баков топливом и проверке работоспособности системы. При этом необходимость специальной наземной установки для контроля системы обуславливает дороговизну обслуживания и ограничивает возможные места базирования самолетов. Целью изобретения является сокращение времени и повышение экономичности предполетного обслуживания самолета. Для этого проверку исправности насосов ведут в процессе заправки баков топливом, прокачивают при этом заправляемое топливо через приводные турбины проверяемых насосов с понижением его давления ниже давления заправки и перекачивают при проверке насосов заправляемое топливо из бака первой очереди в бак второй очереди заправки. На чертеже представлена схема топливной системы самолета с устройством, реализующим предлагаемый способ. В расходном баке 1 системы установлен гидроприводной насос 2, включенный в магистраль 3 подкачки, соединенную с газотурбинным двигателем. На отводном трубопроводе 4 за обратным клапаном установлен центробежный насос 5, имеющий привод от двигателя. Этот насос трубопроводами 6, 7 и 8 подключен к входам приводных турбин подкачивающего 2 и перекачивающего 9 гидроприводных насосов. Средства заправки баков под давлением включают в себя топливоприемник 10, трубопровод 11, электрокран 12, управляемый сигнализатором 13 окончания заправки, и гидрокран 14, управляемый от дублирующего сигнализатора 15 уровня топлива в баке 16. Между баками 1 и 16 имеется клапан 17. Кнопка 18 с контактами 19 и 20 подключена к приводам электрокрана 12 и электрокрана 21, через который соединены трубопроводы 22 и 23. К выходам насосов 2 и 9 подключены сигнализаторы 24 давления, связанные со световыми индикаторами 25. При заправке двигатель и соответственно насос 5 не работают. Насосы топливозаправщика (на чертеже не показаны) подают заправляемое топливо высокого давления в бак 16 первой очереди заправки. При этом электрокран 12 и гидрокран 14 открыты. При нажатии кнопки 18 электрокран 12 закрывается, а электрокран 21 открывается, обеспечивая подачу заправляемого топлива по трубопроводам 22, 23, 7 и 8. Насосы топливозаправщика прокачивают заправляемое топливо высокого давления через приводные турбины насосов 2 и 9. При этом давление заправляемого топлива понижается ниже давления заправки с отбором работы на перекачку заправляемого топлива из бака 16 первой очереди заправки. Заправляемое топливо из приводных турбин проверяемых насосов поступает в топливные баки. При исправности насосов 2 и 9 срабатывают сигнализаторы давления и световые индикаторы 25 регистрируют нагнетание топлива насосами 2 и 9. Выполнение контроля работоспособности системы в процессе заправки самолетных баков под давлением от штатного топливозаправщика, сокращает примерно в 1,5 раза время предполетного обслуживания и значительно повышает его экономичность, поскольку отпадает необходимость в дополнительном обслуживающем персонале и специальном оборудовании. При этом расширяется также категория мест возможного базирования из-за уменьшения номенклатуры установок, необходимых для предполетного обслуживания самолетов.
Формула изобретения
СПОСОБ КОНТРОЛЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ТОПЛИВНОЙ СИСТЕМЫ САМОЛЕТА, оборудованной средствами заправки баков под давлением, основанный на проверке исправности гидроприводных насосов системы путем подачи топлива высокого давления на их приводные турбины и регистрации нагнетания по повышению давления за насосами, отличающийся тем, что, с целью сокращения времени и повышения экономичности предполетного обслуживания самолета, проверку исправности насосов ведут в процессе заправки баков топливом, прокачивают при этом заправляемое топливо через приводные турбины проверяемых насосов с понижением его давления ниже давления заправки и перекачивают при проверке насосов заправляемое топливо из бака первой очереди в бак второй очереди заправки.РИСУНКИ
Рисунок 1MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Номер и год публикации бюллетеня: 36-2000
Извещение опубликовано: 27.12.2000