Устройство контроля исправности топливной системы самолета

Реферат

 

УСТРОЙСТВО КОНТРОЛЯ ИСПРАВНОСТИ ТОПЛИВНОЙ СИСТЕМЫ САМОЛЕТА, содержащее линию подпитки от наземного источника, коллектор приводного топлива, датчики давления топлива в напорных магистралях гидротурбоприводных насосов расходного и дополнительного баков, датчики уровня топлива которых связаны с узлами включения пускового крана приводного топлива и запорного крана заправочной магистрали, имеющей наружный приемник, отличающееся тем, что, с целью упрощения и повышения экономичности эксплуатации, в линии подпитки установлен нормально закрытый кран и она подключена к заправочной магистрали на ее участке между наружным приемником и запорным краном, узел включения которого сблокирован с узлом включения нормально закрытого крана.

Изобретение относится к авиационному оборудованию, в частности к средствам контроля исправности устройств, связанных с подачей топлива к силовой установке. Известны устройства контроля исправности топливной системы самолета, содержащие коллектор приводного топлива, датчики давления топлива в напорных магистралях гидротурбоприводных насосов, пусковой кран приводного топлива. Проведение контроля с помощью этого устройства связано с необходимостью запуска двигателя, что обусловливает большой объем подготовительных работ и непроизводительное расходование моторесурса двигателя. Наиболее близким к описываемому является устройство, содержащее линию подпитки от наземного источника, коллектор приводного топлива, датчики давления топлива в напорных магистралях гидротурбоприводных насосов расходного и дополнительного баков, датчики уровня топлива которых связаны с узлами включения пускового крана приводного топлива и запорного крана заправочной магистрали, имеющей наружный приемник. Использование такого устройства требует наличия специальной наземной установки, снабженной насосами высокого давления. Эти насосы приводятся от автомобильного двигателя, а вся установка является сложной и дорогостоящей конструкцией. Недостатком этого устройства является также значительное увеличение времени на предполетное обслуживание самолета, вызванное необходимостью последовательного выполнения работ по заправке самолетных баков топливом и проверке работоспособности системы. Кроме того, необходимость в специальной наземной установке для контроля исправности системы обусловливает дороговизну обслуживания и ограничивает возможные места базирования самолетов. Целью изобретения является упрощение устройства и повышение экономичности эксплуатации самолета. Для этого в линии подпитки установлен нормально закрытый кран и она подключена к заправочной магистрали на ее участке между наружным приемником и запорным краном, узел включения которого сблокирован с узлом включения нормально закрытого крана. На чертеже представлена схема топливной системы самолета с устройством контроля ее исправности. В дополнительном 1 и расходном 2 топливных баках установлены гидротурбоприводные насосы подкачки 3 и перекачки 4, турбины которых подключены к коллектору 5 приводного топлива. На линии подвода приводного топлива к турбине насоса 4 перекачки установлен пусковой кран 6 приводного топлива, командная полость которого соединена через электроуправляемый пусковой кран 7 с коллектором 5 приводного топлива. К коллектору и к заправочной магистрали 8 подключена линия 9 подпитки с установленным на ней нормально закрытым краном 10. Средства заправки баков под давлением включают в себя наружный приемник 11, запорный кран 12, датчик 13 уровня, гидроуправляемый клапан 14, поплавковый клапан 15. Для управления насосом 4 перекачки в расходном баке 2 установлен датчик 16 уровня, а в дополнительном баке 1 датчик 17 уровня. На пульте 18 заправки и контроля работы насосов размещены переключатель 19 "заправка-контроль насосов" и световые индикаторы 20 датчиков 21 давления топлива в напорных магистралях за турбоприводными насосами 3 и 4. Коллектор 5 трубопроводом 22 с обратным клапаном 23 соединен с насосом 24, который служит источником приводного топлива для гидротурбонасосов 3 и 4 при работе двигателя самолета. При заправке баков топливом к наружному приемнику 11 подключается шланг топливозаправщика (на чертеже не показаны). В режиме заправки переключатель 19 на пульте 18 устанавливают в положение "заправка". Кран 12 и клапан 14 открыты и закрываются по достижении уровнем топлива датчика 13 или поплавкового клапана 15. Об окончании заправки сигнализирует лампа "заправка окончена" на пульте 18. В режиме контроля переключатель 19 на пульте устанавливают в положение "контроль насосов", при этом запорный кран 12 закрывается, нормально закрытый кран 10 на линии подпитки открывается и топливо под давлением подается в коллектор 5 приводного топлива. Одновременно открывается электроуправляемый пусковой кран 7 и пусковой кран 6 приводного топлива. Насосы 3 и 4 начинают работать, создавая давление в напорных магистралях. При этом срабатывают датчики 21 давления, и на пульте 18 загораются световые индикаторы 20, свидетельствующие об исправности насосов. Контроль насосов возможен только при наличии топлива в баках, поэтому на пульте имеется лампа, связанная с датчиком 17 (расходный бак 2 заправляется в первую очередь), при загорании которой может быть начат контроль насосов. Выполнение контроля работоспособности системы в процессе заправки самолетных баков под давлением от штатного топливозаправщика сокращает примерно в 1,5 раза время предполетного обслуживания и значительно повышает его экономичность, поскольку отпадает необходимость в дополнительном обслуживающем персонале и специальном оборудовании. При этом расширяется также категория мест возможного базирования из-за уменьшения номенклатуры установок, необходимых для предполетного обслуживания самолетов.

Формула изобретения

УСТРОЙСТВО КОНТРОЛЯ ИСПРАВНОСТИ ТОПЛИВНОЙ СИСТЕМЫ САМОЛЕТА, содержащее линию подпитки от наземного источника, коллектор приводного топлива, датчики давления топлива в напорных магистралях гидротурбоприводных насосов расходного и дополнительного баков, датчики уровня топлива которых связаны с узлами включения пускового крана приводного топлива и запорного крана заправочной магистрали, имеющей наружный приемник, отличающееся тем, что, с целью упрощения и повышения экономичности эксплуатации, в линии подпитки установлен нормально закрытый кран и она подключена к заправочной магистрали на ее участке между наружным приемником и запорным краном, узел включения которого сблокирован с узлом включения нормально закрытого крана.

РИСУНКИ

Рисунок 1

MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Номер и год публикации бюллетеня: 36-2000

Извещение опубликовано: 27.12.2000