Двухзвенное транспортное средство
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советских
Социалистических
Республик
Оп ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ () 648462 (61),дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 22.10.76 (21) 2414559/27-11 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет—
Опубликовано 25.02.79Бюллетень №7
Дата опубликования описания 27.02.79
&y ф v1 (51) М. Кл.
В 62 0 53/08
Государственный комитет
СССР по делам изооретений и открытий (53) УДК 629.11. .013.35 (088.8) (72) Авторы изобретения.=:-Б. А. Фалькевич, Э. Г, Ронинсон, П. Л. Иванов и А. B. Алексеенко
Всесоюзный научно-исследовательский институт строительного и дорожного машиностроения (71) Заявитель (54) ДВУХЗВЕННОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО
Изобретение относится к области строительного и дорожного машиностроения, в частности к двухзвенным транспортным средствам, состоящим из тягача и полуприцепной строительно-дорожной машины.
Известно двухзвенное транспортное средство, состоящее из тягача и полуприцепной строительно-дорожной машины, содержащее установленные на раме тягача стойки с закрепленной на них грузовой траверсой и установленный на ней поворотный отно- 10 сительно горизонтальной оси вертикальный шкворень для сцепления с полуприцепной строительно-дорожной машиной (1).
Однако ввиду расположения узлов креп-. ления стоек к раме тягача выше уровня дороги между ними и точкой контакта тягача с дорогой образуется плечо и действие приложенной в упомянутых узлах реакции прицепа вызывает опрокидывающий момент, действующий на тягач, нарушающий его продольную устойчивость и ухудшающий его gp тяговые характеристики.
Наиболее близким к изобретению из из— -вестных технических решений является транспортное средство, состоящее из тягача и полуприцепной строительно-дорожной машины, содержащее установленные на раме тягача стойки с шарнирно-закрепленными на них рычагами, расположенными под углом к другу, соединительные элементы, связывающие нижние концы рычагов, и соединенный горизонтальным шарниром с указанными элементами портал с проушинами, на котором размещен вертикальный шкворень для сцепления тягача с полуприцепной строительно-дорожной машиной j2) .
Однако в таком устройстве из-за продольного перемещения точки пересечения направления рычагов {принято считать, что в этой точке на тягач от полуприцепа передается вес и сила сопротивления движению) при переезде через неровности дороги возникают продольные и вертикальные (кобрирование) колебания машины, ухудшающие плавность хода машины, что заставляет снижать транспортную скорость.
Целью изобретения является повышение производительности транспортного средства путем улучшения плавности хода и увеличения транспортных скоростей движения.
648462
Формула изобретения
Это достигается тем, что соединительные элементы выполнены в виде поперечных траверс, шарнирно-связанных с противоположно размещенными рычагами, а горизонтальный шарнир состоит из пальцев, соединяющих проушины портала с поперечными тра- 5 версами, при этом одна из траверс и проушина портала соединены с возможностью взаимного продольного смещения. Кроме того, палец подвижного соединения поперечной траверсы с проушиной портала может быть жестко связан с траверсой или с проушиной.
Для смягчения ударов проушин портала о траверсу подвижное соединение снабжено амортизирующими элементами, установленными на пальце, например тарельчатыми проушинами.
На фиг. 1 изображено двухзвенное транспортное средство, общий вид; на фиг. 2— соединение тягача с полуприцепной строительно-дорожной машиной с жесткой фиксацией пальца относительно траверсы, вид сбоку; на фиг. 3 — то же, вид спереди; на фиг. 4 — то же, с фиксацией пальца относительно проушины портала и амортизирующие элементы, вид сбоку.
Двухзвенное транспортное средство из 25 тягача 1 и полуприцепной строительно-дорожной машины 2. На раме 3 тягача 1 закреплены стойки 4 с шарнирами 5 и 6, на которых установлены рычаги 7 и 8 с нижними шарнирами 9 и 10, в которые входят цилиндрические концы поперечных траверс 11 и 12. Траверсы соединяются с порталом 13 пальцами 14 и 15 через проушины 16 и 17. Проушина 16 (или траверса 12) выполнена в виде ползуна, перемещающегося по пальцу 14. В случае, когда 35 перемещается проушина, палец 14 закреплен на траверсе 12 штифтом 18 (см, фиг. 2).
От попадания грязи шарнир защищен крышками 19 и резиновыми уплотнениями 20.
Если траверса 12 является ползуном, палец через фланец прикреплен к проуши4О не 16 болтами (см. фиг. 4). Между траверсой 12 и проушиной 16 могут быть установлены пружины 21, Портал 13 соединяется с тяговой рамой скрепера при помощи вертикального шкворня 22. 45
Предлагаемое сцепное устройство работает следующим образом.
При въезде на препятствие портал 13 перемещается в продольной плоскости на связанных с ним рычагах 7 и 8, при этом рычаги 7 могут повернуться в шарнирах 5 или остаться неподвижными, а произойдет продольное перемещение передней проушины 16 портала, как ползуна относительно траверсы 12 за счет того, что между проушиной 16 и траверсой 12 имеется зазор.
Поскольку для машин с задней грузовой платформой при установке сцепного устройства необходимо смещать точку приложения догрузки от полуприцепа вперед от сцепного устройства для получения равномерного распределения вертикальных реакций по колесам или гусеницам тягача, передние рычаги 7 располагаются вертикально или направлены вперед. Одновременный поворот рычагов 7 и 8 приведет к увеличению высоты центра тяжести ковша скрепера, а продольное перемещение портала по пальцу поднимет центр тяжести ковша меньше, чем при повороте рычагов (см. фиг. 2). Так как любая система более устойчива при меньшей высоте центра тяжести, при наезде на препятствие будет происходить только продольное перемещение проушин и портала по пальцу 14.
При съезде с препятствия сцепное устройство возвращается в исходное положение.
Если колеса скрепера преодолевают препятствия большие, чем те, что характерны для скреперных трасс, или трактор въезжает на значительный подъем, вступает в работу проушина 16 портала и рычаги 7 поворачиваются на соответствующий угол. Для предотвращения ударов портала 13 в траверсу 12 в конструкцию введены, например, тарельчатые пружины 21.
Положение точки приложения догрузки от полуприцепа на тягач при движении по ровной горизонтальной поверхности обозначено А, при наезде на препятствие догрузка будет приложена в точке А в случае перемещения портала по пальцу 14 и в точке А в случае поворота рычагов 7 и 8.
Продольное перемещение точки А в предлагаемом устройстве меньше, чем в известных, что позволяет улучшить плавность хода машины.
В связи с уменьшением длины звена, связывающего нижние шарниры рычагов, при перемещении портала по пальцу 14 угол поворота рычагов 7 и 8 при преодолении одинаковых подъемов будет пропорционально меньше, чем в случае с фиксированной длиной этого звена, что позволит уменьшить габариты устройства.
1. Двухзвенное транспортное средство, состоящее из тягача и полуприцепной строительно-дорожной машины, содержащее установленные на раме тягача стойки с шарнирно-закрепленными на них рычагами, расположенными под углом друг к другу, соединительные элементы, связывающие нижние концы рычагов, и соединенный горизонтальным шарниром — с указанными элементами портал с проушинами, на котором размещен вертикальный шкворень для сцепления тягача с полуприцепной е гроительно-дорожной. машиной, отличающееся
648462
22 тем, что, с целью повышения производительности транспортного средства путем улучшения плавности хода и увеличения транспортных скоростей движения, соединительные элементы выполнены в виде поперечных траверс, шарнирно-связанных с противоположно размещенными рычагами, а горизонтальный шарнир состоит из пальцев, соединяющих проушины портала с поперечными траверсами, при этом одна из траверс и проушина портала соединены с возможностью взаимного продольного смещения.
2. Транспортное средство по п. 1, отличающееся тем, что палец подвижного соединения поперечной траверсы с проушиной портала жестко связан с указанной траверсой.
2. Транспортное средство по п. 1, отли«аюи1ееся тем, что палец подвижного соединения поперечной траверсы с проушиной портала жестко связан с указанной проушиной.
4. Транспортное средство по п. 2, отличающееся тем, что, с целью смягчения ударов проушины портала о траверсу, подвижное соединение снабжено амортизирующими элементами, установленными на пальце, ð например тарельчатымй пружинами.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент США Хо 3360281, кл. 280 †4, 1968.
2. Авторское свидетельство СССР
Хо 507478, кл. В 62 D 53/08, 31.05.71.
648462 фиг. т
Составитель С. Макаров
Редактор А. Бер Техред О. Луговая Корректор В. Куприянов
Заказ 463/17 Тираж.768 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открьпий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5 филиал ППП «Патент», r. Ужгород, ул. Проектная, 4