Амортизатор

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

О П И С -А Й"

ИЗОБРЕТЕН

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛ

Союз Советских

Социалистических

Республик

651155 (61) Дополнительное к авт. свиа-ву (22) Заявлено 29.09.76(21) 24067 с присоединением заявки ¹ (231 Приоритет

Опубликовано 05.03. 79.Б юл л

Дата опубликования описани

М. Кл.

F 16 F 3/06

Государственный комитет

СССР по делам изооретений и открытий

УДК 567-621. . 1 (088. 8) В. А. Кудрявцев (72) Автор изобретения (71) Заявитель (54) ЛМОРТИЗЛТОР

Изобретение относится к виброизоляционной технике, а именно к конструкции амортизаторов, используемых, например, для защиты телевизионной и радиоэлектронной аппаратуры.

Известен амортизатор, содержащий основной упругий элемент в виде винтовой пружины сжатия, перемещенной в шток, имеющий фланец и связанный с амортизирусмым объектом, и дополнительные упругие элементы в виде пружин кручения со свободными прицепами, расположенными по обе стороны фланца. Пружины кручения размещены на круговой оси на некотором расстоянии от фланца штока, зависящем от величин внешних нагрузок, и включаются в работу через свои свободные прицепы при сх1ещении штока вверх или вниз при действии ударов и линейных перегрузок (1).

Недостатком амортизатора является то, что его жесткость на начальных стадиях включения в работу винтовых пружин кручения не может быть существенно уменьшена.

Известен н другой амортизатор, содержащий две коаксиально установленные пружины, корпус с крышкой и аксиально расположеннуlo в последних втулку, один конец которой предназначен для связи с амортизируемым объемом, а другой — с внутренней пружиной (2).

Этот амортизатор является наиболее близким llo технической сущности к изобретению. Однако его нельзя использовать для защиты радиоэлектронной аппаратуры от внешних динамических воздействий.

Цель изобретения — повышение амортизирующих свойств.

Поставленная цель достигается за счет того, что амортизатор снабжен двумя рядами имеющих профилированные поверхности и взаимодействующих с основной пру15 жиной упоров. Один ряд упоров размещен на крышке, а другой — на корпусе. Профилированные поверхности упоров, размещенных на крышке, обращены к профилированным поверхностям упоров, расположенных

2ц на корпусе. Упоры выполнены в виде упруп1х консольно закрепленных пластин. Основная пружина с натягом охватывает дополнительную. Последняя выполнена с параллельными оси амортизатора, встречно нап651155

Формула изобретения

3 равленными и смещенными одна относительно другой прорезями, через которые проходят упоры. Для исключения соударений витков друг с другом и упорами дополнительная пружина и упоры выполнены из эластичных материалов.

На фиг. 1 изображен амортизатор, поперечный разрез; на фиг. 2 — то же, разрез по плоскости основной пружины.

Амортизатор содержит две коаксиально расположенные пружины 1 и 2, корпус 3 с крышкой 4 и аксиально размещенную в корпусе втулку 5, резьбовой верхний конец которой предназначен для связи с амортизируемым объектом, а нижний конец — для связи с пружиной 2.

Пружина 1 является дополнительной, а пружина 2 — основной. Обе они выполнены из эластичного материала.

С пружиной 2 взаимодействуют два ряда имеющих профилированные поверхности упоров. Один ряд (упоры 6 и 7) размещен на крышке, а другой (упоры 8 и 9) — на корпусе

Внешний конец основной пружины расположен по периметру боковой поверхности корпуса и закреплен между верхними 10 и 11 и нижними 12 и 13 опорами.

Основная пружина 1 с натягом охватывает дополнительную, которая выполнена с параллельными оси амортизатора, встречно направленными и смещенными одна относительно другой прорезями 14 — 16 и 17—

19. Через прорези 14 — 16 проходят упоры 6 и 7, а через прорези 17 — 19 — упоры 8 и 9.

Упоры выполнены в виде упругих коаксиально закрепленных пластин.

Амортизатор работает следующим образом.

Г!ри действии внешних вертикально направленных перегрузок, например вибраций, втулка 5 смещается вниз или вверх относительно корпуса 3, деформируя основную спиральную пружину 2, витки. которой перемещаются относительно дополнительной пружины 1, прижатой к виткам пружины 2.

Это прижатие осуществляется силой собственной упругости пружины 1, деформированной на постоянную величину в сборе с пружиной 2. Касание торцовых поверхностей дополнительной пружины 1 с одной стороны о донную часть корпуса, а с другой стороны о крышку, препятствует перемещениям пружины 1 вдоль ее оси. Под действием ударов и линейных перегрузок деформация основной пружины 2 приводит к постепенной посадке ее витков на нижние 6 и 7, 20 или верхние 8 и 9 упоры, начиная с витков наибольшего радиуса и кончая витками наименьшего радиуса при достаточно больших ходах втулки 5 относительно корпуса и крышки. Величина свободного хода витков основной пружины 2

4 вдоль ее оси обеспечивается подбором толщины верхних 10 и 11 и нижних 12 и 13 опор.

В результате достигается постоянное изменение упругой характеристики пружины 2.

При работе амортизатора в условиях воздействия линейных перегрузок витки пружины 2 входят в контакт с упорами 6, 7, 20 или упорами 8 и 9. Эффективное гашение колебаний после ударных нагрузок обеспечивается действием значительных сил трения, возникающих между витками пружины 2 и витками пружины 1, при этом механический контакт с лентой пружины по всей длине витков пружины 2 при их перемещениях осуществляется за счет уменьшения высоты прорезей 14 — 16 и 17 — 19 в ленте при переходе от прорезей 19 и 16 к прорезям 17 и 14, расположенным ближе к центру дополнительной пружины 1.

Под действием статического нагружения со стороны амортизируемого объекта основная пружина 2 получает начальный прогиб. При этом витки наибольшего радиуса пружины 2 деформируются в большей степени, что учитывается при навивке пружины, которая в свободном состоянии имеет коническую форму вдоль ее оси и шаг навивки, уменьшающийся от основания к вершине корпуса.

Под действием вибраций, ударов и линейных перегрузок втулка 5 смещается в радиальном направлении относительно корпуса 3, деформируя основную пружину 2 и перемещая в горизонтальной плоскости дополнительную пружину 1 относительно корпуса 3 и крышки 4. При действии ударов и линейных перегрузок происходит постепенная посадка пружины 2 на ленту пружины 1, начиная с витков наибольшего радиуса, как наиболее податливых. Это приводит к постепенному изменению упругой характеристики амортизатора. Статическое номинальное нагружение амортизатора по характеру действия не отличается от линейных перегрузок вертикального направления.

Таким образом, введение в конструкцию амортизатора упоров, имеющих профилированные поверхности, выполнение дополнительной пружины с прорезями и использование для дополнительной пружины и упоров эластичных материалов позволяют в значительной степени повысить его амортизирующие свойства, добиться увеличения надежности вибро-и удароизоляции.

1. Амортизатор, содержащий две коаксиально установленные пружины, корпус с крышкой и аксиально расположенную в последних втулку, один конец которой предназначен для связи с амортизируемым объек65!155

7 17

9ие 7

7.7,7

Составитель О. Строганов

Редактор Н. Вирко Техред О. Луговая Корректор A. Власенко

Заказ 782/35 Тираж 1138 Подписное

ЫНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и откр ьп и и

I 13035, Москва, )К35, Раушская нао., д. 4/5

2. Амортизатор по и. 1, отличающийся тем, что упоры выполнены в виде упругих консольно закрепленных пластин.

3. Амортизатор по п. 1, от.гнчающийся тем, что, с целью исключения соударений витков друг с другом и упорами, дополнительная пружина и упоры выполнены из эластичных материалов.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР № 507724, кл. F 16 F 7/08, !976.

2. Авторское свидетельство СССР

15 № 97319, кл. b 03 С7 1/02, 1953.