Гидравлическая система для торможения колес

 

№ 65545

СССР

Класс 62Ь, 47в1

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Зарегистрировано в Бюро изобретений Госплана СССР

П. С. Пустоветов

ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ТОРМОЖЕНИЯ КОЛЕС

Заявлено 2 декабря 1943 года в Наркогяавпапром за Ко 9210 (330740)

Опубликовано 31 декабря 1945 года

Изобретение относится к гидравлическим системам для торможения колес самолета, заключающим в себе нагнетательный цилиндр с поршнем, который связан с ножной педалью управления и при повороте последней подает рабочую жидкость к собственно тормозам под давлением, определяемым усилием, прилагаемым к педали. Согласно изобретению цилиндр со штоком монтирован на двуплечей педали таким образом, что шток шарнирно связан с рычагом, укрепленным на неподвижной оси вращения педали, а цилиндр шарнирно соединен с плечом педали, противоположным нагруженному давлением ноги при торможении.

Цилиндр располагается по отношению,к неподвижному рычагу под некоторым углом, обеспечивающим при вращении педали перемещение поршня относительно цилиндра и, следовательно, подачу рабочей жидкости к тормозам.

На чертеже фиг, 1 изображает вид педали спереди; фиг. 2 — вид сбоку той же педали и разрез гидравлического агрегата.

Педаль предназначена для гидравлического управления тормозами колес самолета и служит такжедля управления рулем поворота. При перемещении педали вдоль оси самолета педаль управляет рулем поворота; при нажатии на носок и поворачивании педали вокруг оси крепления она управляет тормозами колес.

Корпус педали 1, штампованный из листовой стали, в верхней части, в месте установки носка ноги, имеет стремя 2, выполненное из трубы и приклепанное к стопе корпуса; нижняя часть стопы корпуса, служащая для установки каблучнoi части ноги, уширена и имеет отогнутый борт. Для облегчения, корпус имеет выштампованные отверстия.

В коробчатой части корпуса, приваренной к стопе, размещен педалный цилиндр 3.

Педальный цилиндр является насосом однократного действия, нагнетающим жидкость под давлением в тормоза для получения необходимого гидравлического давления, приводящего тормоза в действие.

Педальный цилиндр состоиг из двух самостоятельных цилиндров, сваренных между собой: большого — низкого давления и малого-— высокого давления.

Поршень 4 педального цилиндра †ступенчат и по размеру соот¹ 65545 ветствует внутренним диаметрам составляющих цилиндров. Б ерхняя, большая по площади, часть поршня, через регулируемый шток 5 шарнирно связана с рычагом б, насаженным на квадрат неподвижной оси 7, имеющей шлицевое соединение с вилкой кронштейна 8.

Шлицевое соединение оси 7 педали с вилкой кронштейна позволяет изменять предварительный угол установки педали по желанию летчика. Для этого служит серьга 9 на конце оси, потянув за |которую выводят ось из сцепления, устанавливают педаль под требуемым углом, опускают серьгу, и возвратная пружина 10 ставит ось в первоначальное положение.

Нижняя часть педального цилиндра шарнирно соединена с каблучной частью .корпуса педали.

При торможении нажимают носком ноги на,конец педали; педаль вместе с цилиндром, поворачиваясь о коло оси 7 неподвижного рычага б, за счет сближения точек крепления цилиндра и штока поршня, вытесняет жидкость в тормоза, приводя их в действие.

Верхняя, большая по площади часть поршня со специальной уплотнительной манжетой 11 служит для предварительного заполнения тормозной системы жидкостью (до момента прижатия фрикцио нного материала тормозов), работает под небольшим давлением (1 — 3 кг/см ), зависящим от регулировки пружины 12 верхнего шарикового клапана, который при более высоких давлениях перепускает жидкость изпод поршня в компенсационную полость 17 педального цилиндра, являющуюся дополнительным резервуаром для жидкости. Если трубопроводы от Педалей к тормозам проходят выше уровня компенсационных полостей педальных цилиндров, к ним подключается дополнительный бачок, расположенный выше уровня полостей и соедпняемый с ними с помощью резиновых трубок малого сечения.

Нижняя часть поршня, меньшая по площади, с уплотнительной манжетой 18 является рабочей частью и служит для создания высокого давления в тормознои системе, необходимого для работы тормозов.

Эта часть поршня работает в малом цилиндре высокого давления. жидкость при торможении изпод большого поршня поступает в тормоза: вначале — через отверстия в малом цилиндре, а после их лерекрытия манжетой 13 — через отверстия в стебле поршня, отжимая нижний шариковый клапан, удерживаемый пружинкой 14. Это происходит только до момента прижатия фрикцион ного материала тормозов, после чего, ввиду несжимаемости жидкости, шарик нижнего клапана плотно прижимается к своему седлу и малый поршень всей площадью начинает работать на повышение давления в тормозной системе; при этом верхний клапан перепускает жидкость из-под большого поршня в компенсационную полость, сохраняя под большим поршнем постоянное, не возрастающее за время рабочего хода, давление.

Величина давления жидкости в тормозах при этом целикОм зависит от силы нажатия ноги на носок педали. Для того чтобы давление в тормозной системе не поднялось выше потребного для работы данного типа тормозов, во внешнюю магистраль, между верхним и нижним штуцерами педального цилиндра, включается ограничительный клапан, отрегулированный на максимальное рабочее давление тормозов.

Ограничительный клапан при достижении этого давления открывается и перепускает при рабочем ходе педали излишки жидкости из тормозной магистрали в компенсационную полость педального цилиндра, ограничивая этим величину максимального давления в тормозной системе, и позволяет эксплоатировать педаль при различных типах тормозов.

При ра сторм аживании, когда прекращается действие ноги на носок педали, возвратная пружина 15 поршня возвращает поршень и педаль в исходное положение — до упора поршня в стопорное кольцо

1б. Для возвращения жидкости, М 65545 вытесняемой во время рабочего хода из-под большого поршня в компенсационную полость 17, и пополнения возможной убыли жидкости в верхней части поршня, прилегающей к манжете 11, сделан ряд наклонных отверстий, через которые жидкость может свободно подходить .к рабочей поверхности манжеты; соответственно им, по окружности рабочей поверхности манжеты П равномерно расположены конические углубления, узкие концы которых несколько не доходят до наиболее эластичной части манжеты. Когда при растормаживании под большим поршнем образуется разряжение (ввергну открытия отверстий в малом цилиндре только в ионце хода растормаживания), жидкость из компенсационной полости благодаря атмосферному давлению засасывается под манжету и, вследствие отсутствия в этот момент давления на рабочую часть манжеты, через .конические углубления в ней, поступает под поршень, подготовляя педаль к очередному тор: ожению.

Рабочей жидкостью для тормозной системы служит любая применяемая для этих целей незамерзающая при низких температурах жидкость, сохраняющая при этом свою подвижность и не влияющая на материалы системы и уплотнительных манжет.

Предмет изобретения

Гидравлическая система для торможения колес, преимущественно колес самолетов, заключающая в себе нагнетательный цилиндр с поршнем, управляемый ножной двуплечей педалью, отличающаяся тем, что шток 5 поршня шарнирно соединен с плечом 6, жестко укрепленным на неподвижной несущей педаль 1 оси 7, а цилиндр 3 расположен под углом к плечу б и шарнирно связан своим вторым концом с плечом педали, противоположным плечу, нагружаемому давлением ноги.

Рй 65545

2Л"

«

Отв. редактор Д. А. Михайлов

Техн. редактор М. В. Смольякова

А06608. Подписано к печати 9/VI-1947 r. Тираж 500 экз. Цена 65 к. Зак. 18.

Типография Госпланиздата им. Воровского, г. Калуга