Тягово-сцепное устройство транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

i ° ."т

ОПИСАНИЕ

ИЗОЬРЕтЕНИЯ

<»t 67O47I

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (б1) Дополнительное к авт. саид-ву 544568 (22) Заявлено 09.01.78 (2)) 2568799 27-11 с присоединением заявки ¹â€” (23) Приоритет— (43) Опубликовано 30.06.79. Бюллетень ¹ 24 (45) Дата опубликования описания 12.07.79 (51) М.Кл В 60 Э 1/04

Государственный комитет сссР (53) УДК 629.113. .013.5 (088.8) по делам изобретений и открытий (72) Авторы изобретения И. П. Ксеневич, П. А. Стецко, H. C. Черняк и В. В. Дакимович (71) Заявитель (54) ТЯ ГОВО-СЦЕП НОЕ УСТРОЙСТВО

ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к тягово-сцепным устройствам транспортных средств, преимущественно тракторов и автомобилей, для присоединения прицепов.

В изобретении по авт. св. ¹ 544563 описано тягово-сцепное устройство транспортного средства, используемое преимуществен IQ на тракторах и автомобилях для присоединения прицепов. В устройстве тяговый элемент выполнен в виде крюка, аправля:ощий аппарат состоит из 2-.;. ас-ей, верхняя из которых закреплена жестко на крюке, а нижняя установлена с возможностью поворота на оси рукоятки, а шкворень затвора расположен вдоль оси крюка.

Однако после сцепки со сцепной петлей дышла прицепа, нижняя часть направляющего аппарата отбрасывается, занимая практически вертикальное положение. Это увеличивает габаритные размеры тяговосцспного устройства в рабочем состоянии.

При установке такого тягово-сцепного устройства на тракторы, оборудованные 3;- ..",ним валом отбора мощности (тягово-сценное устройство устанавливается выше вала отбора мощности), нижняя часть направляющего аппарата в отброшенном состоянии перекрывает свободную зону к валу мощности, и для отбора мощности через задний вал отбора мощности требуется снятие тягово-сцепного устройства. Это исключает агрегатирование трактора с прицепными машинами, требующими одновременного привода от вала отбора мощности.

Кроме того, значительные по высоте габариты тягово-сцепного устройства с отброшенной нижней частью направляющ. "о аппарата и наличие жесткой связи между нижней частью направляющего аппарата и рукояткой затвора снижают надежнос;:, заппрания затвора.

При определcHHblx дорожных условиях возможнь; задевания отброшенной части направляющего аппарата за сторонние предметы (к примеру, при,движении вперед трактора с прицепом по местности с низкорослым кустарником). В этом случае происходит поворот нижней части направ20 ляющего аппарата и рукоятки затвора против часовой стрелки, что ведет к размыкзнию затвора и возможной расценке тяго" î-сцепного устройства с дышлом прицепа.

25 Целью изобретсния является повышени . надежности фиксации затвора в запертом сос оянии и одновременное уменьшенпе габаритных размеров устройства по Bt leo TI .

Это достигается тем, что нижняя часг:, направляющего аппарата установлена на

67О471 оси рукоятки с возможностью относительного вращения и связана с возвратной пружиной рукоятки, а ось рукоятки снабжена дополнительным поводком, взаимодействующим с нижней частью направляющего аппарата при ее подъеме, тяговый элемент снабжен ограничителем верхнего положения нижней части направляющего аппарата, причем рукоятка соединена возвратной пружиной с нижней частью направлявющего аппарата с предварительным натяжением.

На фиг, 1 изображено тягово-сцепное устройство, вид сбоку; на фиг. 2 — то жс, вид слева.

Устройство содержит тяговый крюк 1 (см. фиг. 1), "àêðåïëåííûé на остове тран— спортного средства с возможностью поворота с направляющим аппаратом, состоящим из верхней 2 и шоней 8 частей. Вдоль оси крюка 1 установлен полуавтоматический затвор 4, в корпусе 5;ого устновлен шкворень 6 с пальцем 7. Во взведенном состоянии шкворень б поджимается конической пружиной 8. На оси 9 закреплены поводок 10 и рукоятка 11. Внутри корпуса 5 на оси !2 установлен подпружиненный фиксатор 18, фиксирующий шкворень 6 в рабочем положении.

Верхняя честь 2 направляющего апп".— рата закреплена жестко на крюке 1, а нижняя часть 8 установлена на осп 9 рукоятки с возможностью вращения друг относительно друга. Для ограничения вращения нижней части направляющего аппарата на крюке 1 выполнен ограничитель !.!.

Них:няя часть 8 направляющего аппарата связана с рукояткой 11 возвратной пружины 15 (см, фиг. 2), установленной на оси 12.

На оси !2 жестко закреплен дополнительный поводок 16 с возможностью взаимодействия с нижней частью направляющего аппарата 8 при ее подъеме в верхнее положение.

Тягово-сцепное устройство работаег следующим образом.

При повороте рукоятки 11 против часовой стрелки пружина 15 закручивается, одновременно шкворень б поводком 10 за палец 7 отводится назад, отжимая предохранительный фиксатор 18 и преодолевая сопротивление конической пружины 8. Перемещение шкворня б осуществляется до защелкивания пальца 7 во впадину 17 поводка 10. При этом дополнительный поводок 16 вместе с возвратной пружиной 15 при кпмают нижнюю часть направляюще5

q5

55 го аппарата к ограничителю 14 (на черте;ке это положение изображено тонкими ли:1пями) .

При сцепке шкворень б дышла петлей

18 подается назад, поводок 10 соскакивает с пальца 7, и рукоятка 11 под действием возвратной пружины 8 поворачивается по часовой стрелке, одновременно досылая шкворень до замыкания петли в зеве крюка.

Нижняя часть направляющего аппарата после размещения петли 18 в зеве крюка возвратной пружиной 15 упруго поджимгется к петле, не препятствуя повороту дышла прицепа в горизонтальной н вертиальной плоскостях.

Дополнительный поводок 16 занимает после замыкания шкворнем зева крюка свободное от контакта с нижней частью направляющего аппарата положение (см. фиг. 1).

Для рассодпнения петли, дышла прицепа с тягово-сцепным устройством необходимо, греодолевая сопротивление возвратной пружины 15 и конической пружины 8, отвести рукоятку 11 и шкворень 6 назад до защелкивания пальца 7 во впадине l? поводка 10, при этом,дополнительный поводок 16 доходит до упора в нижнюю часть направляющего аппарата 8 и пр:шо и",мает ее до выведения петли 18 нз зе."-.: к-,юка.

Формула изобретения

1. Тягово-сцепное устройство транспортного средства по авт, св, № 544568, о т л ич а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности фиксации затвора в запертом состоянии и одновременного уменьшения габаритных размеров, нижняя часть направляющего аппарата установлена на оси рукоятки с возможностью относительного вращения и связана с возвратной пружиной рукоятки, а ось рукоятки снабжена дополнительным поводком, взаимодействующим с нижней частью направляющего аппарата при ее подъеме.

2. Устройство по п. 1, отл ич а ющее с я тем, что тяговый элемент снабжен ограничителем верхнего положения нижней части направляющего аппарата.

3. Устройство по пп. 1 и 2, о т л и ч аю щ е е с я тем, что рукоятка соединена возвратной пружиной с нижней частью направляющего аппарата. с предварительным натяжением.

670471

77 з

Редактор А. Купрякова

1:,орректор С. Фаин

Заказ 454/831 Изд. ¹ 375 Тираж 821 Подписное

НПО Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Тии. Харьк. фил. пред. «Патент»

Составитель С. Макаров

Текред Н. Строганова