Обтекатель транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЬЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 210377 (21) 2463938/27-11 с присоединением заявки Йо

Союз Советских

Социалистических

Республик (51)М. Кл.2

В 62 Il 35/00

Государственный комитет

СССР но делам изобретений и открытий (23) Приоритет

Опубликовано 150779. Бюллетень Йо 26

Дата опубликования описания 1М7.7 9 (53) УДК 629. 113. .068(088.8) А.Н.Евграфов, Е.Ф.Медведев, В.В.Московкин, В.A.Ïåòðóøîâ и В.И. Быков (72) Авторы изобретения (71) 3аявитель,Центральный ордена Трудового Красного Знамени научноисследовательский автомобильный и автомоторный институт (54) ОБТЕКАТЕЛЬ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к областй транспорта, в частности, к кузовам, имеющим обтекаемые формы, и предназначено для использования на автопоездах с целью снижения их аэродинамического сопротивления при движении.

Известен кузов автомобиля, снабженный отражателями, установленный с возможностью его складывания в не рабочее положение от пневмоцилинд-: ра (11 °

Отражатель известного кузова не обеспечивает и менение угла наклона и положения отражателя по отношению к передней стенке полупрнцепа, что ограничивает сферу его применения . и снижает эффективность использования.

Наиболее близким техническим решением к изобретению являетая обтекатель транспортного средства, например автопоезда с полуприцепом, содержащий экран с шарнирно. соединенными . с ним стойками, закрепленными на ка- 25 бине тягача посредством и U --образных направляющих и пальцев (2).

Однако указанный обтекатель недостаточно эффективен при использо вании, поскольку в нем также не предусмотрено регулирование угла наклона экрана и его положения относительно передней стенки полуприцепа.

Указанный обтекатель предусматривает лишь два положения экрана: ра» бочее, когда он установлен под некоторым углом к кабине тягача, и транспортное положение, при котором экран установлен в горизонтальном положении, то есть находится в сложенном состоянии. При таком выпол,нении обтекателя возникает необходимость его замены при смене полу- прицепа другого типа размера, что связано с дополнительными затратами °

Другим недостатком известного обтекателя транспортного средства является наличие зазора между экраном и крышкой кабины тягача. Встречный поток воздуха при движении автопоезда устремляется в указанный зазор и создает дополнительное аэродинамическое сопротивление движению. При этом попЫтка ликвидировать зазор путем выбора параметром обтекателя, например путем увеличения, длины экрана, или путем выбора места расположения средства его крепления приводит практйчески к определенному и заданному его рабочему положению что не исключает зазор .при повороте

673517 в сторону полуприцепа и отрицательно влияет на эффективность использования обтекателя на тягачах, работаю щих со сменными полуприцепами.

Целью изобретения является снижение аэродинамического сопротивления автопоездов с полуприцепами различных типоразмеров.

Укаэанная цель достигается тем, что обтекатель снабжен полэунами, шарнирно соединенными со стойками и экраном, выполненными с рядом отверстий под пальцы стоек и установленными в упомянутых направляющих с возможностью перемещения в горизонтальной плоскости и фиксации в промежуточных положениях, а на нижней кромке экрана выполнены вырезы для направляющих. Кроме того, нижняя кромка экрана выполнена эластичной.

Такое выполнение об7 екателя позволяет изменять и фиксировать положение и угол наклона экрана, исключает зазор между нйм и кабиной тягача.

На фиг.l изображен общий вид автопоезда в составе тягача с обтекателем в 3-х положениях и полуприцепа; на фиг.2 — обтекатель, установленный на кабине транспортного средства в рабочем положении; на фиг ° 3обтекатель в транспортном (сложен- 30 ном) положении; на фиг.4 — вид обтекателя сбоку; на фиг.5 — вид по стрелке A на фиг.4; на фиг,6 — вид обтекателя сверху; на фиг.7 — сечение Б-Б на фиг.6 .. 35

Обтекатель транспортного средства содержит экран 1 со стойками 2, шарнирно соединеиыми с ползунами 3 посредством пальцев 4,5 и 6. Полэуны

3 установлены в V -образных направляю-:4p щих 7 и фиксируются посредством крепежных элементов 8, а направляющие

7 прикреплены к крыаке 9 кабины транспортного средства при помощи элементов 10. Нижняя кромка экрана 1 снабжена эластичным элементом 11, выполненным из резины, армированной металлическим кордом, и прикрепленным к экрану 1.

Для обеспечения. свободного перемещения экрана 1 его нижняя кромка выполнена с вырезами 12 для направляющих

7: С целью изменения угла наклона экрана 1, в ползунах выполнен ряд отверстий 13, а для обеспечения фйксации обтекателя и его различных 55 полсжениях относительно крьыи кабины тягача в U --образных направляющих выполнен ряд отверстий 14.

На фиг.l, кроме того, стрелками

15, 16 и 17 показаны потоки воздуха, соответствующие трем положениям экрана на тягаче при его работе с различными-типоразмерами полуприцепов 18, 19 и 20.

Обтекатель транспортного средства работает следующим образом.

Поток воздуха 15, возникающий при движении транспортного средства, отклоняется экраном 1 вверх под определенным углом и направляется на крышу полуприцепа 18, что снижает лобовое аэродинамическое сопротивление движению передней стенки полуприцепа.

При замене полуприцепа 18 на полуприцеп 19 большего габарита по высоте и уменьшении растояния между его передней стенкой и кабиной тягача, угол наклона экрана 1 увеличивают и перемещают экран назад относительно крыши кабины, В этом положении экран при движении автопоезда будет отклонять на крышу полуприцепа поток воздуха 16.

При использов-нии в составе автопоезда полуприцепа 20, габариты которого превышают габариты полуприцепов 18 и 19, еще более увеличивают угол наклона экрана 1 и вновь перемещают его назад относительно крыши о кабины тягача. В этом положении экрана при движении автопоезда обтекателем будет отклоняться на крышу полуприцепа 20 поток воздуха 17.

Угол наклона экрана изменяют следующим образом.

Освобождают пальцы 6 и передвигают стойки 2 вперед или назад, которые затем фиксируют в ином положении пальцами 6 в ползунах 3. При перемещении стоек 2 экран 1 поворачивается вокруг пальца 5.

Горизонтальное .перемещение обтекателя относительно крыаи кабины тягача производят путем перемещения ползунов 3 в U -образных направляющих

7. Для этого крепежный элемент 8 снимают, ползуны 3 в направляющих 7 перемещают вперед или назад и затем вновь фиксируют в направляющих.

При изменении угла наклона или положения экрана 1 эластичный элемент 11 изгибается и за счет сил упругости обеспечивает. постоянный контакт его нижней кромки с поверхностью крыши 9 кабины тягача. Это обеспечивает беззазорное подвижное соединение экрана 1 с крышей 9. Отсутствие зазора между экраном 1 и крышей 9 исключает возможность проникновения потока воздуха под нижнюю кромку экрана 1, что также повышает эффективность работы обтекателя.

Для складывания обтекателя в транспортное положение освобождают пальцы

6, стойки 2 поднимают вверх, поворачивая их вокруг пальцев 4, а затем экран 1 опускают в горизонтальное положение путем его поворота вокруг пальцев 5 (фиг.3) .

Изменение угла наклона экрана, его положения цо отношению к передней стенке полуприцепа, а также устранение зазора между кабиной и экраном позволяет исключить любое

6 73517 аэродинамическое сопротивление выступающей над кабиной части полуприцепов различных типоразмеров, что повышает обтекаемость автопоезда и снижает сопротивление его движения. Снижение сопротивления движению автопоезда позволяет увеличить среднюю эксплуатационную скорость на 5-7% при значительном снижении расхода топлива тягача.

l0

Формула изобретения

1. Обтекатель транспортного средства, преимущественно автопоеэда с полуприцепом, содержащий экран с 15 шарнирно соединенными с ним стойками, закрепленными на кабине тягача посредством 1 -образных направляющих и пальцев, отличающийся тем, что, с целью снижения аэродинамического сопротивления автопоездов с полуприцепами различных типоразмеров, он снабжен ползунами, шарнирно соединенными со стойками и экраном, выполненными с рядами отверстий под пальцы стоек и установленными в упомянутых направляющих с возможностью перемещения в горизонтальной плоско-, сти и фиксации в промежуточных положениях, а на нижней кромке экрана выполнены вырезы для направляющих.

2. Обтекатель по п.1, о т л и ч а ю шийся тем, что нижняя кромка экрана выполнена эластичной.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент Великобритании

9 1404138, кл. В 7 В, 1975.

2.Патент СШЛ У 3822910, кл.296-1, 1974.

673517

Фигз аида

J4I 1D

У. Фи.7

Йл,б

Составитель Л.Смольская

Редактор С. Байкова Техред Н. Бабурка Корректор О. Ковинская

Заказ 3992/17

Тираж 768 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета СС СР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5

Филиал ППП Патент, r.Óæãîðîä, ул.Проектная,4