Обтекатель транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСА Е

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик пп686929 (61) Дополнительное к авт. свид-Bi — (22) Заявлено 30.06.77 (2! ) 2502983/27-1! (5!) М. Кл. -

В 62 D 35)00

В 62 D 37) 02 с присоединением заявки:¹вЂ” (23) Приоритет—

Государственный комитет

СССР по делам изобретений н открытий

Опубликова но 25.09.79. Бюллетень ¹ 35

Дата опубликования описания 05.10.79 (53) УДК 629.113..068 (088.8) (72) А вторы изобретения

В. В. Московки н, А. Н. Евграфов и F. Ф..Чедведев

Центра lhllhlA ордена Трудового Красного Знамени научноисследовательский автомобильный и автомоторный институT (7! ) Заявитель (54) ОБТЕКАТЕ, Ih ТРАНСПОРТНОГО СР1:;ДСТВА

Изобретение относится к транспортным средствам, отличающимся обтекаемыми формами для снижения аэродинамического сопротивления движению.

Известен обтекатель транспортного средства, содержагций экран, установленный на кабине тягача транспортного средства (1)

Недостатком такого обтекателя является то, что его экран имеет постоянную. неизменяющуюся форму, вследствие чего обтекатель эффективен только при одной определенной скорости движения транспортного средства. Так, при снижении скорости движения транспортного средства встречный поток воздуха, обтекая экран сверху, устремляется вниз вследствие перепада давлений и попадает на переднюю стенку полуприцепа, оказывая сопротивление движению транспортного средства.

Наиболее близким техническим решением по сущности и достигаемому эффекту к предлагаемому изобретению является обтекатель транспортного средства, содержащий экран, шарнирно установленный на крыше кабины транспортного средства, стойки, верхними концами шарнирно соединенные с экраном, и средство перемеще ия экрана относ ител ьно крыши (21.

Этот обтекатель нмеет ползх ны, которые установлены B направляющих и связаны с экраном с целью изменения его положения.

Однако изменение положения экрана производится вручил ю, что отрицательно влияет на удобство управления обтекателем прп настройке Io па различные скорости движения.

Практически, вследствие указанного неудобства. при различных скоростях движения экран этого обтскателя остается в неизменном положении, что отрицательно влияет на аэродинамическое сопротивление движению транспортного средства, его скорость и расход топлива.

Цель1о изобретения является снижение расхода топлива и увеличение скорости движения транспортного средства за счет снижения аэродинамического сопротивления его движению и обеспечение удобства управления обтекателем.

Это достигается тем, что в обтекателе транспортного средства, содержащем экран, шарнирно установленный на крьпце каби5 о

1s о

25 зо

3S

s0

И ны транспортного средства, стойки, верхними концами шарнирно соединенные с экраном, и средство перемещения экрана относительно крыши, экран выполнен из гибкого материала, а средство перемещения экрана состоит из по крайней мере одного силового цилиндра двухстороннего действия, шарнирно соединенного с экраном и сообщенного с источником рабочей среды посредством распределителя, и балки, установленн«й на крыше перпендикулярно tlpoд«;ьн«й «си кабины, при этом нижние кон „: с-.:к и силовой цилиндр шарнирно связ. пы " балкой. .: ц.лью обеспечения изменения кривизнь экрана при различных скоростях движения tр»нспортного средства распределитель вьш.3 и:i.í в виде трехпозиционного крана.

Н» фиг. 1 изображен обтекатель, общий вид; на фиг. 2 — положение обтекателя при максимальной скорости движения транспортного средства; на фиг. 3 — то же, при движении транспортного средства с малой скоростью.

Обтекатель транспортного средства содержит экран 1, шарнирно установленный на крыше 2 кабины 3 транспортного средства, стойки 4, которые верхними концами шарнирно с«единены с экраном 1. Экран выполнен из гибкого материала. Обтекатель имеет средство перемещения экрана относительно крыши, которое состоит по крайней мере из одного силового цилиндра 5 двухстороннего действия, шарнирно соединенного с экраном 1, распределителя 6, сообщающего силовой цилиндр 5 с источником 7 рабочей среды и балки 8, установленной на крышке 2 перпендикулярно продольной оси кабины. Нижние концы стоек 4 и силовой цилиндр 5 шарнирно связаны с балкой 8.

Распределитель 6 выполнен в виде трехпозиционного крана, имеющего рычаг 9 управления обтекателем. С целью равномерного распределения нагрузок на экране 1, он имеет поперечные планки 10 — 12, к которым жестко прикреплены кронштейны 13—

16 шарнирных соединений элементов обтекателя. Рабочие полости силового цилиндра 5 сообщены с распределителем посредством трубопроводов 17 и 18. а распределитель 6 сообщен с источником 7 рабочей среды посредством трубопровода 19.

На фиг. 2 и 3 показаны передняя стенка 20 полуприцепа и крыша 21. Встречные потоки воздуха условно показаны пунктирными линиями 22 и 23.

Обтекатель работает следующим образом.

При движении транспортного средства, в частности автопоезда, со средней скоростью экран 1 обтекателя фиксируется силовым цилиндром 5 в среднем положении, которое показано на фиг. 1. В этом положении экран 1 отклоняет встречный пin «к воздуха вверх и исключает его конт»к1 с передней стенкой 20 полуприцепа.

При увеличении скорости транспортного средства давление встречного поток» воздуха и его относительная скорость увеличиваются, что приводит к увеличению аэродинамического сопротивления движению автопоезда и, в частности, силы реакции на экране от действия воздушного потока.

С целью снижения силы рсакции на экране 1, рычаг 9 переводят в крайнее правое положение и перемещают золотник распределителя 6 в одно из рабочих положений.

При этом распределитель соединяет трубопровод 18 с трубопроводом 19 и рабочая среда поступает из ее источника 7 по трубопроводу 18 в верхнюю рабочую полость силового цилиндра 5. Шток силового цилиндра выдвигается, а экран 1 изгибается и принимает выпуклую форму (см. фиг. 2). В результате встречный ноток воздуха отклоняется экраном п«д меньшим углом, но достаточным для того, чтобы этот поток 22, минуя передн|ою стe»êó 20 полуприцепа, попал на его крышу 21.

Такое отклонение встречного потока воздуха и снижение силы реакции на экране от действия этого потока снижает аэродинамическое с«противление движению автопоезда.

При снижении скорости движения автопоезда ниже средней относительная скорость встречного потока воздуха и его давление снижак тся. В этом случае, с целью исключения попадания потока на переднюю стенку

20 полуприцепа. угол отклонения потока

23 воздуха увеличивают и отклоняют его под углом, как это показано на фиг. 3.

Для этого рычаг 9 переводят в крайнее левое положение, соединяя трубопровод 19 с трубопроводом 17. Шток силового цилиндра

5 при этом втягивается, а экран 1 изгибается в противоположном направлении и принимает вогнутую форму. Экран вогнутой формы отбрасывает поток воздуха вверх и тем самым исключает попадание потока на переднюю стенку 20 полуприцепа. Такое отклонение встречного потока воздуха снижает аэродинамическое сопротивление движению автопоезда при его малых скоростях движения.

Таким образом, отклонение потока воздуха под различными углами в зависимости от скорости движения автопоезда дает возможность значительно уменьшить его сопротивление движению, как при сравнительно небольших, так и при максимальных скоростях движения автопоезда. Это позволяет увеличить среднюю эксплуатационную скорость автопоезда на 7 — 8% при значительном снижении расхода топлива. б) (1)(92(9 (>/>.5>(Ь)((I».(>(>>>(>(Н>(Ч

l . (. >6 г(кап(ель тр > и(",и>р II<) I (> срсдст!53, п>ен)(<, (цеста(нно автопосзды. < ()1(пжы))) и>!

->кр;!и. IiIы и; > 1,( кыбинь! транспортного (.рс;(ст!5(1. .: йкп, ( верхними концами шарннрн<> с<>(дпн ь!)ыс (. экраном, и средство псремсщс ния экр»l;1 относительш> крыши, ит.)((ча>ощ(((1(:» тем,.что, с целью снижения расхода топливы и увели чения скорости движения транспортного средства за счет снижения аэродинамического сопротивления его движению и об>еспсчения удобства управления обтекытелем, экран выполнен из гибкого мытерпала, а средство перемещения экрана состоит из по крайней мере одного силового цилиндра двухстороннего действия, шарнирно сос iHIIPHi«>((> с экраном и сообщенного с источником рабочей среды посредством рыл) рсделптеля, и б(1, IK!I, уст(>новл H!I<)l! >;;i кр.,! Il!(i!(р.!< ii» K,,; . l>l pi I() !1! >(>до. (I(, 1() Й >P ll каб(l 1(l>l. I! p ll:- .

l lIIrK IIIIP K(> Hill>l (, <:P!; !1 (!(Л() В()11 I ill. !i! ч ДР

lll3PHllPllO СВ)!.5(>НЬ! ((П(ЛК<>й. . ОотеKIIT(ль ш> п. 1, ог.!и<(а>(>(<((((» ) см, 5 чт(>, с целшо (>(>(спсчснпя изменен(:5:.:..: l!!!зHbl ЭКРаНЫ !!РИ РЫЗЛИЧНЬ!Х CK()P(>(. r! жсния транши>ртного средс(в3, р;,)(д,шт(. . I H(H В ВИДС TP(. 1(1(TÇH!III<>1!1!<>I (> К!><)H3.

)О Источникl(инфоРмапи!1, IIPIIHHTI.I<. 15() 13ННw3HHc (!pIi экспертизе

1. 11ытент СШЛ Хв 3854769, к.!. 2!>!) — 1, оп бл. 1974.

2. Лвторское свидетельство по заявке

Хо 2463938((11, кл. В 62 D,350!). 21.03,77, по к(>торой принято по,!ож!(тс.:!(,н с p\ IHpHHp ! I Ip() тот 3 1 1 ) .

t ф

6ЫЯ9

Составитель Л. Смольская

Техред О. Луговая Корректор Т. Скворцова

Тираж 769 Подписное

Редактор T. Зубкова

Заказ 5632/16

ЦН И И П И Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5 филиал П П П «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4