Механизм блокировки коробки передач транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ к лвтовскомх саидитильству

Союз Советских

Социалистических

Республин

<»695861

{61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 05,10,77(21) 2527996/27-11 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет

Опубликовано 0511.79. Бюллетень ¹ 41

Дата опубликования описания 07,1179 (51)М. Кл.

В 60 К 20/14

F 16 Н 5/84

Государственный комитет

СССР но делам изобретений. и открытий (53) УДК 629.11.01 (088.8) (72) Авторы изобретения

И. В. Ходес, М. А. Шаров, В. П. Шевчук, A Ф. Чулков, Н. С. Рыбников, Б, Э. Бахрах, В. A. Введенский и С. В. Сергиенко (71) Заявитель (54 ) МЕХАНИЗМ БЛОКИРОВКИ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО

СРЕДСТВА

Данное изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к механизмам блокировки коробки. передач транспортных средств.

Известен механизм блокировки коробки передач транспортного средства, содержащий установленные в корпусе коробки передач подпружиненные фиксаторы ползунов включения передач, блокировочный валик для управления фиксаторами, связанный через рычаг и подпружиненную тягу с органом уйрав- ления муфтой сцепления транспортного средства 11) .

Данное устройство имеет. электрические датчики скорости вращения первичного вала, преобразующие и усилительные блоки и исполнительные механизмы.

Однако блокировка с помощью элект. рических датчиков скорости вращения первичного вала имеет недостаточную стабильность срабатывания электронного устройства в заданном диапазоне скорости вращения ведущего вала коробки передач, что не позволяет применить его из-за большого износа шестерен.

11елью изобретения является повышение срока службы шестерен коробки пере. дач путем уменьшения их относительной скорости вращения. при переключении.

Указанная цель достигается тем, что механизм блокировки по прототипу снабжен следящим устройством, выполненным в виде гидронасоса с приводом от вала коробки передач и силового цилиндра, штоковая полость которого сообщена с гидробаком, à бесштоковая — при помощи гидролинни,с гнпоонасосом, причем поршень силового цили-. ндра соединен с подпружиненной тягой, а в упомянутой гидролинии установлен перепускной клапан, при этом в корпусе силового цилиндра выполнено отвер тие для сообщения бесштоковой полости с гидробаком в положении блокировки к оробк и передач .

На чертеже показано устройство для блокировки к ор обки передач .

Поршень 1 силового цилиндра механизма соединен шарнирно через подпружиненную тягу 2 с органом 3 управления муфтой сцепления и блокировочным

:валиком 4, запирающим подпружиненные фиксаторы 5 ползунов б переключения передач. Поршень 1 расположен в корпусе 7 силового цилиндра и образует с ним рабочую полость. В стенке корпуса выполнены отверстия, сообщенные

695861 гидролинией 8 с гидронасосом 9 . .Гидролиния 10 сообщает полость с магистралью системы смазки 11 или сливсм

12. Насос приводится во вращение от ведущего вала коробки передач и имеет перепускной клапан 13. Разблокирование коробки осуществляется только при крайнем положении поршня 1 в сторону гидролинии 8. Во всех других положениях поршня 1 б покировочному вали«у 4 задаются положения, при которых ползун 6 коробки передач остается заблокированным фиксаторами 5. Блокировочный валик 4 связан с органом 3 через рычаг 14.

Работа устройства осуществляется следующим образом, В исходном рабочем состоянии при включенной муфте валы коробки вращаются с максимальной скоростью и приводимый от них гидронасос 9 нагнетает жидкость под давлением через гидро-20 линию 8 в бесштоковую полость корпуса

7. Поршень 1 под давлением жидкости перемещается в сторону тяги 2 и устанавливает блокировочный валик 4 в положение, при котором полэун б за- 25 цирается фиксатором 5, что предохра— няет от самопроизвольного выключения передачи в коробке передач. В этом положении открывается отверстие, посредством которого гидролиния 10 30 сообщает бесштоковую полость с сис— темой смазки 11 или с гидробаком 12, При перемещении органа 3 и выключении муфты сцепления скорость вращения валов коробки гидронасоса 9 умень-35 шается и тяга 2 перемещается вправо.

Поршень 1 стремится переместить блокировочный валик 4 в разблокированное положение ползуна б. Этому усилию будет противодействовать сила, вос- 4О принимаемая поршнем 1 от давления жидкости в бесштоковой полости корпуса 7. Сила от давления жидкости будет поддерживаться в процессе уменьшения скорости вращения валов коробки передач эа счет того, что поршнем 1, под усилием подпружиненной тяги 2, гидролиния 10 перекроется и давление в полости корпуса 7 стабилизируется по величине, на которую отрегулирован перепускной клапан 13. Заблокированное

Положение блокировочного валика 4 под действием поршня.1 будет удерживаться на время уменьшения скорости

Вращения валов коробки. При относиТельной скоростй прокручивания валов близкой к нулю, когда производительность гидронасоса будет равна объемным утечкам, давление в гидролинии 8 и полости корпуса 7 уменьшается и под усилием подпружиненной тяги 2 пор- б(} шень 1 вместе с блокировочным валиком 4 перемещается влево, а ползун 6 переключения разблокируется. При этом ра э блокиров ание наступает н е одн овременно с выключением муфты сцепления, а только после снижения скорости вращения валов коробки до безопасной, например до 150 об/мин и менее.

Таким образом, устройство удерживает заблокированное положение коробки после выключения муфты и во время уменьшения скорости вращения валов коробки, что исключает соударения торцев сопрягаемых зубьев и излос шестерен. Надежность работы механизма обеспечивается золотниковым устройством, отключающим сливной калал рабочей полости от насоса при выкЛюченном сцеплении, вследствие чего стабилизируется давление нагнетаемой гидронасосом жидкости, несмотря на уменьшение скорости его прокручивания. Устройство также обеспечивает торможение ведущих валов коробки в режиме срабатывания перепускного клапана при стабилизации давления в гидролинии 8 во время перекрыти я гидролинии 10, ра з гружая при этом тормозок муфты сцепления.

Формула изобретения

Механизм блокировки коробки передач транспортного средства, содержащии установленные в корпусе коробки передач подпружиненные фиксаторы полэунов включения передач, блокировочный валик для управления фиксаторами, связанный через рычаг и подпружиненную тягу с органом управления муфты сцепления транспортного средства, отличающийся тем, что, с

I целью повышения срока службы шестерен коробки передач путем уменьшения их относительной скорос ти вращения при переключении передач, оно снабжено следящим устройством, выполненным в виде гидронасоса с приводом от вала коробки передач и силового цилиндра, шт окова я полость которого сообщена с гибробаком, а бесштоковая, при помощи гидрол инни — с гидр онас осом, причем поршень силового цилиндра сое.динен с подпружиненной тягой, а в упомянутой гидролинии установлен пере.пускной клапан, при этом в корпусе силового цилиндра выполнено отверстие для сообщения бесштоковой полости с гидробаком в положении блокировки коробки передач.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1.. Авторское свидетельство СССР

Р 264175, кл. B 60 К 23/00, 1968. (оста в итель В . Ухнин

Редактор Л. Гамбург Техред И.Петко КорректоР Г . Решет ннк

Заказ 6679/17 Тираж 804 Подписное

ЦЯИИПИ Гооударственного комитета СССР по делам изобретений и открнтий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4