Механизм блокировки коробки передач транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОВГКтГНИЯ ""69 862
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнытельное к авт. сеид-ву— (22) ЗаЯвлено 110775(21) 2156860/21-11 (5f)y . Кл.2
В 60 К 23/00
В 60 К 17/06 с присоединением заявки ¹â€” (23) ПриоритетГосударственный комитет
СССР по делам изобретений и открытий
{53) УДК 629.11.01 (088. 8) Опубликовано 05,1179. Бюллетень ¹ 41
Дата опубликования описания 07,1179 (72) Авторы изобретения
И. В. Ходес % A. Скопп (71) Заявитель
Волгоградский политехнический институт (54) МЕХАНИЗИ БЛОКИРОВКИ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ
ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
Изобретение относится к области тракторостроения и может быть использовайо на других подобных машинах, где переключение передачи осуществляется во время остановки движения.
Известны механизмЫ блокировки, управляемые за счет механической или гидравлической связи между рычагами управления сцепления и блокировочным валиком. При включении сцепления коробка разблокируется. В настоящее время на серийно выгтускаемых тракторах чаще осуществляется механическая связь посредством соединительной тя- 15 ги, шарнирно сопрягаемой с рычагами сцепления и блокировочным валиком(1).
Однако при включении сцепления коробка разблокируется, а ведущие валы могут еще некоторое время вращаться, 20
Попытка произвести переключение в этот момент приводит к соударению сопрягаемых торцов и их торцовую сколу.
Известен также механизм блокировки коробки передач ранспортного
25 средства, в которой переключение передач осуществляется во время остановки движения, содержащий установленные в корпусе коробки передач подпружиненные фиксаторы ползунов вклю- 0 чения перемещаемых элементов коробки передач ., блокировочный валик, управляющий фиксаторами, и тягу, соединенную с блокировочным валиком и с органом управления муфтой сцепления транспортного средства (2).
Недостатками известного механизма являются нестабильность процесса блокировки после остановки ведущего вала, значительная сложность и недостаточная надежность.
Целью изобретения является повы-шение стабильности процесса блокировки.
Это достигается тем, что предлагаемый механизм блокировки снабжен тормозной колодкой с фрикционным элементом, установленным с возможностью ограниченного углового перемещения на колодке для взаимодействия с первичным валом коробки передач, и приводом, связанным с упомянутой тягой и тормозной колодкой. роме того, привод выполнен в виде гибкого троса, подпружиненного относительно корпуса и связанного с тормозной колодкой с воэможностью одностороннего взаимодействия, при этом упомянутая тяга соединена с тросом с воэможностью ограниченно695862 го осевого перемещения троса относительно тяги.
На фиг. 1 изображен механизм .блокировки в положении: сцепление включено, коробка заблокирована; на фиг. 2 — то же, в положении: сцепление выключено, первичный вал вращается, коробка заблокирована; на фиг.
3 — то же, в положении: сцепление выключено, первичный вал неподвижен, кОробка разблокирована. i0
Механизм блокировки состоит из
TQpMo3HoA колодки 1 (фиг. 1), шарнирно установленной на корпусе, и управ— ляется рычагом 2 от сцепления. Фрикцнонный элемент 3 свободно в пределах зазора L перемещается по роликам вдоль колодки 1 и пружиной 4 поджат к упору, зажимая одну из фиксированнЫх позиций. Тяга 5 блокировочного валика 6 гибким тросом 7 односторонне связана с элементом 3 и с тягой 8 от рЫчага сцепления. Пружина 9 стремит- ся разблокировать коробку через тягу 5. Барабан 10 выполнен за одно велОе с первичным валом коробкИ. Под блокировочным валиком размещены фикса-25 торы 11.
Работа осуществляется следующим обра з ом.
При выключении сцепления (фиг. 2) тяга 8 переместится вправо и позволит 3() разблоКировать коробку. В то же время колодка 1 прижмет силой Р фрикцион ный элемент 3 к барабану 10. Возникающий из-за вращения первичного вала коробки передач тормозной момент
M преодолевая сопротивление пружин
4 и 9, переместит элемент 3 на величину зазора L до упора и через трос.
7 тяга 5 будет удержана от перемещения. Коробка останется заблокирован- 4О ной, так как фиксатор 11 не имеет воэможности осевого перемещения, что и предохранит пересопрягаемые торцы шестерен от соударения. Заблокированное состояние коробки будет сохраняться до тех пор, пока существует 45 опасность соударения торцов — вращение первичного вала коробки передач.
После остановки. первичного вала йсчезает тормозной момент, и под действием пружины 4 (фиг. 3) элемент 50
3 вернется в исходную позицию, преодолевая трение его о колодку 1, трение троса 7 в оболочке и сопротивлеНие холостому прокручиванию назад первичного вала на небольшой угол 55 (0,1-0,2 рад) . Блокировочный валик
6 под действием пружины 9 повернется и не будет препятствовать перемещению фиксатора 11 вверх при переключении передачи. Таким образом, коробка раз-. блокируется только при неподвижном первичном вале, когда соударение торцов шестерен невозможно. Этим и достигается положительный эффект .
При включении муфты тяга 8 переместится влево и коробка вновь заблокируется (фиг. 1) .
Фиксация позиций мезанизма блокировки регулирующей колодкой в зависимости от подвижности первичного ва-. ла обеспечит повышение стабильности процесса срабатывания блокировки, что исключит соударение и торцовой износ шестерен и, тем самым, увеличит срок службы.
Формула изобретения
1, Механизм блокировки коробки передач транспортного средства, в которой переключение передач осуществляется во время остановки движения> содержащий установленные в корпусе коробки передач подпружиненные фиксаторы ползунов включения перемещаемых элементом коробки передач, блокировочный валик, управляющий Фиксаторами, и тягу, соединенную с блокировочным валиком и с органом управления муфтой сцепления транспортнс— госредства,o-тли чающийся тем, что, с целью повышения стабильности процесса блокировки, он снабжен тормоз н ой к олодк ой с фрикционным элементом установленным с воэможностью ограниченного углового перемещения на колодке- для взаимодействия с первичным валом коробки передач, и приводом, связанныл с упомянутыми тягой и тормозной колодкой.
2. Механизм блокировки по п.l, отличающийсятем,что привод выполнен в виде гибкого троса, подпружиненного относительно корпуса и связанного с тормозной колодкой с возможностью одностороннего взаимодействия, при этом упомянутая тяга соединена с тросом с возможностью ограниченного осевого перемещения троса относительно тяги.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Кн."Советские тракторы . Под общей ред . И. Б . Барск ого. М ., Машгиз, 1970, с. 174.
2. Авторское свидетельство СССР
Р 264175, кл . В 60 К 23/00, 1965, (прототип) .
695863
Составитель В . Ухнин
Редактор С, Байкова Техред М,Петко корректор Г. Решетник
Заказ 6679/17 Тираж 804 Подписное
DHHHHH Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4