Регулируемая рулевая колонка транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

ОП ИКАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ ()710853

) 1

I (61) Дополнительное к авт. саид-ву —. (22) Заявлено 06.03.78 (21) 2587674/27-11 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет—

Опубликовано 25.01,80. Бюллетень № 3

Дата опубликования описания 27.0!.80 (51) М Кл г

B62 D!/18.

Государственный номнтет

СССР но делам нзооретвннй

N открытнй (53) УДК 629.113 .014.5 (088,8) (72) Авторы изобретения

Б. И. Кальченко, В. H. Каменев и С. И. Завалишин (7I ) Заявитель (54) РЕГУЛИРУЕМАЯ РУЛЕВАЯ КОЛОНКА ТРАНСПОРТНОГО

СРЕДСТВА

Изобретение относится к транспортным средствам и предназначено для рулевых управлений колесных и гусеничных машин.

Известна регулируемая рулевая колонка транспортного средства, состоящая из верхнего наклоняемого и нижнего ненаклоияемого корпусов, соединенных шарнирами, снабженными стопорным устройством 11 J.

Недостатком ее является невозможность регулирования рулевого колеса по высоте.

Известна также регулируемая рулевая колонка транспортного средства, содержащая верхний наклоняемый корпус с верхней частью рулевого нала, состоящей из телескопически соединенных пустотелого рулевого вала н шлнцевого вала с рулевым колесом и шарикового стопора, нижний ненаклоняемый корпус с нижней частью рулевого вала, шарнир для соединеняя верхней и нижней частей рулевого вала и шарнир для соединения верхнего и нижнего корпусов колонки 2). звестные рулевые колонки имеют малую надежность нз-за значительного воздействия динамической нагрузки на стопорное устройство при наклонении колонки и не удобны в пользовании, т.к. в них отсутствует устройство, фиксирующее положение рулевой колонки при возвращении ее в исходное. рабочее положение, и требуют регулировки прв каждой посадке водителя иа сиденье.

А также в ступенчатых телескопических устройствах для регулировки по высоте рулевого колеса опора вала рулевого колеса находится иа большом расстоянии от обода рулевого колеса из-за размещения регулировочной втулки стопорного шарика

1о вращающейся части вала. Кроме того, при регулировке расстояние от обода рулевого колеса до опоры его вала еще более увеличивается. Это приводит к повышенной вибрации рулевого колеса и, как следствие, к » утомляемости водителя. Lleab изобретения— улучшение удобства пользования и повышение надежности.

Для достижения указанной цели шарнир для соединения верхнего н нижнего корпусов

2о колонки выполнен в виде трех втулок, подвижно расположенных одна в другой, при этом наружная втулка неподвижно соединена с верхним наклоняемым корпусом, внутренняя втулка не полин ж но соединена

710853 с нижним ненаклоняемым корпусом, а средняя втулка посредством стопорного устройства соединена с наружной втулкой, а фиксирующим подпружиненным пальцем с приводом управления им — с внутренней втулкой, при этом стопорное устройство может быть выполнено в виде зубчатой рейки, а на наружной втулке выполнены зубья для взаимодействия с зубьями рейки или в виде планки с фрикционным элементом для взаимодействия с наружной втулкой, а привод управления фиксирующим подпружиненным пальцем выполнен в виде рукоятки, установленной во внутренней втулке и соединенной с вилкой, связанной с толкателем фиксирующего подпружиненного пальца, рулевая колонка снабжена подпружиненной втулкой; установленной на пустотелой рулевом валу в верхнем наклоняемом корпусе и выполненной с конусной внутренней поверхностью под стопорный шарик и с наружной кольцевой канавкой под направляющие винты, проходящие через пазы, выполненные в упомяну. том корпусе колонки и закрепленные в подвижно надетой на верхний наклоняемый корпус регулировочнай кольцевой рукоятке для вывода стопорного шарика из зацепления, при этом зазор между пустотелым рулевым валом и верхним наклоняемым корпусом колонки меньше. диаметра стопорного шарика.

На фиг. l показан общий вид регулируемой рулевой колонки; на фиг. 2 — узел 1 н фиг. 1; на фиг. 3 — сечение А — А на фиг. 2 .на фиг. 4 — сечение Б — Б на фиг. 3; на фиг. 5 — вид Д на фиг. 2 на фиг. 6— сечение à — Г на фиг. 5; на фиг. 7 — сечение по стопорному устройству; на фиг. 8 — сечение Š— Е на фиг. 1.

Рулевая колонка, регулируемая по.наклону и высоте, состоит из верхнего наклоняемого корпуса и нижнего ненаклоняемого корпуса 2, которые соединены, шарнирами3и4.

Шарнир 3, соединяющий верхний и нижний корпусы колонки, состоит из трех цилиндрических втулок — наружной, внутренней и средней, распол,оженных одна в другой. Наружная втулка, 5 через кронштейн 6 соединена болтами 7 с верхним наклоняемым корпусом 1 колонки. Внутренняя втулка 8 неподвижно соединена болтами 9 с нижним ненаклоняемым корпусом колонки 2. Средняя втулка !О соединена с внутренней втулкой 8 фиксируюгцим подпружиненным пальцем 11, прижатым к гнезду внутренней втулки пружиной 12. В стенке внутренней втулки установлен толкатель 13 подпружиненного пальца 11, который в средней части охватывается вилкой 14, прикрепленной к рычагу привода 15 с помощью шлицевого соединения 16 и болта 17. Наружная втулка 5 имеет на своей цилиндрической части зубья

I8, которые входят в зацепление с зубьями планки 19, прикрепленной болтовыми зажимами 20 к средней втулке 10. Вместо зубчатого зацепления может быть установлен фрикционный элемент 21.

В Внутри корпусов колонки проходят рулевые валы 22 и 23, соединенные и>арниром с помощью вилок 24 и 25 с пальцами. Рулевой вал 23 выполнен пустотелым. Вилка 24 имеет подвижное шлицевое соединение с рулевым валом 22, вилка 25 жестко прикреп Е лена к пустотелому рулевому валу 23. Рулевой вал 22 установлен во внутреннем корпусе 26 на подшипниках 27 и 28, рулевой вал 23 установлен в корпусе 29 на подшипниках 30. Внутри пустотелого рулевого вала

js 23 помещен шлицевой вал 31, который с пустотелым рулевым валом образует телескопическое устройство, к которому прикреплено рулевое колесо 32. Ступица рулевого колеса снабжена защитным кожухом 33 для телескопического устройства. На выступе Е шлица шлицевого вала 31 имеются цилиндрические лунки 34 для сопряжения са стопорным шариком 35, установленным в направляющем отверстии в стенке пустотелого рулевого вала 23, На пустотелом рулевом ваИ лу в зазоре между телескопическим устройством и корпусом расположена подпружиненная втулка 36 с конусной внутренней поверхностью 37, являющейся опорой для стопорного шарика 35. Пружина 38 подпру>киненнай втулки опирается на шайбу 39, заз крепленную на пустотелом рулевом валу.

Зазор между пустотелым рулевым валам и корпусом выполнен меньше, чем диаметр стопорного шарика. Наружная поверхность подпружиненной втулки имеет кольцевую канавЗЯ ку 40 под направляющие винты 41, ввин-, ченные в регулировочную кольцевую рукоятку 42, расположенную на корпусе 29 колонки. В месте расположения кольцевой рукоятки корпус колонки снабжен продолговатыми пазами 43, через которые проходят цап-.

4 фы 44 направляющих винтов. В ка ьцевой рукоятке установлено уплотнительное кольцо 45. Телескопическое устройство снабжено ограничителем хода в виде винта 46 на конце шлицевого вала 31 и бурта 47, распо43 ложенного внутри пустотелого рулевого вала 23. Накланяемый корпус колонки опирается на пружину 48, которая укреплена на корпусе 2.

Вращение рулевого колеса 32 передает > ся через валы 31 и 23 и шарнир 4 к валу

22. Для выбора требуемого наклона верхней части колонки водитель ослабляет зажимы планки 19, выводит из зацепления с наружной втулкой 5 зубья планки 19 и поварачи ачивает на требуемый угол наружную втул5 шарнира. После регулировки положеКу ния .зажимами 20, с помащьк> планки 19, стопорится колонка B выб>раппом наклонном положении.

710853

Для регулировки положения рулевого колеса 32 по высоте водитель нажимает на регулировочную кольцевую рукоятку 42 и перемещает ее по»акло»яемому корпусу 29.

Регулировоч»ая кольцевая рукоятка 42 с помощью цапф 44 направляющих винтов перемещает втулку 36, и освобождает стопорящий шарик 35, а поднятием или опусканием рулевого колеса шлицевой вал 31 выталкивает из лунки 34 стопорящий шарик

35 в пространство между выступом шлица и внутренней поверхностью корпуса. Установив рулевое колесо на требуемую высоту и отпустив регулировочную кольцевую ру= коятку 42, пружина 38 перемещает втулку

36, которая с помощью конусной поверхности 3? вводит шарик 35 в соответствующую лунку 34 и стопорит телескопическое устройство. Благодаря тому, что завор между внутренней поверхностью корпуса 29 и наружной noaepx»ocTüþ пустотелого вала

23 меньше диаметра стопорного шарика 35, шарик не имеет возможности выпасть из отверстия в стенке вала 23.

Для облегчения посадки водителя на сиденье водитель нажимает на рычаг привода 15, который через шлицевое соединие 16 поворачивает вилку 14 и перемещает толкатель 13. Толкатель 13 выводит фиксирующий подпружиненный палец 11 из внутренней втулки 8 и освобождает от стопорения среднюю втулку 10, жестко соединенную болтовым зажимом 20 с верхним наклоняемым корпусом колонки. Пружина 48 отводит верхний наклоняемый корпус колонки от сиденья, увеличивая тем самым пространство между ободом рулевого колеса и сиденьем. Для возвращения верхнего наклоняемого корпуса колонки в исходное рабочее положение водитель наклоняет ее к себе до ввода пружиной 12 фиксирующего пальца 11 в гнездо внутренней втулки 8. Этим достигается автоматичность установки заданного наклона верхнего корпуса колонки.

Предложенная рулевая колонка, представляющая собой комплексное устройство, в котором шарнир для соединения верхнего наклоняемого и нижнего ненаклоняемого кор пусов, позволяющий автоматизировать установку заданного накло»а колонки при каждой посадке водителя на сиденье в совокупности с телескопическим устройством, снабженным подпружиненной втулкой для стопорного шарика и регулировочной кольцевой рукояткой, позволяющими приблизить обод рулевого колеса к опоре его вала и уменьшить вибрацию обода рулевого колеса, обеспечивают улучшение удобств пользования рулевой колонкой, уменьшение утомляемости водителя маши»ы и повышение надежности рулевой колонки.

Фор,чила изобрете»ия

1. Регулируемая рулевая колонка транспортного rредства, содержащая верхний накло»яемый корпус с верхней частью рулевого вала, состоящей из телескоп»чески соеди»енных пус:отелого рулевого вала и шлицевого вала с рулевым колесом и шарикового стопора, »ижний ненаклон>гемый корпус с нижней частью рулевого вала, шарнир для соединения верхней и нижней частей рулевого вала и шарнир для соединения верхнего и нижнего корпусов колонки, отличаюи>аяся тем, что, с целью улучшения удобства пользования и повышения надежности, шарнир для соединения верхнего и нижнего корпусов колонки выполнен в виде трех втулок, подвижно расположенных одна в другой, при этом наружная втулка неподвижно соединена с верхним наклоняемым корпусом, внутренняя втулка неподвижно соединена снижни,м ненаклоняемым корпусом, а средняя втулка посредством стопорного устройства соединена с наружной втулкой, з фи, c»pyx шим подпружиненным пальцем с привод м управления им — с внутренней втулкой.

2. Регулируемая рулевая колонка по п. 1, отличающаяся тем, что стопорное устройство выполнено в виде зубчатой рейки, а на наруж»ой втулке выполнены зубья для взаи-модействия с зубьями рейки.

3. Регулируемая рулевая колонка по п. 1, отл>>вдающаяся тем, что стопорное устройство выполнено в виде планки с фрикционным элементом для взаимодействия с наруж»ой втулкой.

4. Регулируемая рулевая колонка по п. 1, отлича>о»>аяся тем. что привод управления фиксирующи;l подпружиненным пальцем выполнен в виде рукоятки, установленной во внутренней втулке и соединенной с вилкой., связанной с толкателем фиксирующего подпружиненного пальца.

5. Регулируемая рулевая-колонка по и. 1; отличаюи>аяся тем, что она снабжена подпружинен»ои.втулкои, установленнои на пустотелом рулевом валу в верхнем наклоняемом корпусе и выполненной с конусной внутренней поверхностью под стопорный шарик н с наружной кольцевой канавкой под

»аправл>пощие ви»ты, проходя»>ение через пазы, выполне»»ые в упомянутом корпусе колонки и закреплен»ые в подвижно наде= то на верхний накло»яемой корпус регулировочной кольцевой рукоятке для вывода стопорного шарика из зацепле»ня, при этом зазор между пустотелым рулевым валом и верхним наклоняемым корпусом колонки меньше д»аметра стопор»ого шарика.

Источники информации, при»ятыс Во в»»ма»ие при экспертизе

1. Патент ФРГ № 1530759, кл. 63 с 47, 1964.

2. Патент США № 2744419, кл. 74 †4, 1956.

71(3853

Составитель В. Ионова

Редактор С. Драчевский Техред К. Шуфрич Корректор Н. Злцерновская

Заказ 8932/! ТнраЮс 730 Подписное

ЦН И Н ПИ Государственного комитета ССС3 t 5 яо делам изобретений и открытий

l !3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб, .

Филиал П П П «Патент>, r. Ужгород, ул. Проектная, 4