Динамический гаситель колебаний
Иллюстрации
Показать всеРеферат
1 сесокззн,-, „
Зщт. нн» л т нд Бфф
О А И Е
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Союз Советских
Социалистических
Республик
<аа>735852
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 030475 (21) 2124224/25-28 (51)М, Кл. с присоедииеиием. заявки Hо
F 16 F 15/02
Государственный комитет
СССР по делам изобретений н открытий (23) Приоритет
Опубликовано 150230. Бюллетень ) (о (53) УДК621-567 (088,8) Дата опубликования описания 1502.80 (72) Авторы изобретения
И ° A. Глузман, В.Н.Донде, Б. И. Кольченко, О.Е. Песков, A Â.Ñèíåâ, Ю.В.Степанов, К.В.Фролов, В.М.Шабанов и Л.Е. Этлин (71) Заявитель (54) ДИНАМИЧЕСКИЙ ГАСИ1ЕЛЬ КОЛЕБАНИЙ
Изобретение относится к устройствам для гашения вибраций и ударов, в частности к динамическим гасителям колебаний, и может быть использовано для подрессоривания сиденья транспортных средств.
Известен динамический гаситель колебаний, содержащий основную колеблющуюся массу и дополнительную мас- су, упруго подвешенную к основной (1)
При соответствующей настройке жесткости дополнительной массы интенсивность колебаний основной массы может быть значительно снижена.
Известен и другой динамический гаситель колебаний, содержащий основание, инерционную массу, привод
c соединительными трубопроводами (2). .По технической сущности и достИгаемому результату данное устройст- 2О во является наиболее близким к описываемому.
В известном динамическом гасителе колебаний не предусмотрена возможность регулирования их параметров при изменении массы защищаемого объекта и характера возмущающего воздействия. Эти динамические гасители колебаний не предусматривают рассеивания колебательной энергии, и для предотвращения резонансных процессов необходимо применение специального амортизатора, кроме того, в некоторых виброзащитных системах, например в подрессоренных сиденьях, невозможно применить динамический гаситель колебаний из-за его больших габаритов.
Целью .изобретения является повышение эффективности виброзашиты.
Указанная цель достигается тем, что привод динамического гасителя колебаний выполнен в виде гидрообъемной машины с гидроцилиндром двойного действия, располагаемым,между основанием и защищаемым объектом, инерционная масса выполнена в виде маховика, связанного с валом машины, а соединительные трубопроводы имеют калиброванные отверстия.
На чертеже приведено предлагаемое устройство, общий вид.
Устройство состоит из защищаемой массы или посадочного места 1 оператора, направляющего механйзма 2, шарнирно крепящегося к подвижному ос— нованию 3 транспортного средства, упругого элемента 4, гидроцилиндра
5 двойного действия с поршнем 6, трубопроводов 7 с калиброванными
5852
Формула изобретения
3 отверстиями 8, обратимой гидрообъемной машины 9 переменной производительности с рукояткой 10, ййерционной массы ll, выполненной в виде Маховика (на чертеже не показано) и системы 12 гидроподпитки, соедийенной с гидросистемой транспортного ,средства. --"Динамический гаситель работает следующим образом.
При "движенйи транспортного средства колебания его основания 3 через направляющий механизм 2 сиденья, упругий элемент 4 и гидроцилиидр 5 двойного действия передаются посадоч., ному месту 1. При этом поршень 6 гидроцилиндра выталкивает жидкость через трубопроводы 7 в обратимую гидромашину 9, которай вращает расположенную на ее валу инерционную массу 11. До тех пор, пока энергия перемещения посадочного места 1 относительно подвижного основания 3 транспортного средства больше кинетической энергии инерционной вращающейся массы 11, гидромашина 9 работает в режиме гидромотора. При снижении относительной скорости посадочного места, когда его энергия становится меньше запаса энергии вращающейся инерционной массы, последняя начинает вращать гидромащину, переводя ее в режим работы гидронасоса. В этом режиме жидкость, нагнетаемая гидромашиной, воздействует на поршень 6 гидроцилиндра 4, изменяя величину относительного перемещения посадочного места по сравнению с перемещением, определяемым параметрами подвески без динамического гасителя колебаний . Рассеивание коле-, бательной энергии, необхойимое Яйя предотвращения резонансных явлений в системе, осуществляется за счет сопротивления протекания жидкости в калиброванных отверстиях 8, размещенных в трубопроводах 7. При оптимальном соотношении параметров динаййческого гасителя колебаний и параметров упругого элемента 4 подвески сиденья, величины защищаемой массы и параметров колебаний машины, определяющйхся ее конструкцией и режимами движения, гаситель обеспечи вает снижение колебаний в необходимом частотном диапазоне ° При изменении каких-либо параметров системы (ма сы водителя, параметров колебаний машины) путем изменения производительности обратимой гидромашины 9, рукояткой 10 достигается оптимизация параметров динамического гасителя колебаний и, следовательно, всей виброзащитной системы сиденья.
Динамический гаситель колебаний
" "сиденья трансйортного средства, содержащий основание, инерционную
j5 массу, привод с соединительными тру-. бопроводами, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности виброзащиты, привод выполнен виде гидрообъемной машины с гидроцилиндром двойного действия, располагаемым между основанйем и защищаемым объектом, инерционная масса выполнена в виде маховика, связанного с валом машины, а соединительные трубопровбды ймеют калиброванные отверстия.
Источники информации, принятые во внимание при экспертйзе
1. Стрелков С.П. Введение в теорию колебаййй. М., Йаука, 1964, 40 с. 279, рис. 198.
2. Патент Великобритании 91091778, кл. Р 25, 1965 (прототип). 15852
Составитель О.Мальцев
TexpeZt Н.Вабурка Корректор O.Êîâèíñêàÿ
Редактор A.Ñåìåíîâà
Заказ 9495/33 Тираж 1095 Подписное цниипи Государствейного комитета сссР по делам изобретений н открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
° О ИВ Ю ае Щ Ю Ю аВ Ю аФ
Филиал ППП Патент, р. Уж ород, ул. Проектная, 4