Двухзвенное транспортное средство
Иллюстрации
Показать всеРеферат
5 . Р
О П И СМ- - Н- К- Е
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Союз Советских
Социалистических
Республик р>734052
Ы АВТОРСКОМУ СВИ ЕТЕЛЬСТВУ (6! ) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 10.11.77 (21) 2541581/27-11 (51)М, КЛ.2
В 62 Р 53/04
В 60 В 39/00 с присоединением заявки ¹
Государственный комитет
СССР ио делам изобретений и открытий (23) Приоритет
Опубликовано 150580. Бюллетень ¹18
Дата опубликования описания 150580, (5З) ПЖ 629. 114, . 3 (088.8) (72) Авторы изобретения
Н.В. Богдан, В.П. Бойков, В.В. Гуськов, Ю.М. Жуковский и Г.A. Молош
Белорусский ордена Трудового Красного Знамени политехнический институт (71) Заявитель (54) ДВУХЗВЕННОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО
Изобретение относится к тракторному и сельскохозяйственному машиностроению и может быть использовано для повышения устойчивости движения и эффективности торможения 5 тягача при агрегатировании его c двухосным прицепом.
Известно транспортное средство, содержащее тягач, двухосный прицеп, связанное с тягачом дышло, шар- 10 нирно закрепленное на поворотном устройстве прицепа, и гидроцилиндр, шарнирно установленный на поворотном устройстве прицепа и соединенный с дышлом (1). 15
Такое устройство имеет сложную конструкцию, кроме того, отсутствует упругий элемент, который сглаживает перегрузки ведущих колес при движении агрегата по неровностям.. 20
Известно.и другое двухзвенное, транспортное средство, содержащее тягач, оборудованный гидросистемой, связанное с тягачом дышло, шарнирно закрепленное на поворотном уст- 25 ройстве прицепа, и автоматический увеличитель сцепного веса тягача, выполненный в виде упругодеформируемого элемента, одним концом опирающегося на дышло. а другим шарнирно 30 соединенного с гидроцилиндром, установленным на поворотном устройстве прицепа, причем штоковая и бесштоковая полости гидроцилиндра связаны с гидросистемой тягача (2).
Это устройство является наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату.
Недостаток этого устройства низкие управляемость и устойчивость при движении по наклонной поверхности.
Цель изобретения — повышение управляемости и устойчивости транспортного средства при движении по наклонной поверхности и повышение эффективности торможения.
Для этого транспортное средство снабжено маятником, закрепленным на тягаче, штоковая и бесштоковая полости гидроцилиндра соединены с гидросистемой тягача посредством распределителя, золотник которого кинематически связан с укаэанным маятником. Кроме того, с целью снижения трудоемкости работ по присоединению прицепа к тягачу, анспортное средство снабжено быстроразъемными муфтами с обратными клапанами, вмонтированными в трубопроводы, соеди734052 няющие полости гидроцилиндра с гидросистемой тягача.
На фиг. 1 изображено предлагаемое транспортасе средство, .вид сбоку; на фиг. 2 — то же, при движении на подъем; на фиг. 3 - то же, при движении на спуске.
Двухзвеиное транспортное средство содержит тягач 1 и двухосный прицеп
2. Тягач 1 оборудован нерегулируемым по высоте буксирным устройством 3 для соединения с прицепом 2. Прицеп
2 связан с тягачом 1 посредством дышла 4, шарнирно соединенного с поворотным устройством 5, на котором шарнирно установлен упругодеформируе- мый элемент 6, выполненный, например, 15 в виде рессоры. Упругодеформируемый элемент 6 одним концом шарнирно связан с дышлом 4, а другим концом посредством гидроцилиндра 7 шарнирно соединен с поворотным устройством 5.
Полости 8 и 9 гидроцилиндра 7 соединены трубопроводами 10 и 11 через распределитель 12 с напорной 13 и
"ливной 14 магистралями гидросистемы тягача 1, нри этом золотник распределителя 12 кинематически связан с маятником 15, закрепленным на тягаче, а в трубопроводах 10 и 11 установлены быстроразъемные муфты 16 и 17 с обратными клапанами.
При движении тягача 1 на подъем или при разгоне, когда происходит перераспределение веса с передних колес на задние, маятник 15 отклоняется по отношению к направлению движения тягача 1 назад и перемещает золотник рас- 35 пределителя 12, который соединяет напорную магистраль 13 гидросистемы тягача с трубопроводом 10, а сливную магистраль 14 — с трубопроводом 11Ä
Рабочая жидкость из гидросистемы 40 по трубопроводу 10 поступает в полость
8 гидроцилиндра 7 и воздействует на поршень, который перемещается и вытесняет из полости 9 жидкость, поступающую в сливную магистраль 14 гидро" системы тягача. При этом гидроцилиндр
7 поворачивает упругодеформируемый элемент 6 вокруг его точки опоры и элемент 6 воздействует на дышло 4 прицепа 2. Дышло 4 стремится повернуться по часовой стрелке и воздействует на буксирное устройство 3 тягача, при этом происходит догружение передних управляемых колес и тем самым компенсируется перераспределение веса между мостами тягача 1. 55
При движении тягача 1 на спуске происходит перераспределение веса ,с задних колес на .передние, В этом случае маятник 15 отклоняется по отношению к направлению движения тягача 1 вперед и перемещает золотник распределителя 12, который.соединяет напорную магистраль 13 с трубопроводом 11, а сливную магистраль 14 с трубопроводом 10. Рабочая жидкость из гидросистемы по трубопроводу 11 поступает в полость 9 гидроцилиндра
7 и воздействует на поршень, который вытесняет из полости 8 жидкость, поступающую по трубопроводу 10 в сливную магистраль 14 гидросистемы тягача. При этом гидроцилиндр 7 поворачивает элемент 6, который воздействует на дышло 4 прицепа 2, Дьпггло 4 стремится повернуться против часовой стрелки и воздействует на буксирное устройство 3 тягача, при этом происходит догружение задних колес и тем самым компенсируется перераспределение веса между мостами тягача.
При отсоединении прицепа 2 от тягача 1, когда разъединяются муфты
16 и 17 с обратными клапанами, гидроцилиндр 7 заблокирован и дышло 4 удерживается элементом 6 в положении, которое оно занимало в момент разъединения муфт 16 и 17,опустившись только на величину прогиба элемента 6 под действием веса дышла 4.
Благодаря догружению передних управляемых колес при движении тягача на подъеме и при разгоне повышается его управляемость и устойчивость, а догружение задних колес на спуске и при торможении повышает эффективность торможения тягача.
Так более полно используется мощность двигателя тягача, повышается его маневренность и безопасность движения при увеличении на 3-43 производительности машинно-тракторного агрегата. Кроме этого, обеспечение постоянного положения дышла при. отсоединении прицепа от тягача снижает трудоемкость работ по присоединению прицепа к тягачу более, чем в два раза.
Формула изобретения
1. Двухзвенное транспортное средство, содержащее тягач, оборудованный гидросистемой, связанное с тягачом дьхало, шарнирно закрепленное на поворотном устройстве прицепа, и автоматический увеличитель сцепного веса тягача, выполненный в виде упругодеформируемого элемента, одним концом опирающегося на дышло, а другим шарнирно соединенного с гидроцилиндром, установленным на поворотном устройстве:.прицепа, причем штоковая и бесштоковая полости гидроцилиндра связаны с гидросистемой тягача, о тл и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения управляемости и устойчивости транспортного средства при движении по наклонной поверхности и повышения эффективности торможения, оно снабжено маятником,. закрепленным на тягаче, штоковая и бесштоковая полости гидроцилиндра соединены с гидросистемой тягача посредством распределителя, золотник которого кинематически связан с укаэанным маятником.
734052 у К ff
1.2
И И 3аКа3 1982/26 Тираж 730 Подписное
ППП Патент, г.ужгород, ул. Проектная 4
2. Транспортное средство по и. 1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью снижения трудоемкости работ по присоединению прицепа к тягачу, оНо снабжено быстроразъемными муфтами с обратными клапанами, вмонтиро; ванными в трубопроводы, соединяющие полости гидроцилиндра с гидросистемой тягача.
Источники информации, принятые во внимание при зкспертиве
1. Патент США У 3670822, кл. 172-7, 1972.
2. авторское свидетельство СССР
Р 545504, кл. В 62 D 53/04, 1975 (прототип).