Пластичная смазка для пищевых соединений

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ir.

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик (ii) 740818

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к аат. саид-ву (22) Заявлено 31.07,78 (21) 2651696/23-04 (51) М. Кй.

2 с присоединением заявки ¹

С 10 М 5/10

С 10 М 5/12

С 10 М 5, 14

С 10 M 5/24 (53) УДК 621 892 . 8 (088. 8) Государственный комитет

СССР по делам изобретеиий и открытий (23) Приоритет

Опубликовано 15.06.80. Бюллетень ¹ 2

Дата опубликования описания 150680 (72) Авторы изобретения

P.Ã.ßëûøåâ, Ю.A Åâäîêèìîâ, В.В.Коновалов, И.Н.Фокин и E.Н.Зубков

Ростовский-на-Дону институт инженеров железнодорожного транспорта (71) Заявитель (54) ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА ДЛЯ ШЛИЦЕВЫХ

СОЕДИНЕНИЙ

4,9-5,1

0,3-0,5

0,4-0,6

Изобретение относится к областт машин ос трое н и я, и реимущес твенно транспортного, и может быть использовано при изготовлении и зксплуата5 ции железнодорожных дрезин и других путевых машин.

В современном транспортном машиностроении для шлицевых соединений карданных валов путевых машин применяются смазки общего назначения °

ИзвеСтна смазка 1-ЛЗ, содержащая веретенное и индустриальное масла, натриевое и кальциевое мыло касторового масла с добавлением антиокислителя — дифениламина (1).

Известна также смазка ЛЗ-ЦНИИ, ко торая является модификацией смазки

l-ЛЗ. Она содержит натриевое и кальциеВое мяло касторового масла, дифениламин и противозадирную присадку

ДФ-11 — диалкилдитиофосфат цинка. Го-, товят смазку на маловязком веретенном масле A-у (2) ..

Смазка ЛЗ вЂ” ЦНИИ имеет улучшенные противозадирные и противоизностные характеристики. Она работоспособна в температурном диапазоне от (-40) до (+130) С. Смазка ЛЗ-LIHHH имеет широкое применение для роликовых

30 подШипников букс железнодорожных вагонов. Однако смазка ЛЗ-ЦНИИ не обладает достаточными антифрикционными свойствами применительно к условиям работы подвижных шлицевых соединений карданных валов путевых машин, детали которых совершают возвратно-поступательное движение.

Целью изобретения является повышение износостойкости деталей и снижение коэффициента трения.

Поставленная цель достигается тем, что смазка на основе веретенноГо масла, содержащая натриевое и кальциевое мыло касторового масла, дифениламин и диалкилдитнофосфат цинка согласно изобретению дополнительно содержит олеиновую кислоту, полиэтилен н полиизобутилен при следующем соотнсшенни компонентов, вес.%:

Натриевое мыло касторового масла 16,5-18,5

Кальциевое мыло касторового масла 3,7-3,9

Дифениламин 0,7-1

Диалкилдитиофосфат цинка

Олеин свая ки слота

Полиэтилен

740818 иновой кислоты, мелкодисперсного порошка полиэтилена 201 с молекулярным весом 50000-200000 и полииэобутиленом

П-20 с молекулярным весом 15000-

25000, растворенным в бензине. Исследования износостойкости образцов нэ стали 45, подвергнутых нитроцементации с последующей закалкой Т,В.Ч. (HPC 58-60), при трении об улучшенные,контрообраэцы из стали 45 (НВ 241-269) производились на лабораторной машине трения применительно к условиям работы шлицевых соединений карданных валов путевых дрезин: давление 40 кг/см, число

15 двойных ходов в мин 110, величина

Перемещения образца относительно контробразца 30 мм, время испытаний

12 ч.

В табл.1 представлены результаты

2О сравнительных испытаний подготовленных смесей..

Т а б л и ц а 1

1 ЛЭ-ЦНИИ

Опытные смазки (ЛЗ-ЦНИИ с присадками):

Натриевое выло технического касторового масла

16,5 0,0027 0,0301 0,0328 0,099

Кальциевое мыло технического касторового масла 3,7

Дифениламин 0. 7

Противоизносная присадка ДФ-11 . 4, 9

Олеиновая кислота 0,3

Полиэ тилен 0,4

Полииэ обутилен 2,4

Масло веретенное До 100

17,5 0,0024 0,0292 0,0316 0,097

Кальциевое выло технического касторового масла

Дифениламин

Противоизносная присадка ДФ-11

Олеиновая кислота

Полиэ тилен

Полиизобутилен о

Масло веретенное

3 8

0,85

5,0

0,4

0 5

2,5

До lOC

4 Натриевое выло технического касторового масла

18,5 0,0025 0,0298 0,0323 0,099

Кальциевое выло технического касторового масла

Дифениламин

Противоиэносная присадка ДФ-11

Олеиновая кислота

Пол из тилен

Попииэобутилен

Масло веретенное

3 9

1,0

5,1

0,5

0,6

2,6

До 10О

Полииэ обутилен 2,4-2,6

Масло веретенное До 100

Введение в зону трения со смазкой указанных компонентов пластифицирует металлические поверхности, а также снижает схватывание и задиры контактирующих поверхностей. При механо и термодЕструкции полимеров, наблюдаемых в процессе трения, происходит разрушение молекул полимеров.

Продукты их распада — свободные радикалы, обладая свойствами поверхностно-активных веществ и адсорбируясь на металлической поверхности, способствуют снижению износа и коэффициента трения.

Смазку готовят загущением веретенного масла АУ натриевым и кальциевым мылом касторового масла с добавлением антиокислительной присадки дифениламина и противоиэностной при- садки ДФ-11. Полученную готовую смазку ЛЗ-ЦНИИ смешивают с добавками оле3 Натриевое мыло технического касторового масла

0 0033 0 1512 0,1547 0,119

740818

142 Рж 6,2 4331,6 вает

ЛЗ-ЦНИИ Однородная 2, 19 12, 9 Следы О, 16

145 Выдержи- 4,6 4878, 3 вает

Одн ородн ая 3, 01 . 17, 0 Отсут- О, 16 ствует

ЛЗ-ЦНИИ с присадками

16,5-18 5

3,7-3,9

О, 7-1

4,9-5,1

0,3-0,5

0,4-0 6

2,4-2,6

До 100

Составитель Л. Русанова

Техред М, Петко Корректор Н. Степ

Редактор Т.Дев ятко

Заказ 3152/31 Тираж 545 Подписное

БНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП, Патент, г. ужгород, ул. Проектная, 4

Как видно из табл. 1, суммарный износ образца и контробразца при применении предлагаемой смазки ниже в 4,8 раза по сравнению с известной смазкой. Значительно снижается коэффициент трения: при наличии известной смазки 0,119, при наличии предлагаемой смазки 0,097 °

Снижение коэффициента трения данной пары деталей способствует изменению нагрузки на элементы привода, что увеличивает долговечность трансмиссии, Формула изобретения

Пластичная смазка для шлицевых 35 соединений на основе веретенного масла содержащая натриевое мыло и кальцйевое мыло касторового масла, дифениламин и диалкилдитиофосфат цинка, отличающаяся тем, что, с целью повышения износостойкости деталей и снижения коэффициента трения, смазка дополнительно содержит олеиновую кислоту., полиэтилен и полиизобутилен при следующем соотнсшении компонентов, вес.Ъ:

В табл.2 приведены свойства известной и предлагаемой смазок.

Использование предлагаемой смазки для шлицевых соединений карданных валов путевых машин даст возможность снизить расход запасных частей в процессе эксплуатации путевых машин.

Таблица 2

Натриевое мыло касторового масла

Кальциевое мыло касторового масла

Дифениламии

Диалкилдитиофосфат цинка .

Олеиновая кислота

Полиэтилен

Полиизобутилен

Масло веретенное

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Синицын В.В. Подбор и применение пластичных смазок. М., Химия, 1974, с.327.

2. См. там же, с.374-375 (прототип) .