Электропневматический модулятор для противоблокировочной тормозной системы автомобиля
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советских
Социалистических
Республик
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
<>749712 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 27.12.77 (21) 2563959/27-11 (5 )М. К .
В 60 T 8/02 с присоединением заявки Йо—
Государственный комитет
СССР по делам изобретений н открытий (23) Приоритет
Опубликовано 230780. Бюллетень Мо 27
Дата опубликования описания 25.07.80 (53) УДК 629 113— 598 (088. 8) А. М. Ахметшин, Н. М. Загуменный, В. И. Машатин и P. А. Меламуд (72) Авторы изобретения
Московский автомобильный завод им. И. А. Лихачева (производственное объединение Зил) (71) Заявитель (54) ЭЛЕКТРОПНЕВМАТИЧЕСКИЙ МОДУЛЯТОР ДЛЯ
ПРОТИВОБЛОКИРОВОЧНОЙ ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ
АВТОМОБИЛЯ
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в транспортной технике в пневматических тормозных системах антомобилей.
Известен модулятор для противоблокировочного устройства автомобиля, содержащий клапан регулирования давления, взаимодействующий со следящим поршнем, шток которого установлен в цилиндрическом отверстии корпуса, пос тоянно сообщенным с атмосферой. Модулятор имеет два клапана с электромагнитным приводом, сообщающих кольцевую надпоршневую полость с системой подвода и выпуска сжатого воздуха (1) .
Указанный модулятор обеспечивает растормаживание блокирующихся колес автомобиля. Однако вследствие того, что процессы выпуска воздуха иэ тормозных камер и управляющей полости происходят независимо один от другого, процесс управления торможением колес неоптимален.
Известен электропневматический модулятор для противоблокировочной тормозной системы автомобиля, содержащий клапан регулирования давления, сле-дящий элемент со штоком, установлен- Зо ный с возможностью взаимодействия с указанным клапаном, и два электроклапана, один из которых установлен в системе подвода, а другой в системе выпуска сжатого воздуха в атмосферу из управляющей полости, образованной следящим элементом со стороны противоположной клапану регулирования давления f2)
В данном модуляторе выпуск воздуха из управляющей полости:осуществляется через обратный клапан и дроссель постоянного сечения.
Это устройство является наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату.
Однако в начале периода растормаживания из-за влияния пневматической связи управляющей полости с линией подвода сжатого воздуха в тормозную камеру уменьшается интенсивность сброса давления, что снижает эффективность процесса управления.
Цель изобретения — повышение эффективности процесса управления путем повышения интенсивности сброса давления в начале периода растормаживания.
Это достигается тем, что модулятор снабжен регулируемым дросселем, установленным в системе выпуска воздуха.749712 из управляющей полости за электроклапаном, причем заслонка упомянутого дросселя кинематически связана со следящим элементом, регулируемый дроссель образован отверстием, выполненным для сообщения полости за электроКлапаном с атмосферой, и торцом штока следящего элемента. на фиг. 1 показан предлагаемый модулятор, разрез; на фиг. 2 — узел I на фиг. 1; на фиг. 3 — осциллограм- 10 ма рабочего процесса известного и предлагаемого модуляторов.
В корпусе 1 модулятора установлен клапан 2 регулирования давления., поджатый пружиной З.к седлу. 4. Взаимо- )5 действующий с клапаном 2 следящий элемент 5 имеет центральный шток б, установленный в цилиндрической полости 7, которая постоянно сообщена с атмосферой посредством отверстия 8 дО в следящем элементе 5. В системе подвода сжатого воздуха от тормозного крана (не показан) через ввод 9,полость 10 в управляющую полость 11 име ется нормально открытый электроклапан 12. Управляющая полость 11 образована следящим элементом 5 со стороны, противоположной клапану 2. В системе выпуска воздуха из управляющей полости 11 в атмосферу за нормально закрытым электроклапаном 13 имеется регулируемый дроссель, образованный отверстием 14 в боковой стенке 15 и торцом 16 штока 6 следящего элемента
5.
Дроссель открыт в нижнем положе- 35 нии штока б и частично перекрыт в промежуточных положениях последнего, так как заслонка дросселя — торец 16 штока б кинематически связана со следящим элементом 5. Ввод 17 предназ- щ начен для подвода сжатого воздуха из ресивера питания (не показан) к клапану 2 модулятора, а через вывод 18 модулятора соединен с тормозными камерами автомобиля (не показаны).
Модулятор работает следующим образом.
При нажатии на педаль тормозного крана сжатый воздух поступает через ввод 9 в полость 10 электроклапана
12 и затем в управляющую полость 11.
Следящий элемент 5 под действием давления воздуха перемещается и, преодолевая усилие пружины 3, отжимает клапан 2 от седла 4. При этом сжатый воздух поступает из ресивера че- S5 рез ввод 17, открытый клапан 2 и вывод 18 к тормозным камерам автомобиля.
Если при торможении возникает опасность блокирования колес авто- д мобиля, блок управления противоблокировочной системы (не показан) формирует сигналы на включение электроклапанов 12 и 13. Электроклапан 12 отсекает управляющую полость 11 от тормозного крана, а электроклапан
13 соединяет управляющую полость 11 через регулируемый дроссель, полость
7 и отверстие 8 с атмосферой. В начальный момент, когда следящий элемент 5 находится в нижнем положении, регулируемый дросаель открыт полностью и давление в управляющей полости резко падает. Следящий элемент
5 под действием разности давлений скачкообразно перемещается вверх, -клапан 2 закрывает проход сжатого воздуха из ресивера к тормозным камерам и соединяет последние с атмосферой, обеспечивая сброс давления с большой интенсивностью. Следящий элемент .5,переместившись в верхнее положение, частично перекрывает торцом 16 штока б отверстие 14, что замедляет выпуск воздуха из управляющей полости 11. Выпуск воздуха из тормозных камер с максимальной интенсивностью сохраняется до выравнивания давлений в управляющей полости 11 и в тормозных камерах. После выравнивания следящий элемент 5 занимает положение, при котором интенсивность изменейия давлений в тормозных камерах и управляющей полости 11 одинаковая. Снижение давления в тормозных камерах происходит до закрытия электроклапана 13. Повторное повышение давления в тормозных камерах происходит после открытия электроклапана 12.
При повторной опасности блокирования колес автомобиля цикл управления повторяется..
Эксперименты показали, что интенсивность сброса давления в начальный период растормаживания уменьшает время t цикла регулирования на 0,1 по сравнению с известным техническим решением. Кривая 19 на фиг. 3 характеризует процесс изменения давления предложенным модулятором, а кривая 20 — известным.
Уменьшение цикла регулирования позволяет сократить тормозной путь автомобиля.
Формула изобретения
1. Электропневматический модулятор для противоблокировочной тормозной системы автомобиля, содержащий клапан регулирования давления, следящий элемент со штоком, установленный с .возможностью взаимодействия с указанным клапаном, и два электроклапана, один иэ которых .установлен в системе подвода, а другой в системе выпуска сжатого воздуха в атмосферу из управляющей полости, образованной следящим элементом со стороны, противоположной клапану регулирования давления, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности процесса управления путем повышения интенсивности сброса давления в начале Периода растормаживания, он снаб749712
17 лен регулируемым дросселем, установ= ленным в системе выпуска воздуха из управляющей полости за электроклапаном, причем заслонка упомянутого дросселя кинематически связана со следящим элементом. 5
2. Модулятор по п. 1, о т л и ч а ю шийся тем, что регулируемый дроссель образован отверстием, вы-. полненным для сообщения полости за электроклапаном с атмосферой, и торцом штока следящего элемен а.
Источники информации, принятые во внимание при .экспертизе
1. Заявка ФРГ 9 2219212, кл. В 60 Т 8/02, 1973.
2. Патент США М 3944290, кл. 303-21, 1976 (прототип).
749712
Тираж 763 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035 Москва, Ж-35 Раушская .наб., д. 4 5
Филиал ППП "Патент", r Ужгород, ул. Проектная, 4
Составитель В. Чернов
Редактор В. Фельдман Техред A.Kóëèêoâñêàÿ Корректор М.Вигула