Тормозная система автомобиля

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советских

Социалистических

Реслублин

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. сеид-ву— (22) Заявлено18.01. 78 (21) 2572200/27-11 (5 I)hA. КЛ.

3 с присоединением заявки Нов

B 60 T 8/18

В 60 Т 8/26

Государственный комитет

СССР оо делам изобретений и открытий (23) Приоритет— (53) УДК629. 113-598.4(088.8) Опубликовано 2 30780 Бюллетень М 27

Дата опубликования описания 250780 (72) Авторы изобретения

А. К. Фрумкин и В. В. Лигай

Московский автомобильно-дорожный институт (71) Заявитель (54) ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА АВТОМОБИЛЯ

Изобретение относится к автомобилестроению и может быть использовано в тормозной системе с динами— ческим регулятором тормозных сил. 5

Известна тормоз ная система, содержащая в приводе задних колес регулятор тормозных сил (1)

Давление в приводе изменяется от прогиба упругого элемента подвески. !О

Однако апроксимация кривой оптимального распределения тормозных сил ломаной линией приводит к недоиспользованию сцепного веса, что отрицательно сказывается на эффективности 15 торможения.

Наиболее близким по техническому решению к предлагаемому является тормозная система автомобиля, содержащая главный тормозной цилиндр, тормозные20 магистрали передних и задних колес, колесные тормозные цилиндры, тормозные механизмы колес, механизм привода стояночного тормоза, причем в тормозной магистрали задних колес 25 установлен регулятор тормозных сил с приводом, состоящим из рычага, связанного через упругий элемент с тягой, закрепленной на заднем мосту автомобиля t2J 30

Данная тормозная система не обес— печивает оптимального распределения в приводе по осям автомобиля, а апроксимирует кривую оптимального распределения ломанной линией. При этом оптимальное распределение обеспечивается только для двух значений коэффициента сцепления. При других значениях происходит недоиспользование давления в приводе к задним тормозам, что увеличивает тормозной путь.

Целью изобретения является повышение эффективности торможения путем оптимального распределения давления в магистралях передних и задних колес.

Указанная цель достигается тем, что привод регулятора тормозных сил снабжен клином, установленным на заднем мосту автомобиля, и. кулачком с элементами крепления его оси к кузову,причем кулачок связан с тягой,закрепленной на заднем мосту, подпружинен в направлении клина и выполнен с элементом для взаимодействия с ним, при этом кулачок выполнен с криволинейной поверхностью, контактирующей с упругим элементом, а система снабжена фиксирующим устройством ку749713

EID. Гтр,

CQ г 2 2 г 2 (С, Ь -4hgc " P );

4C )) C2

М= (с,+с,)-f,ñ Е,Е, С2 С, 42С а — — — Ь- — (СР,С т )+Г Р1Р2

26 С C 2 2 и

Cl т

Г (2 i 1я 1512и17 С2 Х2 я 2 22

I 2 )о Си н2о14ас «C hg+C2Р2пg 4 ц ЯИд

D + Ь- — )СP, Ñ Р)

LC 2LCq

С а С, С. 2 4hg C LP, Ч =-- ;н ь

L С2 4L С2 С, п П а лачка, связанным с механизмом привода стояночного тормоза.

Целесообразно фиксирующее устройство выполнить в виде зажима, охватывающего ось кулачка, стяжной пружины, раэжимного кулачка с рычагом, связанным тросом с механизмом привода стояночного тормоза.

На фиг. 1 изображена тормозная система автомобиля; на фиг. 2 — привод регулятора тормозных сил; на фиг. 3вид на привод регулятора тормозных сил по ходу автомобиля со стороны заднего моста; на фиг. 4 — вид по стрелке А на фиксирующее устройство кулачка по фиг. 3; на фиг. 5 — изменение давления Р2 в тормозных магистралях задних колес от давления

Р в магистралях передних колес при различной загрузке автомобиля.

Тормозная система автомобиля содержит главный тормозной цилиндр 1, управляемый педалью 2. Тормозные магистрали 3 и 4 связывают колесные тормозные цилиндры передних 5 и задних 6 колес с главным тормозным цилиндром. В тормозной магистрали 4 задних колес установлен регулятор тормозных сил 7 с пропорциональным клапаном. Привод регулятора 7 состоит из рычага 8, связанного с упругим элементом, выполненным в виде

4 пружины 9, кулачка 10 с элементами крепления 11 его оси 12 к кузову 13

Р=Р, Г4, в-мР,-Е, автомобиля, клина 14, установленного на заднем мосту 15 автомобиляКулачок 10 связан с тягой 16,закрепленной на заднем мосту 15. На оси 12 жестко связанной с кулачком 10, закреплен ролик 17, контактирующий с клином 14. Силовое замыкание ролика 17 и клина обеспечивается пружиной 18, установленной между кулачком 10 и элементом крепления 11.

Кулачок 10 выполнен с криволинейной поверхностью 19, в контакте с которой находится наконечник 20, закрепленный на упругом элементе 9.

Положение кулачка 10 может быть зафиксировано посредством зажима 21, охватывающего ось 12, стяжной пружины 22 и разжимного кулачка 23 с рычагом 24, связанным тросом 25 с механизмом привода стояночного тормоза 26.

20 Тормозная система содержит также тормозные механизмы 27 и 28 передних и задних колес.

Угол (с) клина 14 задается в пределах 30-60 в зависимости от при25 нятых размеров кулачка 10 по его оси, а также определяется жесткостью подвески автомобиля.

С учетом характеристики регулятора, характеристики подвески и условий торможения могут быть получены уравнения:. описывающие профиль кулачка

749713 @ " П О (= <1 (> Ю S11Ñ .; г = 2Г(г e) СОб а п1 = 8г(г+ )(гсоьас+г+ ); р.(q2 («(.)(g ц

R= 4(e+ v); u = 8" (+V) cos .; (5 4г g . Å). где

Е1,Е,—

1(1>" 2

V1 Ъ2

l Ill 7 П2 а,b

Р P г го

С о радиус кулачка; минимальный радиус ку- 10 лачка," вес автомобиля; длина рычагов упругого элемента привода; площади поршнI1 peгуля тора соответственно малого и большого диаметров; база автомобиля; жесткость упругого эле:;ента; высота центра. тяжести автомобиля; коэффициенты, характеризующие эффективность действия тормозов; радиусы тормозных барабанов (диска); радиусы колес; передаточное число механической части привода тормозов; площади рабочих тормозных цилиндров;

КПД привода, расстояние соответст- 35 венно от передней и задней осей до центра тяжести автомобиля; давление в тормозных цилиндрах передних колес; давление, соответствующее началу включения тормозных механизмов передних и задних колес, вызванное преодолением силы45 стяжных пружин тормозных колодок; сила возвратной пружины поршня регулятора; угол поворота кулачка; плечо рычага кулачка; длина тяги, связывающая кулачок с балкой заднего моста; угол наклона плеча кулачка и тяги по вертикали, когда они находятся на одной прямой; прогиб подвески, при котором винт рычага торсиона касается поршня 60 регулятора, не оказывая на него давления1 усилие сжатия подвески при прогибе а; жесткость подвески. 65

Из формулы видно, что профиль кулачка 10 зависит от статической нагрузки автомобиля, поэтому он должен быть различным при различной наrpy3Ke. Таким образом профиль кулачка 10 имеет криволинейную поверхность 19. Для того чтобы при изменении статической нагрузки автомобиля установить на соответствующий про филь кулачок, использован клин, который перемещает кулачок вдоль оси.

При этом усилие пружины 9 передается через рычаг 8 на поршень регулятора 7, обеспечивая начальное проходное сечение пропорционального клапана.

При нажатии на тормозную педаль

2 тормозная жидкость поступает из главного тормозного цилиндра 1 к рабочим тормозным цилиндрам 5 передних. колес и через регулятор 7 к задним тормозным цилиндрам б, и начинается процесс торможения автомобиля. При этом происходит относительное перемещение кузова 13 автомобиля и заднего моста 15. В связи с этим кулачок

10 поворачивается на некоторый угол, и рычаг 8 занимает определенное положение, передает дополнительное усилие на поршень и тем са1ым между давлениями входа и выхода регулятора

7 создается оптимальное соотношение.

При изменении статической нагрузки автомобиля клин 14 перемещает кулачок 10, устанавливая его профиль соответственно данной нагрузке. Положение кулачка фиксируется. фиксирующее устройство работает следующим образом.

Во время стоянки или остановки автомобиля трос 25, соединенный с ручным тормозом, при помощи рычага

24 поворачивает разжимной кулачок

23, и зажим 21 освобождает ось 12 кулачка 10. При изменении статической нагрузки автомобиля клин 14 перемещает кулачок 10. При снятии автомобиля с ручного тормоза кулачок

23 возвращается в исходное положение,и зажим 21 фиксирует ось 12 от дальнейшего перемещения.

Распределение давлений в тормозных магистралях происходит, как показано на фиг, 5, по кривым Б и Б для предельных значений загрузки автомобиля. В то время, как распределение давлений в прототипе следует

749713

Формула изобретения

Фиа 1 по ломанным линиям В и В для тех же значений нагрузки.

Пересечение указанных кривых у точек (р", р" (p и(p определяет значения коэффйциента сцепления, при которых может быть достигнуто оптимальное распределение тормозных сил по осям автомобиля.

Использование изобретения для любых значений коэффициента сцепления повышает эффективность торможения автомобиля, имеющего другую тормоз— ную систему.

1. Тормозная система автомобиля, содержащая главный тормозной цилиндр, тормозные магистрали передних и задних колес, колесные тормозные цилиндры, тормозные механизмы колес, механизм привода стояночного тормоза, причем в тормозной магистрали задних колес установлен регулятор тормозных сил с приводом, состоящим из рычага, связанного через упругий элемент с тягой, закрепленной на заднем мосту автомобиля, о т л и ч а ющ а я с я тем, что, с целью повышения эффективности торможения путем

1 оптимального распределения давления в магистралях передних и задних колес, привод регулятора тормозных сил снабжен клином, установленным на заднем мосту автомобиля, и кулачком с элементами крепления его ocu к кузову, причем кулачок связан с упо5 мянутой тягой, закрепленной на заднем мосту автомобиля, подпружинен в направлении клина и выполнен с элементом для взаимодействия с ним, при этом кулачок выполнен с криволинейной поверхностью, контактирующей с упругим элементом, а система снабжена фиксирующим устройством кулачка, связанным с механизмом привода стояночного тормоза.

2. Система по п. 1, о т л и ч а ю щ а я с я тем, что фиксирующее устройство выполнено в виде зажима, охватывающего ось кулачка, стяжной пружины и разжимного кулачка с рычагом, связанным с тросом с механизмом привода стояночного тормоза.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Нефедов Б. М. Антиблокировочные приспособления в тормозных сис25 темах легковых автомобилей, M., НИИАВТОПРОМ, 1967, с.10-12.

2. Мащенко А. Ф. и Розанов В..Г.

Тормозные системы автотранспортных средств, M., Транспорт, 1972, 30 с. 70-73 (прототип), 749713

23

Фис.4 фиг.f

Заказ 4532/13 Тираж 63 Подпис ное

ПНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035 Москва Ж-35, Раушская наб. д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная,4

Составитель В. Чернов

Редактор Т. Иванова Техред И.Асталош Корректор М.Вигула