Способ опорожнения гидротрансформатора гидромеханической трансмиссии транспортного средства и устройство для его осуществления
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советских
Социалистических
Республик
««1753692
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 23.11. 78 (21) 2688655/27-11 Р1)М КЛ. с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет
В 60 К 41/12
P 16 H 41/20
Государственный комитет
СССР по делам изобретений
H открытий
Опубликовано 070880. Бюллетень № 29
Датаопуб ..«кованияописания 070880 (53) УДК 629.113.585.5(088.8) (72) Авторы изобретения
В. Л. Довжик, В. В. Кийко, A. В. Лукьянов, Э. Э. Ьербовецкий и Ю. H. Васильев
Челябинский филиал Государственного Союзного ордена
Трудового Красного Знамени научно-исследовательского тракторного института (71) Заявитель
541 СПОСОБ ОПОРО)ХНЕНИЯ ГИДРОТРАНСФОРИАТОРА
ГИДРОИЕХАНИЧЕСКОЙ ТРАНС14ИССИИ ТРАНСПОРТНОГО
СРЕДСТВА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано, например, в трансмиссии тракторов промышленного назначения.
Известен способ опорожнения гидротрансформатора гидромеханической трансмиссии, заключающийся в том, что при переключении передач соединяют напорную гидролинию насоса с рабочей полостью фрикциона соответствующей передачи, прекращают подачу рабочей жидкости в полость гидротрансформатора и соединяют ее со всасывающей полостью насоса f1) .
Недостатком этого способа является относительно медленное и неполное,опорожнение гидротрансформатора, вызванное наличием внутренней циркуляции рабочей жидкости по замкну- 20 тому контуру насос-реактор-турбина.
Способ осуществляют устройством, содержащим насос, связанный напорной гидролинией с гидротрансформатором, управляющий распределитель, подключенный к напорной гидролинии, соединенной гидролиниями соответственно с рабочей полостью фрикциона переключения передач и резервуаров, сливн«гю гидролинию с подпорным клапаном и радиатором, соединенную через распределитель с всасывающей и нагнетательной гидролиниями, при этом элемент распределителя установлен с «оз-. можностью взаимодействия с подвижным элементом управляемого распределителя.
Известен также способ опорожнения гидротрансформатора гндромеханической трансмиссии, заключающийся в том что при переключении ступеней в коробке передач прекращают подачу рабочей жидкости в полость гндротрансформатора, затем последнюю сообщают с атмосферой (2j .
Способ осуществляют устройством, содержащим управляемый гидроклапан, связанный гидролинией с входом гидтротрансформатора и с атмосферой, причем его управляющая полость сообщена с источником давления рабочей жидкости посредством напорной гидролинии гидросистемы управления коробкой передач гидромеханической трансмиссии, и управляемый подпорный гидроклапан, имеющий управляющую полость и сообщенный с одной стороны с выходом гидротрансформатора, а с
753692 цругой стороны — через радиатор с гидробаком.
Недостатком этого способа и устройства для его осуществления являют=я повышенные энергетические затраты на опорожнение гидротрансформатора, 3р» переключении передач иглеет место човышенпе давления во всасывающей гидролинии насоса. Это объясняется гегл, что гидротрансформатор обладает
1олее высокой производительностью,. гем насос подпитки. .1О
Гидравлическое сопротивление на:оса и гидролиний приводит к унелигению давления на выходе из гидро.рансформатора и к потере части мощгости, развиваемой двигателем. 15
Цель изобретения — снижение энеретических затрат на опорожнение гид>отг нсфорглатора.
Для этого полость гидротрансфор атора сообщают непосредственно с 20 идробаком н момент разрыва круга ,иркуляции рабочей жидкости, а упавляемый гидроклапа« связан гидроинией для сообщения ее в рабочем ежиме трансмиссии с входом гидрорансформатора, при этом управляемый одпорный клапан непосредственно свяан с гидробаком для сообщения поледнего с выходом гидротрансформатора режиме опорожнения последнего.
Чертежи поясняют способ и устройтво, предложенное для его осущестления.
На фиг. 1 и фиг. 2 схематически зобра>кено устройство для осуществлеля предложенного способа, на фиг.1 вложение золотника "нейтраль"; на лг. 2 — поло>кение золотника "переача" устройство содержит гидробак 1, 40 лдротрансформатор 2, насос подпит3 с напорной гидролинией 4, свя»вающий управляемый гидроклапан 5 входе гидротрансформатора и управчемый подпорный гидроклапан 6 с сис- 45 змой управления КПП, причем гидро- чапан 5 соединен с напорной гидрочнией 4 через гидролинию 7, а под>рный гидроклапан б установлен в чдролинии 8 и связан с гидробаком гидролиниями 9 и 10, >ичем в сливной гидролинии 10 усгновлен радиатор 11. Гидроклапан 5
>держит двухпоясковый- золотник 12 пружиной 13, кольцо 14, размещен>е в управляющей полости 15, и по>сть 16, соединяющую полость гидро>ансформатора с атмосферой. Подпор>й гидроклапан б содержит двухпояс>вый золотник 17 с пружиной 18, уп вляющую полость 19 и полость 20, фО
>единеннную с выходом гидротранс рматора посредством гидролинии 8. лотник 21 системы управления коробперемены передач связан с бусте м 22 и с гидробаком .рабочей жидкости посредстном сливной гидролинии 23.
При положении "нейтраль" золотника 21 (фиг. 1) весь поток рабочей жидкости направляется на сливную гидролинию 23. Давление в управляющих полостях 15 и 19 клапанов отсут тует, и под действием пружины 13 зоотник 12 гидроклапана 5 перемещается до упора в кольце 14, ограничивающего ход золотника 12, сообщая полость гидротрансформатора с полостью 16 и с атмосферой. Одновременно золотник 17 гидроклапана б под действием пружины 18 перемещается на величину хода золотника и открывает сливную гидролинию 9, при этом рабочая жидкость из гидротрансформатора попадает в гидробак 1, минуя радиатор 11.
При переключении передач рабочая жидкость по гидролинии 4 направляется в бустер 22, в результате чего происходит кратковременное падение давления в напорной гидролинии 4. При этом золотник 12 гидроклапана 5 перемещается под действием пружины 13 в крайнее положение, полость гидротрансформатора сообщается с полостью 16 и атмосферой, а подпорный гидроклапан б сообщается с гидробаком 1 посредством сливной гидролинии 9, обеспечивая при этом минимальное сопротивление вытекающей из гидротрансформатора рабочей жид <ости и его интенсивное опорожнение.
При поло>кении золотника 21 "передача" (cM. фиг. 2) по мере повышения давления в бустере повышается давление в управляющих полостях 15 и 19, при этом золотники, 12 и 15 гидрокл панов перемещаются в другое кр йнее положение, сжимая соответствующие пружины 13 и 18. Гидроклапан 5 пропускает рабочую жидкость по гидролинии 7, и происходит заполнение гидротрансформатора. При этом золотник
17 кла«ана б также переме>цаясь н другое крайнее положение, перекрывает обе сливные гидролинии 9 и 10. По мере повышения давления н гидротрансформаторе, повышается давление в полости 20 гидроклапана б, золотник 17 перемещается и открывает сливную гидролинию 10,направляя рабочую жидкость в радиатор 11. При повышении давления в радиаторе выше допустимого золотник 17 гидроклапана перемещается в сторону полости 19, направляя часть потока рабочей жидкости на слив го гидролинии 9.
Как показывают расчеты, предлагаемые способ и устройство позволяют снизить энергетические затраты в гидромеханической трансмиссии в момент переключения передач до ЗЪ от мощности силовой установки трактора за счет снижения сопротивления при опорожнении гидротрансформатора и исключение необходимости отсасывания рабочей жид753692 кости из гидротрансформатора насосом подпитки. Кроме того, за счет применения гидроклапанов одинаковой конструкции снижается трудоемкость изготовления системы подпитки гидротрансформатора примерно на 30%.
Формула изобретения
1. Способ опорожнения гидротрансформатора гидромеханической трансмиссии транспортного средства, заключающийся в том, что при переключении ступеней в коробке передач прекращают подачу рабочей жидкости в полость гидротрансформатора, затем последнюю сообщают с атмосферой,о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью снижения энергетических затрат на опорожнение, полость гидротрансформатора сообщают непосредственно с гидробаком в момент разрыва круга циркуляции рабочей жидкости.
2. Устройство для осуществления способа по п. 1, содержащее управляемый гидроклапан, связанный гидролинией с входом гидротрансформатора и с атмосФерой, причем его управляющая полость сообщена с источником дав» ления рабочей жидкости посредством напорной гидролинии гидросистемы управления коробкой пе >едач гидромеханической трансмиссии и управляемый подпорный гидроклапан, имеющий управляющую полость ч сообщенный с одной стороны с выходом гидротрансформатора, а с другой стороны — через радиатор с гидробаком, о т л и ч а ющ е е с я тем, что управляемый гидроклапан связан гидролинией с напорной гидролинией для сообщения ее в рабочем режиме трансмиссии с входом
- гидротрансформатора, при этом управляемый подпорный клапан непосредственно связан с гидробаком для сообщения последнего с выходом гидо- трансформатора в режиме опорожнения последнего.
20 источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
Р 484101, кл. В 60 К 17/10, 29.06.71
2. Авторское свидетельство СССР
25 Р 593945, кл. В 60 К 41/12, 05.10.76 (прототип).
753692
Заказ 4823 13 .Тираж 763
ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035 Ыосква Ж-35 Раушская наб. д. 4 5
Подписное
Филиал ППП "Патент" " r. Ужгород, ул. Проектная, 4
Составитель В. Ухнин
Ре акта Н. Ахме ова Тех е H. Г б Ко екто Ы..цемчик