Устройство для контроля бдительности машиниста
Иллюстрации
Показать всеРеферат
О П И С А Н И Е (1ц76868T
ИЗОБРЕТЕЙИЯ
Союз Соеетскик
Социалистических
° Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (б1) Дополнительное к авт, свид-ву (22) Заявлено 25.12.78 (21) 2700804/27-11 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет (43) Опубликовано 07.10.80. Бюллетень № 37 (45) Дата опубликования описания 07.10,80 (51) M. Кл.з
В 61Ь 25/06
Государственный комитет
СС,СР (53) УДК 656.259.2 (088.8) по делам изобретений и открытий (72) Авторы изобретения
Я. Г. Шихер, М. А. Певзнер, Е. В. Орешкин, Ю. Е. Бовэ, Н. В. Маликов и С. Я. Айзинбуд
Проектно-конструкторское бюро Главного управления локомотивного хозяйства Министерства путей сообщения (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ БДИТЕЛЬНОСТИ
МАШИНИСТА
Изобретение относится к системам обеспечения безопасности движения транспортных средств и может быть использовано на железнодорожном транспорте.
Известно устройство для контроля бдительности машиниста, содержащее блоки приема и обработки сигналов локомотивной сигнализации, подключенные к реле времени, рукоятку бдительности, подключенную к реле, на выходе которого включен 10 электропневматический клапан автостопа (1).
Недостатком известного устройства является то, что проверка бдительности без учета деятельности по управлению локомо- 15 тивом способствует созданию условий монотонности в работе, что снижает эффективность проверки бдительности машиниста.
Цель изобретения — повышение эффек- 20 тивности проверки бдительности.
Цель достигается тем, что устройство снабжено соединенными последовательно блоками дифференцирования сигналов управления локомотивом, усилителем-форми- 2G рователем и соединенным с последним одним входом блоком контроля сигнала управления локомотивом, к другому входу которого подключена рукоятка бдительности, а к третьему и четвертому входам — 30 выход реле, к которому подключен один выход блока контроля сигнала, другой выход которого подключен к реле времени.
Кроме того, блок контроля сигнала управления локомотивом содержит реле выдержки времени и элементы «И»,причем инверсный выход одного элемента «И», подключен к одному входу другого элемента «И», выход которого подключен к входу реле выдержки времени, соединенному прямым выходом с одним входом третьего элемента
«И» и с одним входом четвертого элемента
«И», другой вход которого подключен к инверсному выходу одного элемента «И», прямой выход которого соединен с другим входом третьего элемента «И», а один и другой входы являются соответственно первым и третьим входами блока контроля сип ала, вторым входом которого является третий вход четвертого элемента «И», выход которого является одним выходом блока контроля, другим выходом которого является выход третьего элемента «И», а четвертым входом — другой вход другого элемента «И».
На чертеже показана функциональная схема устройства.
Устройство содержит приемный блок 1 с приемными катушками и усилителем. Выход приемного блока подключен к дешиф768687
G5 рирующему блоку 2. Выходы дешифрирующего блока 2 подключены к локомотивному светофору 3 и к реле времени 4 и воздействуют на реле 5. Локомотивный скоростемер 6 подключен к одному из входов реле времени 4, а один из выходов последнего подключен к реле проверки бдительности машиниста при сменах огней локомотивного светофора в дешифрирующем блоке 2, а выход реле 5 подключен к электропневматическому клапану автостопа 7 (ЭПК) и к входам блока 8 контроля сигнала управления локомотивом, к первому входу которого подключен блок 9 дифференцирования сигналов управления локомотивом через блок 10 усилителя-формирователя сигналов управления.
Входы блока 9 подключены к аппаратам управления локомотивом (на чертеже не показаны), которыми являются, например, контакты контроллера машиниста, контакты датчика, регистрирующего изменение давления в тормозной пневматической магистрали поезда, контакты кнопок управления.
Блок 8 контроля сигнала управления локомотивом состоит из логических элементов
«И» 11 — 14 и реле выдержки времени 15, причем одни входы элементов «И» 11 и 12 подключены к ЭПК, другой вход элемента
«И» 11 подключен к выходу блока 10, прямой выход элемента «И» 11 подключен к одному из входов элемента «И» 13, инверсный выход элемента «И» 11 подключен к другому входу элемента «И» 12 и к одному из входов элемента «И» 14. Выход элемента «И» 12 подключен к реле выдержки времени 15, прямой выход которого подключен к другому входу элемента «И» 13, а инверсный выход подключен к одному из входов элемента «И» 14, к другому входу которого подключена рукоятка бдительности (РБ) 16.
Блок 8 контроля предназначен для контроля работоспособности блоков 9 и 10, а в случае неисправности блока 9 или 10 отключает их и сигнализирует об этом, через блок 8 осуществляется также восстановление типовой схемы проверки бдительности нажатием РБ 16.
Устройство работает следующим образом.
Приемный блок 1 воспринимает сигналы из рельсовой цепи (не показана), усиливает их и передает в дешифрирующий блок 2.
Последний расшифровывает принимаемые сигналы и осуществляет зажигание одного из огней локомотивного светофора 3, соответствующего принимаемому сигналу.
Одновременно дешифрирующий блок 2 подключает реле времени 4 либо непосредственно к источнику питания, либо к конденсаторам (не показаны), обеспечивающим замедление реле времени 4. Подзаряд5
15 о
40 ка конденсаторов после отпадания реле времени 4 при периодических проверках бдительности осуществляется с помощью реле 5 рукоятки бдительности при подаче питания на него. Контакты скоростемера 6 подключены к реле времени 4 таким образом, что при превышении допустимых скоростей при соответствующих огнях локомотивного светофора происходит мгновенное включение реле времени 4. При включенных реле времени 4 и реле проверки бдительности машиниста при сменах огней локомотивного светофора в дешифрирующем блоке 2 осуществляется питание электропневматического клапана автостопа 7.
В случае отсутствия действия со стороны машиниста по управлению локомотивом на подключенных к аппаратам управления локомотивом входах, блока 9 сигналы отсутствуют, а следовательно отсутствует сигнал и на выходе блока 10. При этом отсутствует сигнал на первом входе элемента «И» 11, и следовательно отсутствует сигнал на прямом выходе элемента «И» 11 и присутствует сигнал на инверсном выходе этого элемента, подключенном к первому входу элемента «И» 12 и к входу элемента «И» 14.
Если при этом не поступает сигнал периодической или однократной (при сменах огней локомотивного светофора) проверки бдительности, и ЭПК 7 включен, на обоих входах элемента «И» 12 имеется сигнал, на его выходе также имеется сигнал, реле выдержки времени 15 включено, на его прямом выходе имеется сигнал, а на инверсном выходе сигнал отсутствует. На выходах элементов «И» 13 и 14 сигнал отсутствует.
Прн периодической или однократной проверке бдительности ЭПК 7 выключается и пропадает сигнал на входах элементов «И»
11 и 12. Элемент «И» 11 остается в прежнем состоянии, а элемент «И» 12 переключается, и на его выходе сигнал пропадает.
Реле выдержки времени 15 остается включенным в течение примерно 1 с, затем на его прямом выходе сигнал исчезает, а на инверсном выходе, соединенном с входом элемента «И» 14, сигнал появляется. Элементы «И» 13 и 14 остаются в выключенном состоянии, но на двух входах элемента «И»
14 сигнал имеется, и в случае нажатия машинистом в ответ на предупредительный сигнал рукоятки РБ 16 элемент «И» 14 переключается, на его выходе появляется сигнал, воздействующий на реле 5 рукоятки бдительности, что приводит к восстановлению реле времени 4 или реле проверки бдительности машиниста при сменах огней локомотивного светофора (не показано) дешифрирующего блока 2 и к включению
ЭПК 7, Если же машинист не нажимает рукоятку РБ 16 в течение 6 — 8 с с момента подачи предупредительного сигнала, то происходит принудительное торможение локомотива.
768687
При вьгполненин машинистом операций по управлению локомотивом на одном из входов блока 9, подключенном-к аппаратам управления локомотивом,. появляется сигнал; и"с.выхода блока 9 продифференцированный импульс:.поступает на вход. блока
10; в котором .производится . выделение по модулю и селекция поступающих на его вход сигналов. С. выхода, блока 10 нормированйый по амплитуде и длительности прямоугольный импульс поступает на один из входов элемента «И» 11, Если--при-этом отсутствует сигнал периодической или однократной проверки бдительности, то на другом входе элемента «И» 11 также присутствует сигнал, происходит его переключение и на прямом входе элемента «И» 11 появляется сигнал.
На инверсном выходе элемента «И» 11 сигнал пропадает, элемент «И» 12, ранее включенный, переключается и на его выходе сигнал пропадает. В течение примерно 1 с реле выдержки времени 15 остается включенным и в течение этого времени на обоих входах элемента «И» 13 имеется сигнал, элемент «И» 13 на это время переключается и на его выходе появляется сигнал, воздействующий на вход управления выдержкой реле времени 4, что восстанавливает заряд конденсатора времязадающей цепи реле времени и отменяет тем самым очередную периодическую проверку бдительности.
Если поступление сигнала от аппарата управления локомотивом совпадает с очередной периодической или однократной проверкой бдительности, элемент «И» 11 остается выключенным, а элемент «И» 12 выключается, так как исчезает сигнал на их входах, подключенных к ЭПК 7, реле выдержки времени 15 примерно через 1 с также выключается, элемент «И» 13 остается в прежнем состоянии, а элемент «И» 14 в случае нажатия машинистом рукоятки
РБ 16 переключается, и на входе управления реле 5 рукоятки бдительности появляется сигнал, отменяющий принудительное торможение. Если же машинист не нажмет рукоятку РБ 16, то принудительное торможение не отменяется независимо от того, производит ли машинист операции по управлению локомотивом.
При неисправностях блока 9 или 10 устройство работает следующим образом: в случае появления постоянного сигнала на выходе блока 10 происходит однократная отмена очередной периодической проверки бдительности, а в дальнейшем э..емент «И» 12 будет постоянно выключен, ре.:.е выдержки времени 15 также будет выкл|очено и на выходе элемента «И» 13 будет постоянно отсутствовать сигнал; при поступлении сигнала периодической или однократной проверки бдительности будет переключаться элемент «И» 11 и в случае
Формула изобретения
1. Устройство для контроля бдительности машиниста, содержащее блоки приема и обработки сигналов локомотивной сигнализации, подключенные к реле времени, рукоятку бдительности, подключенную к реле, на выходе которого включен электропневматический клапан автостопа, о т л ич а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения эффективности проверки бдительности, оно снабжено соединенными последовательно блоками дифференцирования сигналов упнажатия;:". рукоятки РБ -16.- принудительное торможение будет отменяться, т; е. при. та-кой неисправности будет . функционировать типовая схема. проверки. бдительности; . постоянное отсутствие:.сигнала:иа выходе блока;10:из-за. неисправности аналогично отсутстииж .;действий машиниста, по"управ=. лению локомотивом, в . этом случае .устроиство работает как типовая схема проверки
10 бдительности; при постоянном выключении элемента
«И» 11 элемент «И» 13 постоянно отключен, элемент «И» 12 переключается при появлении сигнала периодической или однократ15 ной проверки, реле выдержки времени 15 также переключается, для подтверждения бдительности машинисту необходимо на>кать рукоятку РБ 16, при этом элемент
«И» 14 переключается, и сигнал поступает
20 на вход управления реле 5 рукоятки бдительности, при такой неисправности функционирует типовая схема проверки бдительности; при постоянном включении элемента «И»
25 11 элементы «И» 12 и 14 и реле выдержки времени 15 постоянно выключены, при очередной периодической или однократной проверке бдительности при нажатии рукоятки РБ 16 не происходит включения ЭПК
50 7, что сигнализирует о неисправности устройства; прй йостоянном включении элемента «И»
12 или реле выдержки времени 15 элемент
И» 14 постоянно выключен; в этом случае
85 при очередной проверке бдительности в случае нажатия рукоятки РБ 16 включения
ЭПК 7 не происходит; при постоянно выключенном элементе
«И» 12 или реле выдержки времени 15 эле40 мент «И» 13 постоянно выключен, при очередной проверке функционирует типовая схема проверки бдительности.
Таким образом, предлагаемое устройство обеспечивает отмену очередной периоди45 ческой проверки бдительности при выполнении машинистом операций по управлению локомотивом, сохраняя при этом однократную проверку бдительности при смене огней на локомотивном светофоре, тем самым обеспечивая повышение эффективности проверки бдительности.,768687
Составитель О. Афанасьев
Техред И. Пенчко Корректор Т. Трушкина
Редактор H. Ахмедова
Заказ 2271/3 Изд. № 526 Тираж 569 Подписное
НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Я-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2 давления локомотивом, усилителем-формирователем и соединенным с последним одним входом блоком контроля. сигнала управления локомотивом, к. другому .входу которого подключена- рукоятка бдительности, а к третьему и,четвертому входам— выход реле, к которому . подключен. один выход блока контроля сигнала, другой выход которого подключен к реле времени.
2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что блок контроля сигнала управления локомотивом содержит реле выдержки времени и элементы «И», причем инверсный выход одного элемента «И» подключен к одному входу другого элемента «И», выход которого подключен к входу реле выдержки времени, соединенному прямым выходом с одним входом третьего элемента «И» и с одним входом четвертого элемента «И», другой вход которого подключен к инверсному выходу одного элемента «И», прямой выход которого соединен с другим входом третьего элемента . «И»„а один и другой
5 входы являются соответственно первым и третьим входами блока контроля сигнала, вторым входом которого является третий вход четвертого элемента «И», выход которого является одним выходом блока конт10 роля, другим выходом которого является выход третьего элемента «И», а четвертым входом — другой вход другого элемента
«И».
Источники информации, 15 принятые во внимание при экспертизе
1. Леонов А. А. Техническое содержание автоматической локомотивной сигнализации и автостопов. М., «Транспорт», 1974, с. 11 — 21.