Коробка передач для транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Соцмапмстмческкх
Респубики (ii) 785070 (6l) Дополнительное к авт. свид-ву № 511236 (22) Заявлено 07 12,78 (21) 2692233/27-11 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет—
Опубликовано 07.12.80. Бюллетень № 45
Дата опубликования описания.17.12.80 (51) М. Кл.з
В 60 К 17/08
Гесуаерстееииьй камнтет
СССР (53) УДК 629.113- .
-585. 1 (088.8) ао делам изобретений к открытий
Е. Н. Козлов, А. С. Солонский, М. Г. Мелешко, И. И. Болвако, : В. М. Семенов, В. П. Дудовцов и А. Н. Шимко (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО
СРЕДСТВА
Изобретение относится к транспортному машиностроению.
По основному авт. св. № 511236 известна коробка передач для транспортного средства, содержащая корпус, в котором размещены соосные входной и выходной валы, промежуточный вал, нереверсивный вал пониженных передач, шестерни постоянного зацепления, свободно установленные на валах, фрикционные муфты, установленные на входном валу, зубчатые муфты, одна из которых установлена иа промежуточном валу; а другая — на нереверсивном валу, и управляющую гидросистему, включающую пе* редний насос, приводимый от двигателя, и задний насос, связанный через шестерни постоянного зацепления промежуточного вала при помощи фрикционных муфт с входным валом, а через шестерни постоянного зацепления промежуточного вала и зубчатую муфту, размещенную на нем, — с выходным валом 11).
Однако вследствие того, что многодисковые гидроуправляемые фрикциоиные муфты, расположенные на входном валу, не обеспечивают необходимую чистоту выклю2 чения, т. е. не обеспечивают надежного рассоединения входного и последующих валов, переключение диапазонов зубчатыми муфтами происходит с повышенным шумом вследствие разных относительных скоростей соединяемых элементов. Ввиду того что не обеспечивается безударное включение, происходит повышенный износ зубчатых муфт, что снижает долговечность коробки передач.
Целью изобретения является повышение надежности и долговечности эа счет обеспечения безударного включения зубчатых муфт переключения диапазонов.
Поставленная цель достигается тем, что управляющая гидросистема снабжена управляемыми напорным клапаном, установленным в участке нагнетательной магистрали, сообщенном с задним насосом, при этом орган управления напорным клапаном кинематически связан с рычагами управления коробки передачи.
На чертеже приведена схема коробки передач.
Коробка передач для транспортного средства содержит входной 1, выходной 2 и промежуточный 3 валы, нереверсивный
78507О
Формула изобретения вал 4 пониженных передач, а также вал 5 привода заднего насоса.
На входном валу 1 расположены много дисковые, гидравлически управляемые фрикционные муфты 6 и 7, предназначенные для переключения передач в движении, и свободно сидящие шестерни 8, 9, 10 и 11, которые постоянно зацеплены с шестернями
12, 13, 14 и !5, жестко установленными на промежуточном валу 3.
На нереверсивном валу 4 пониженных передач и промежуточном валу 3 установлены скользящие зубчатые муфты 16 и 7, предназначенные для включения диапазонов. Шестерня 18, жестко установленная на выходном валу 2, зацеплена одновременно г шестернями 19 и 20, свободное посаженными на промежуточном валу 3 и нереверсивном валу 4 пониженных передач, а шестерня 21, свободно сидящая на нереверсивном валу 4 пониженных передач, кинема.тически связана с шестерней 22, жестко установленной на выходном валу 2,через шестерню 23, Нереверсивный вал 4 пониженных передач кинематически связан с промежуточным валом 3 через шестерни 24, 25, 26 и 27 постоянного зацепления, при этом шестерни 25 и 26 жестко посажены на вал 5 привода заднего насоса.
Передний насос 28 через вал 29, шестерни 30, 31 и полый вал 32 кинематически связан с коленчатым валом двигателя 33.
В нагнетательную магистраль заднего насоса 34 установлен управляемый напорный клапан 35, который связан с рычагом
36 управления.
При движении с работающим двигателем (одна из фрикционных муфт коробки передач включена) передний насос 28 и задний насос 34 приводятся во вращение от двигателя и подают масло в общую нагнетательную магистраль 37.
При переключении диапазонов фрикционные муфты входного вала выключаются, но имеющееся «ведение» дисками. связанны4 ми с барабанами муфт 6, 7, дисков, связанных с шестернями 8, 9, 10 н 11 из-за наличия между ними масляной пленки, вращает промежуточный вал 3 и вал 5 привода заднего насоса, который подает масло в нагнетательную магистраль.
При помощи напорного клапана 35, управляемого рычагом 36, повышается давление в нагнетательной магистрали 37, При этом создается дополнительное сопротивление на проворачивание заднего насоса 34, 1о что приводит к остановке! вала 5 привода заднего насоса и связанных с ним шестерен, а следовательно, останавливается промежуточный вал 3 и нереверсивный вал 4 пониженных передач.
Использование технического решения обеспечит безударное включение зубчатых муфт при переключении диапазонов передач, тем самым устраняется торцовой износ зубьев муфт и включаемых шестерен. Кро20 ме того, данное техническое решение исключает шум при переключении диапазонов передач, улучшая условия труда.
Коробка передач для тра нспортного средства по авт. св. № 511236, отличающаяся тем,-что, с целью повышения надежности и долговечности за счет обеспечения безударного включения зубчатых муфт переключения диапазонов, управляющая гидросистема снабжена управляемым напорным клапаном, установленным в участке нагнетательной магистрали, сообщенном с задним насосом, при этом орган управления напорным клапаном кинематически связан с рычагом чправления коробки передач.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР № 51!236, кл. В 60 К 17/08, 1972.
Л ЯЛ)д бУ0 7 И 18 2 ZZ
Составитель О. Великая
Редактор Г. Бельская Техред А. Бойкас Корректор Г. Назарова
Заказ 8730/13 Тираж 763 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
I l 3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП <Патента, r. Ужгород, ул. Проектная, 4