Якорь электрической машины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
<и1792489 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 301078 (21) 2678402/24-07 с присоединением заявки ЙУ (23) Приоритет (g)) . (я
Н 02 К 3/50
Государственный вомятет
СССР во делам язобретення я открытия
Опубликовано 301280. бюллетень N9 48 (З) УДК 621. 313. .043.3(088.8) Дата опубликования описания 301280
P2) Авторы изобретения
A.Ä. Глущенко, A.Ï. Федотов, В.Е. Верхогляд,Ю.К. Козлов, В.И. Киселев, В.Г. Гавриш, A.Д. Беленький, Ю.3. Перельман и К.У. Саидов
Ташкентский ордена Трудового Красного Знамени институт инженеров железнодорожного транспорта (11) Заявитель (54) ЯКОРЬ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ
Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано, например, в тяговых электро- двигателях тепловозов.
Известен якорь тягового электродвигателя, содержащий установленный на валу сердечник с обмоткой, лобовые части .которой удерживаются посредством бандажа, к нажимные шайбы.
В этом якоре бандаж выполнен из 16 стеклоленты, намотанный в несколько слоев по толщине и закрывающий лобовые части по всей длине (1) .
Недостатками такого якоря являются частые замыкания проводников об- 15 мотки на железо якоря, поскольку тяговые электродвигатели тепловозов работают в условиях вибраций и часто возникающих явлений боксования колесных пар. При этом часть бандажа, при- 2О мыкающая к железу якоря в месте замыкания, выгорает и создаются условия для размотки бандажа аэродинамическими силами. Это снижает надежность якоря. 25
Кроме того, намотка стеклобандажа сложная технологическая операция,требующая затрат времени в количестве
30-45 мин и высокой квалификации намотчика. Большинство порч тяговых 3Q электродвигателей по причине разрушения бандажей лобовых частей происходит из-за нарушения технологии намотки цоследнего.
При ремонте якорей тяговых электродвигателей стеклобандаж разрезают, так как после сушки он является монолитной конструкцией, т.е. последний неремонтопригоден.
Целью изобретения является повышение надежности якоря.
Указанная цель достигается тем, что в якоре электрической машины, содержащем установленный на валу сердечник с обмоткой, лобовые части которой удерживаются посредством бандажа, и нажимные шайбы, бандаж состоит по крайней мере из двух расположенных одно внутри другого колец, сопрягаемые поверхности которых выполнены коническими, а внутреннее кольцо в направлении продольной оси якоря выполнено разрезным.
Кольца бандажа могут быть соединены между собой, например, шпильками. Внутреннее кольцо бандажа своим торцом может быть прижато к торцу сердечника. Торец наружного кольца бандажа со стороны лобовых частей может иметь гофрированную форму,ох792489 ватывать их и может быть закреплен на нажимной шайбе, например, болтами ° йа фнг. 1 показан якорь электрической машины, разрез по оси на фиг. 2 — якорь электрической машины
;с бандажом, торец наружного кольца которого охватывает лобовые части обмотки, разрез по оси; на фиг.3 вид по стрелке Б на фиг. 2.
Якорь электрической машины содержит сердечник 1, в пазах которого размещены проводники обмотки 2 с лобовыми частями 3. Обмотка закреплена в пазах посредством пазового клина
4. Бандаж лобовых частей 3 обмотки состоит из двух колец, внутреннего 5 I5 и наружного 6. Кольца 5 и 6 расположены одно внутри другого и их сопрягаемые поверхности 7 выполнены коническими. Кольцо 5 выполнено разрезным. Кольца соединены между собой ЭЪ шпилькой 8. Торец 9 кольца 5 упирается в торец сердечника 1.
Кольцо 6 вытачивается с внутренней поверхностью взаимно ответной с наружной поверхностью кольца 5, причем внутренний диаметр кольца 6 назначается с таким расчетом, чтобы при напрессовке его до упора создавался расчетный радиальный натяг.После напрессовки кольцо 6 может быть скреплено с кольцом 5 при помощи шпилек, как показано на фиг. 1.
На фиг. 2 и 3 показан конструктивный вариант якоря с бандажом, в котором кольцо 6 имеет торец 10 тороидальной гофрированной Формы и гофры охватывают петли лобовых частей. Снизу торец 10 закреплен на ободе задней нажимной шайбы 11 болтами 12. Такое решение позволяет снизить танген- 4Q цнальные вибрации лобовых частей за счет того, что проводники петлями опираются на гофры кольца.
Описанное техническое решение позволяет повысить надежность работы якоря электрической машины.
Формула изобретения
1, Якорь электрической машины,содержащий установленный на валу сердечник с обмоткой, лобовые части которой удерживаются посредством бандажа, и нажимные шайбы, о т л и ч аю шийся тем, что, с целью повышения надежности, бандаж состоит по крайней мере из двух расположенных одно внутри другого колец, сопрягаемые поверхности которых выполнены коническими, а внутреннее кольцо в направлении продольной оси якоря выполнено разрезным.
2. Якорь по и. 1, о т л и ч а юшийся тем, что кольца бандажа соединены между собой, например, шпильками.
3. Якорь по пп.1 и 2,о т л и ч а ю шийся тем, что внутреннее кольцо бандажа своим торцом прижато к торцу сердечника.
4. Якорь по пп. 1, 2 и 3, о т л и ч а ю шийся тем, что торец наружного кольца бандажа со стороны лобовых частей имеет гофрированную форму и охватывает их.
5. Якорь по п. 4, о т л и ч а юшийся тем, что торец наружного кольца закреплен на нажимной шайбе, например, болтами.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Тепловоз 2ТЭ10Л. Под.ред.
B.P. Степанова, М, "Транспорт", 1970, с. 108-109, рис. 78.
792489
Составитель Ф. Подольская
Редактор 3. Ходакова Техред Е,Гаврилешко Корректор М. Вигула
Заказ 9595/бО Тираж 783 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4